Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности
Авторы: Анахина Татьяна Александровна, Васильева Светлана Николаевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 06.04.2017
Статья просмотрена: 1897 раз
Библиографическое описание:
Анахина, Т. А. Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе повседневной деятельности / Т. А. Анахина, С. Н. Васильева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 2 (8). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/54/2294/ (дата обращения: 19.12.2024).
Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО конкретизируется образовательной областью «Познание» и на сегодняшний момент становится одним из приоритетных направлений педагогических изысканий, так как дошкольный возраст — это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Практика показывает, что дети дошкольного возраста способны усваивать знания, отражающие закономерные явления природы. В соответствии с возрастными особенностями детей педагогам необходимо создавать условия для формирования и развития естественнонаучных представлений. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Приобретенное в детстве умение видеть или слышать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет их знания, способствует формированию характера и интересов. Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
В наши дни в дошкольных учреждениях дети получают большой объем знаний по математике, русскому и иностранному языку. В то же время бытует мнение, что в экологическом образовании знания такого большого значения не имеют, а основной акцент делается на воспитание бережного отношения к природе, выработке трудовых навыков в природных условиях. Конечно, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде. Однако этого недостаточно: детям нужен минимум экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя экологически грамотно. Сочетание эмоционального отношения к природе и знаний о ней даст гораздо больший эффект. Необходимо разумно, с учетом психолого-физиологических особенностей, сочетать духовное и интеллектуальное развитие ребенка. Следует отметить, что многие педагоги в процессе обучения обращают внимание детей, прежде всего на живые объекты, особенно животных, крайне мало внимания уделяется объектам неживой природы. Вместе с тем известно, что у детей велик интерес и к объектам неживой природы, и при правильной организации работы (проведении опытов, наблюдений в игровой форме) ребенок легко усваивает знания о неживой природе и ее связи с живой природой.
В связи с этим возникло противоречие между необходимостью повышать уровень экологического воспитания детей и недостаточностью технологической проработкой этого процесса в условии традиционного обучения. Полноценное экологическое воспитание детей возможно при условии построения процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста через повседневную деятельность.
В основе опыта лежат идеи выдающихся мыслителей и педагогов прошлого, которые придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева, А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. В связи с этим в 90-е годы в России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Целью реализации экологического содержания программы «Детство» является формирование экологической воспитанности дошкольников. Рождение экологического миропонимания связано с освоением важной нравственно-философской категории «Мы», то есть единства. Это и определило название программы, которую, создала Н. Н. Кондратьева. В настоящей программе представлены доступные дошкольнику элементы экологической культуры. Ядром ее содержания являются экологические представления о животных, растениях, людях как живых существах. Изучение теоретической литературы, проведение анализа программы дали направление о выборе темы опыта.
В опыте используются материалы программы Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию!». Содержание представленного плана отражает основные принципы построения данной программы:
− системное строение природы;
− понятие «живое» как основа экологического образования;
− единство живой и неживой природы;
− приспособление растений и животных к среде обитания и к сезону;
− единство человека и природы как основы экологического сознания.
Цель опыта: обеспечение положительной динамики формирования основ экологической культуры дошкольников через повседневную деятельность.
Для достижения цели отобрано ряд методов и форм работы с детьми.
Методы:
− анализ специальных литературных источников;
− диагностика уровня экологических знаний детей, соответствия его современным требованиям;
− практические (игровые).
Формы организации работы с дошкольниками:
− беседы;
− наблюдения;
− экскурсии;
− труд;
− опытная деятельность;
− игры и игровые упражнения;
− досуги, развлечения, праздники.
Для успешного решения задач по экологическому воспитанию дошкольников в повседневной деятельности выделили следующие направления в своей деятельности:
− взаимодействие с детьми;
− взаимодействие с родителями воспитанников.
Прежде всего, особое внимание уделено развивающей среде, разработана модель организации предметно-развивающей среды. В группе был оформлен уголок природы, подобраны комнатные растения согласно возрастному принципу и требованиям программы, организованна мини лаборатория, систематизированы и изготовлены дидактические игры с элементами моделирования: «Цветочный мир?», «Отгадай, где я живу?», «Растения и окружающая среда», «Заселите планету», «Расскажи про птиц», «Расскажи о животных», и д. р. Средством достижения поставленных целей и задач были выбраны различные формы работы с детьми в повседневной деятельности.
− исследовательской деятельности детей
− беседы, чтения
− целевых прогулок, экскурсии
− наблюдения
− на экологической тропинке
− работа на метеостанции
− игровая деятельность
− трудовая деятельность.
Работа строились с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Разработан и проведён цикл бесед, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Конспекты бесед на темы: «Наш дом — природа», «В гостях у Гриба — Лесовика».
Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. С этой целью разработаны маршруты целевых прогулок по территории ДОУ и за её пределы для разных возрастных групп, составлены планы-конспекты экскурсий к объектам природы, продуманы циклические и эпизодические наблюдения за одним и тем же объектом.
В детском саду имеется экологическая тропинка. Была разработана форма работы на экологической тропинке. Это наблюдения, беседы, игры. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологического воспитания и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, чувства близости с природой и сопереживания к живым существам.
Большое значение придавалось ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Такие игры как «Приготовь лекарство», «Построй домик животному».
Одной из наиболее сложных форм по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста через повседневную деятельность является трудовая деятельность. Данная форма предлагает организацию совместной трудовой деятельности детей и воспитателей. Трудовая деятельность ребенка — дошкольника всегда содержит элемент игры, подражание жизни взрослых. В любом случае «труд в природе» традиционно считается неотъемлемой частью ознакомления дошкольников с окружающим миром, а в последние годы — и экологического образования дошкольников. В процессе труда в природе учила детей подчинять свою деятельность, свои желания определенным общественным мотивам, понимать, что его труд принесет пользу людям, сохранит животных, растения. Трудовые поручения используем при работе детей в уголке природы. Это дает возможность тщательно руководить действиями детей — оказать прямую помощь тем, кто нуждается в ней, дать дополнительные разъяснения, советы, проконтролировать выполнение трудовых операций. Все это помогает прочному формированию экологической культуры, а также воспитанию ответственности за порученное дело. Очень занимательным делом для детей стало выращивание «зеленого огорода» на окне в зимний период. Если в младших группах дети сами сажали лук, фасоль, верхушки корнеплодов — моркови, свеклы, то в старших группах выращивали самостоятельно рассаду для огорода и цветников. В старшей группе ежедневно организовывали дежурство в уголке природы. Дети самостоятельно определяли круг своих дел, следили за комнатными растениями. В конце дня дежурные делились своими впечатлениями и наблюдениями, рассказывали что-нибудь интересное.
Итоги работы над темой опыта показали, что существенно улучшились показатели уровня сформированности экологических представлений и основ экологической культуры дошкольников. Это было связано с использованием предложенной системы экологического воспитания детей дошкольного возраста в повседневной деятельности. Стабильная систематическая работа в данном направлении дала положительные результаты в работе с детьми.
Таким образом, систематическая, целенаправленная и последовательная работа по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста в повседневной деятельности способствует формированию основ экологической культуры дошкольников, открывает большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Литература:
- Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста/О. А. Воронкевич — СПб.: «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2008. — 496 с.
- Зебзеева В. И. О формах и методах экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – № 7. – с. 45–49.