Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 31.05.2015

Статья просмотрена: 591 раз

Библиографическое описание:

Вагина, Т. М. Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/173/ (дата обращения: 16.11.2024).

Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.

Антуан. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

 

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.

В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно — технического прогресса стоит особенно остро.

Экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.

Два года назад в нашем детском саду появилось три методических объединения. Одно из них в которое я вхожу, называется «Естественно научное». Так как моя тема самообразования звучит так: «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии», я выбрала для себя написание программы дополнительного образования по исследованию в экологии. Программу разрабатывала на все возрастные группы в детском саду. Свою программу я назвала «Мир природы на ладошках»

Актуальность: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.

Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Цель: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально — активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н. А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом:

-           1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

-           2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

-           3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.

Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый, своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.

Методическое обеспечение

Игры, загадки, экологические сказки и рассказы, стихи

Материал для работы с детьми и инструменты для исследований

Основное оборудование мини-лаборатории:

1.                  приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

2.                  природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;

3.                  утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

4.                  разные виды бумаги;

5.                  красители: гуашь, акварельные краски;

6.                  медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

7.                  прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.

Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами

Структура занятия

Блок-схема: процесс: Теория Блок-схема: процесс: Экспериментирование Блок-схема: процесс: Физ.минутка
 

те

 

 

 

 

 


Для программы были разработаны проекты (старший дошкольный возраст) и занятия на все возрастные группы; анкеты, памятки, консультации для родителей; учебно-тематический и перспективно — тематический план.

Учебно-тематический план

Первая младшая группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 Осень на Ямале

0,7

0,3

2«Волшебная водичка»

0,7

0,3

3 «Воздух-невидимка»

0,7

0,3

4 «Поиграем с солнышком»

0,7

0,3

5 «Песок»

0,7

0,3

6 «Камни»

0,7

0,3

7 «Путешествие в лес»

0,7

0,3

8 «Беспорядок в лесу»

0,7

0,3

 

Вторая младшая группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 «Природа — наш дом родной»

0,7

0,3

2 «Воздух-невидимка»

0,7

0,3

3 «Как белка к зиме готовится»

0,7

0,3

4 «Путешествие в зеленую страну»

0,7

0,3

5 «Письмо ласточки»

0,7

0,3

6 «От снежинки к капельке»

0,7

0,3

7 «Вода — водичка»

0,7

0,3

8 «Умники и умницы»

0,7

0,3

 

Средняя группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 «Здравствуй экология»

0,7

0,3

2 «Воздух-невидимка»

0,7

0,3

3 «Волшебница вода»

0,7

0,3

3 «Олени — северные животные» П./и «Оленьи упряжки»

0,7

0,3

5 «Зимние гости»

0,7

0,3

6 «Весна красна»

0,7

0,3

7 «Путешествие с лесовичком»

0,7

0,3

8«Кто живёт в лесу?»

0,7

0,3

 

Старшая группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1 «Сохраним планету чистой»

0,7

0,3

2 «Водица — царица»

0,7

0,3

3«Волшебная кладовая»

0,7

0,3

4 Природоохранное занятие. «Чтобы почва не болела» (акция «батарейка»).

0,7

0,3

5«Да будет свет!»

0,7

0,3

6 Жители тундры.

0,7

0,3

7 «Роль растений в экологической пирамиде»

0,7

0,3

8«Земля — наш дом. Мы хозяева в нем»

0,7

0,3

 

Подготовительная группа

Тема занятия

Кол-во часов

Теор.

Прак.

1«Реки Ямала»

0,7

0,3

2 Проект «Носы нужны не только для красы» (5 занятий)

0,7

0,3

3 «Лекарственные растения ЯНАО»

0,7

0,3

4 Мы — друзья природы

0,7

0,3

5 Проект «Метеобюро» «Приборы — помощники»

0,7

0,3

6 «Животные- барометры»

0,7

0,3

7«Растения- предсказатели погоды»

0,7

0,3

8 «Эти удивительные насекомые»

0,7

0,3

 

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, дошкольный возраст, занятие, материал, младшая группа, окружающий мир, ребенок, час.

Похожие статьи

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Исследовательская деятельность в начальной школе как форма работы с одаренными детьми

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Похожие статьи

Образовательная технология развития критического мышления — основа компьютерных уроков

Исследовательская деятельность в начальной школе как форма работы с одаренными детьми

Исследовательская деятельность учащихся — один из способов повышения учебной мотивации

Исследовательская деятельность школьников как основа формирования познавательной активности

Экологическое воспитание — приоритетная задача в обучении младших школьников

Исследовательская деятельность в начальной школе на уроках технологии как средство развития творческих способностей

Роль исследовательского обучения в формировании познавательной активности студентов на уроках информатики

Исследовательский кружок как эффективная форма развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста

Арт-терапия в работе с эмоциональной сферой младших школьников

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников

Задать вопрос