Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии
Автор: Вагина Татьяна Михайловна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.
Дата публикации: 31.05.2015
Статья просмотрена: 591 раз
Библиографическое описание:
Вагина, Т. М. Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии / Т. М. Вагина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/173/ (дата обращения: 16.11.2024).
Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Антуан. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры.
В настоящее время экологическое воспитание детей дошкольного возраста очень актуально, так как охрана природы и окружающей среды в эпоху научно — технического прогресса стоит особенно остро.
Экологические знания — это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
Два года назад в нашем детском саду появилось три методических объединения. Одно из них в которое я вхожу, называется «Естественно научное». Так как моя тема самообразования звучит так: «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности в экологии», я выбрала для себя написание программы дополнительного образования по исследованию в экологии. Программу разрабатывала на все возрастные группы в детском саду. Свою программу я назвала «Мир природы на ладошках»
Актуальность: Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Цель: воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально — активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ней.
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации Рыжовой Н. А., которая предлагает три основные этапы работы над проектом:
- 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;
- 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;
- 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций.
Какие бы формы не принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных — с экологической точки зрения — действиях. Взрослый, своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей. Совместную деятельность мы осуществляем в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.
Методическое обеспечение
Игры, загадки, экологические сказки и рассказы, стихи
Материал для работы с детьми и инструменты для исследований
Основное оборудование мини-лаборатории:
1. приборы-«помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
2. природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т. д.;
3. утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
4. разные виды бумаги;
5. красители: гуашь, акварельные краски;
6. медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);
7. прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи.
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами
Структура занятия
те
Для программы были разработаны проекты (старший дошкольный возраст) и занятия на все возрастные группы; анкеты, памятки, консультации для родителей; учебно-тематический и перспективно — тематический план.
Учебно-тематический план
Первая младшая группа
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Теор. |
Прак. |
|
1 Осень на Ямале |
0,7 |
0,3 |
2«Волшебная водичка» |
0,7 |
0,3 |
3 «Воздух-невидимка» |
0,7 |
0,3 |
4 «Поиграем с солнышком» |
0,7 |
0,3 |
5 «Песок» |
0,7 |
0,3 |
6 «Камни» |
0,7 |
0,3 |
7 «Путешествие в лес» |
0,7 |
0,3 |
8 «Беспорядок в лесу» |
0,7 |
0,3 |
Вторая младшая группа
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Теор. |
Прак. |
|
1 «Природа — наш дом родной» |
0,7 |
0,3 |
2 «Воздух-невидимка» |
0,7 |
0,3 |
3 «Как белка к зиме готовится» |
0,7 |
0,3 |
4 «Путешествие в зеленую страну» |
0,7 |
0,3 |
5 «Письмо ласточки» |
0,7 |
0,3 |
6 «От снежинки к капельке» |
0,7 |
0,3 |
7 «Вода — водичка» |
0,7 |
0,3 |
8 «Умники и умницы» |
0,7 |
0,3 |
Средняя группа
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Теор. |
Прак. |
|
1 «Здравствуй экология» |
0,7 |
0,3 |
2 «Воздух-невидимка» |
0,7 |
0,3 |
3 «Волшебница вода» |
0,7 |
0,3 |
3 «Олени — северные животные» П./и «Оленьи упряжки» |
0,7 |
0,3 |
5 «Зимние гости» |
0,7 |
0,3 |
6 «Весна красна» |
0,7 |
0,3 |
7 «Путешествие с лесовичком» |
0,7 |
0,3 |
8«Кто живёт в лесу?» |
0,7 |
0,3 |
Старшая группа
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
Теор. |
Прак. |
|
1 «Сохраним планету чистой» |
0,7 |
0,3 |
2 «Водица — царица» |
0,7 |
0,3 |
3«Волшебная кладовая» |
0,7 |
0,3 |
4 Природоохранное занятие. «Чтобы почва не болела» (акция «батарейка»). |
0,7 |
0,3 |
5«Да будет свет!» |
0,7 |
0,3 |
6 Жители тундры. |
0,7 |
0,3 |
7 «Роль растений в экологической пирамиде» |
0,7 |
0,3 |
8«Земля — наш дом. Мы хозяева в нем» |
0,7 |
0,3 |
Подготовительная группа
Тема занятия |
Кол-во часов |
||
Теор. |
Прак. |
||
1«Реки Ямала» |
0,7 |
0,3 |
|
2 Проект «Носы нужны не только для красы» (5 занятий) |
0,7 |
0,3 |
|
3 «Лекарственные растения ЯНАО» |
0,7 |
0,3 |
|
4 Мы — друзья природы |
0,7 |
0,3 |
|
5 Проект «Метеобюро» «Приборы — помощники» |
0,7 |
0,3 |
|
6 «Животные- барометры» |
0,7 |
0,3 |
|
7«Растения- предсказатели погоды» |
0,7 |
0,3 |
|
8 «Эти удивительные насекомые» |
0,7 |
0,3 |
|