Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 14.05.2015

Статья просмотрена: 474 раза

Библиографическое описание:

Аршинова, Н. А. Педагогика оздоровления в системе коррекции общего недоразвития речи у детей / Н. А. Аршинова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 11-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/134/ (дата обращения: 19.12.2024).

Давно известно, что основа «фундамента» физического и психического здоровья ребенка закладывается в детстве. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем всего организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья младших школьников и дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. Ведь от состояния здоровья детей во многом зависит благополучие нашего общества.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с отклонениями в развитии. Одним из характерных недостатков развития детей являются недостатки речевого развития. Статистика неизменно фиксирует рост речевых патологий. Увеличение процента детей с ОНР, усложнений речевых нарушений различными формами проявления дизартрий. Все эти данные говорят о необходимости поиска более продуманной системы коррекционной работы.

Для детей с речевой патологией характерно нарушение общей и мелкой моторики. Дыхание часто поверхностное, ключичное. Одни дети гиперактивные, другие пассивные, вялые, что обусловлено слабостью нервной системы, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, общую и мелкую моторику.

При отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства детей речевые проблемы осложняются патологическими чертами характера. Возможны агрессивность, чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижаются память и работоспособность.

К каждому воспитаннику необходим индивидуальный подход.

В логопедической деятельности используются разные методы и средства коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи, что в свою очередь помогает максимально достичь возможных успехов и результатов не только речевого, но и общего развития ребенка в целом.

Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии. Так что же это такое?

Здоровьесберегающие технологии — это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.

Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить ребёнку высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитав у него культуру здоровья.

Принципы здоровьесберегающих технологий.

-          «Не навреди!»;

-          сознательности и активности;

-          непрерывности здоровьесберегающего процесса;

-          систематичности и последовательности;

-          доступности и индивидуальности;

-          всестороннего и гармоничного развития личности;

-          системного чередования нагрузок и отдыха;

-          постепенно наращивания оздоровительных воздействий;

Методы и приёмы таких технологий весьма разнообразны и имеют несколько направлений: логопедическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педагогическое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное.

Логопедическое направление является ведущим. В практической деятельности применяются традиционные здоровьесберегающие компоненты:

1. Артикуляционная гимнастика.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

2. Дыхательная гимнастика.

Неотъемлемая часть оздоровительного режима — дыхательная гимнастика, способствующая развитию и укреплению грудной клетки. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмально — речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха.

На каждое занятие включается несколько упражнений. По мере овладения упражнений детьми добавляются новые.

3. Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушениями речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Оздоровительные паузы — физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

4. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.

В процессе логопедической работы была выявлена необходимость развития мелкой моторики в целях повышения эффективности коррекционной работы с детьми. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи ребенка и его мышления.

У детей при ряде нарушений речи отмечается общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев, выраженные в различной степени, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

На коррекционных занятиях, уделяя особое внимание развитию мелкой моторики пальцев рук, решается несколько задач одновременно — активизируются речевые центры головного мозга, ребенок учится подражать взрослому, вслушивается в обращенную речь, запоминает и проговаривает стихотворения, концентрирует и правильно распределяет внимание, развивает фантазию, воображение. Ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи, поэтому это отличное упражнение для развития памяти. К тому же создает благоприятную эмоциональную атмосферу

Специфические компоненты

1. Музыкотерапия и логоритмика.

Музыкотерапия — это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.

Цель логопедических и логоритмических занятий с использованием музыкотерапии — создание положительного эмоционального фона реабилитации:

-          снятие фактора тревожности;

-          стимуляция двигательных функций;

-          развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей;

-          растормаживание речевой функции;

-          развитие чувства ритма, темпа, времени;

-          развитие мыслительных способностей и фантазии;

-          развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;

-          нормализация просодической стороны речи.

Музыкальная ритмика используется при лечении:

-          тиков

-          заикания

-          нарушений координации

-          расторможенности

-          моторных стереотипов

-          дыхательных нарушений (в т. ч. и речевого выдоха)

-          брадилалии и тахилалии.

Логоритмика в частности, есть движение, соединенное с речью, речевым выражением эмоций и форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

2. Методика логоритмических упражнений без музыкального сопровождения.

Эти упражнения нормализуют темп и ритм речи заикающихся, развивают словарный запас, автоматизируют произношение у детей с дизартрическим компонентом.

3. Сказкотерапия.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:

-          развивать познавательные способности детей, умения устанавливать простые причинно-следственные связи, показывать и адекватно оценивать модели поведения в различных жизненных ситуациях;

-          развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;

-          помогать усваивать социальные нормы взаимоотношений в обществе;

-          помогать разрешать личностные проблемы ребёнка опосредованным путём, показывать успешные модели взаимодействия с окружающим миром.

Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

Нетрадиционные компоненты

1.                  Су-джок терапия.

Су-джок терапия — это одно из направлений ОННУРИ медицины, разработанной южно-корейским профессором Пак Чже Ву. В переводе с корейского языка Су — кисть, Джок — стопа. Су-Джок акупунктура — последнее достижение Восточной медицины.

Поистине удивительные результаты даёт массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, массажных мячиков-ёжиков, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша и других подручных предметов. Такой массаж не только оказывает благотворное влияние на весь организм, но также помогает решать наши коррекционные задачи: активизирует мозг, развивает межполушарное взаимодействие, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти, образного и абстрактного мышления, оптико-пространственного восприятия и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

2. Массаж и самомассаж лица и пальцев Е. Ф. Архиповой и О. И. Крупенчук.

Применяется с целью развития подвижности артикуляционного аппарата щек и губ.

В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряет артикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудом поддаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

Виды развивающего массажа, используемые в логопедической практике:

-          массаж и самомассаж лицевых мышц;

-          массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

-          аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

-          массаж язычной мускулатуры.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый. Использование игрового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Дети (без лишних усилий педагогов и родителей) делают себе массаж, развивают речь, мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Массаж ушных раковин. Оттянуть уши вперед, затем назад, медленно считая до 10. Начать упражнение с открытыми глазами, затем глаза закрыть. Повторить 7 раз.

3. Биоэнергопластика — это содружественные движения руки и языка. Они выполняются одновременно, ритмично с целью активизации органов артикуляции, для достижения лучших результатов по постановке звуков, оказывают благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивают координацию движений и мелкую моторику, улучшают внимание, память, мышление, речь.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

4.                  Кинезиология О. И. Крупенчук.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Кинезиология — это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения — комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

-          В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

-          В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

-          Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

Кинезиологические упражнения:

«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять, начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.

«Кулак — ребро — ладонь». На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8–10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Лезгинка» Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6–8 раз

«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки (гриб под елью, квадраты, треугольники, горизонтальные линии), буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

«Ухо — нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

«Змейка». Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и чётко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы рук.

«Горизонтальная восьмерка». Вытянуть перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжать в кулак, оставив средний и указательный пальцы вытянутыми. Нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Рисовать начинать с центра и следить глазами за кончиками пальцев, не поворачивая головы. Затем подключить язык, т. е. одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком.

5.                  Пескотерапия

Для организации игр с песком используются камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.

Благодаря играм с песком у детей развивается тактильно-кинетическая чувствительность и мелкая моторика рук; снимается мышечная напряжённость; развивается мотивация речевого общения; формируются первичные произносительные умения и навыки; пополняется словарь; формируется связная речь.

-          «Чувствительные ладошки» (Т. Д. Зинкевич — Евстигнеевна)

·           Положите ладоши на песок, закройте глазки, почувствуйте, какой он.

·           Откройте глазки, расскажите, что вы чувствовали (ответы детей).

·           Сделайте то же самое, повернув ладошки другой стороной. Расскажите о своих ощущениях.

-          Скользить по поверхности песка как змейка или как машина.

-          Пройтись ладошками, как слон, как маленький слонёнок, как быстрый зайчик.

-          Оставить отпечатки ладошек, кулачков, ребер ладоней.

-          Создать узоры и рисунки — солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

-          «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

-          Просеять песок сквозь пальцы или щепоткой высеять дорожку из контрастного по фактуре песка.

-          Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы. И т. д.

6.                  Релаксация

Используется для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей.

«Снеговик» Стоя. Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала «тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.

«Дерево» Исходное положение — сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы — семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер — вы раскачиваетесь, как дерево.

В результате использования приемов здоровьесберегающих технологий в логопедии:

-          повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

-          корректируется поведение и преодолеваются психологические трудности;

-          формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

-          развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Таким образом, рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в практической деятельности, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с дошкольниками даёт положительные результаты.

Здоровье — это главное жизненное благо. Только здоровый человек может быть свободным, радостным, счастливым.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, мелкая моторика, развитие, упражнение, коррекционная работа, левая рука, общая моторика, палец рук, дыхательная гимнастика, логопедическая работа.

Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых поражений мозга

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Похожие статьи

Технология наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников

Система работы учителя-логопеда дошкольного учреждения по формированию пространственных представлений у детей с общим недоразвитием речи

Чтение как средство коррекционного воздействия на дошкольников с системным недоразвитием речи

Анализ современного состояния проблемы общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников с общим недоразвитием речи

Диагностика осязательного восприятия дошкольников с нарушением зрения

Особенности социально-психологической готовности детей с общим недоразвитием речи к школе

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых поражений мозга

Коррекционная работа по формированию операций морфемного анализа у младших школьников с общим недоразвитием речи

Задать вопрос