Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 1683 раза

Библиографическое описание:

Плотникова, К. М. Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста / К. М. Плотникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/164/ (дата обращения: 17.10.2024).

Развитие мелкой моторики рук является одним из главных средств, для эффективного развития ребёнка и подготовки к обучению навыкам письма.

Что же такое мелкая моторика рук? Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д. [2]

У ребенка могут возникнуть большие трудности с развитием мелкой моторики, если в определенный жизненный этап не уделить этому должного внимания.

Развитие мелкой моторики рук необходимо начинать с малых лет. Учить ребенка держать правильно ложку, кисть, карандаш.

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. В связи с этим, при стимуляции моторных навыков пальцев рук, речевой центр начинает активизироваться.

Как же развить мелкую моторику рук? Этот вопрос является распространённым. Она развивается через множество видов деятельности. Все виды деятельности по развитию мелкой моторики у детей условно можно систематизировать следующим образом:

1 группа: игры с пальцами

-                    пальчиковая гимнастика;

-                    массаж пальцев и ладоней;

-                    рисование пальцами.

2 группа: кукольный театр

-                    настольный театр;

-                    верховой театр.

3 группа: игры с мелкими предметами

-                    игры с крупами и природным материалом;

-                    работа с мелкими игрушками;

-                    работа с мячом;

-                    выполнение узоров из мелких деталей

4 группа: изобразительная деятельность

-                    рисование;

-                    лепка;

-                    аппликация;

-                    конструирование

Так же хорошим помощником в ее развитии служат различные развивающие игрушки, которые можно приобрести в магазине или изготовить своими руками.

Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. В противном случае, ребенок может проглотить любую мелкую деталь или подавиться ей.

Вот несколько простых и эффективных игр, на развитие мелкой моторики:

1.       Застегивание, расстёгивание пуговиц и замков, шнуровка. Данная игра направлена на развитее как мелкой моторики, так и навыка самообслуживания. Позвольте ребенку одеваться самому, даже если это займет больше времени. Так же можно изготовить различные игрушки, где будут молнии, шнурки, пуговицы, банты и т. д.

Рис. 1. Фотография взята: http://yamac.ru/referat/dlya-studenta/logicheskii-kub/)

 

2.       Вырезание — один из самых простых способов развития мелкой моторики. Для этого необходим картон, цветная бумага, клей и ножницы. Пусть ребенок займется вырезанием и приклеиванием картинок и различных геометрических фигур. Так же это развивает воображение.

3.       «Чудо баночки». Для их изготовления необходимо несколько банок, различные крупы и небольшое количество мелких игрушек, таких как: детали от «лего», игрушки из «киндер сюрприза». Высыпаете крупы в банки и кладете туда ваши игрушки. Ребенок на ощупь ищет и угадывает, что же там лежит. Так же это развивает тактильные ощущения.

Рис. 1. Фотография взята: из личного архива автора)

 

4.       Для девочек хорошо подходит изготовление бус. Для этого необходима леска и разные по цвету и размеру бусины. Ребенок учится нанизывать бусины на леску.

Также можно изготовить стенд для развития мелкой моторики. Для этого необходимо: не большой лист ДСП, старые шпингалеты, циферблаты, дверные звонки, выключатели, замочки, задвижки и т. д. Все это прикрепляется на лист ДСП. И у вас получается очень интересный и развивающий стенд.

Таким образом, процесс развития мелкой моторики рук можно осуществлять не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту.

Рис. 1. Фотография взята: http://blog.trud.ru/users/3189447/post234757884/

 

Главным правилом является то, что, как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика, определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

 

Литература:

 

1.      Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2006

2.      https://ru.wikipedia.org/wiki/ %CC %E5 %EB %EA %E0 %FF_ %EC %EE %F2 %EE %F0 %E8 %EA %E0

3.      Ермакова И. А. «Развиваем мелкую моторику у малышей»

Основные термины (генерируются автоматически): мелкая моторика, мелкая моторика рук, развитие, ребенок, игра, игрушка, лист ДСП.
Задать вопрос