Математика — это интересно!
Авторы: Юртаева Оксана Анатольевна, Перексина Надежда Петровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.
Дата публикации: 06.06.2015
Статья просмотрена: 258 раз
Библиографическое описание:
Юртаева, О. А. Математика — это интересно! / О. А. Юртаева, Н. П. Перексина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/177/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру
Ф. Фребель
Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Познавательное развитие детей дошкольного возраста одна из приоритетных задач, поставленная ФГОС перед дошкольным образованием. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий.
В работе с дошкольниками поставили задачу построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранения самоценности, неповторимости периода детства. Для умственного развития детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, формирующих умственные действия, необходимые для познания окружающего мира.
Ребёнок развивается в деятельности. Деятельность — единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Дошкольник стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. «Образованным человеком называется тот, — писал Н. П. Чернышевский, — кто приобрел много знаний и привык быстро и верно соображать, что хорошо и что дурно, или, как выражающие одним словом, привык «мыслить». Что же такое мышление? Прежде всего, мышление является высшим познавательным процессом и представляет собой нарождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психических процессов состоит в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить. Мышление — это движение идей, раскрывающее суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. «Учитесь мыслить, играя» — говорил известный психолог Е. В. Заика, разработавший целую серию игр, направленных на развитие мышления. Игра и мышление — эти два понятия стали основополагающими в современной системе математического развития дошкольников. Известными учёными (Выготский Л. С., Давыдов В.В, Ж. Пиаже, А. В. Запорожец) установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии ребёнка. Так, Ж. Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка. Опыт педагогов-практиков А. В. Белошистой, З. А. Михайловой, Е. В. Сербиной убеждает в том, что важно сформировать у дошкольников познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Дидактические игры разрабатывались исследователями — А. П. Усовой, Ф. Н. Блехер, З. Б. Богуславской, А. И. Сорокиной.
Игра — это особая, необходимая для развития ребенка ведущая деятельность, именно в процессе игры дети вычисляют, сравнивают предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи, контролируют свои действия. Им это интересно, потому что они любят играть, каков ребенок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни. Но зачем логика, дошкольнику?
На каждом возрастном этапе создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции, определяющие переход к следующему этапу. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, способностью «действовать в уме», труднее будет даваться учеба, решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате пострадает здоровье ребенка, ослабеет интерес к обучению. Согласно выявленной проблеме обозначили тему по самообразованию «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через математические дидактические игры и упражнения». В связи с данной проблемой определена цель: создание условий для развития мыслительной активности в дидактических играх у детей старшего дошкольного возраста. Согласно цели обозначены следующие задачи:
- Создать условия для развития аналитического восприятия, умения использовать разные способы познания: обследование объектов, установление связей, сравнение по разным основаниям, упорядочивание, классификация.
- Создать условия для развития умения у детей замечать не только ярко представленные в предмете (объекте) свойства, но и менее заметные, скрытые.
- Развивать умение анализировать, искать и находить причину явлений.
- Создать условия для отражения результатов познания в речи, умении рассуждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.
Проанализировав программу «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, пришли к выводу, что логическое мышление не является приоритетным. Отсутствие в методической литературе четкой классификации дидактических игр способствовало подбору математических дидактических игр, формирующих логическое мышление. На основе этого создана система работы, которая эффективно используется в практической деятельности.
Для комплексной системы работы внедрили проект «Математические ступеньки» с целью — потребность в игре и желание играть у дошкольников реализовать посредством занимательных дидактических игр и упражнений для решения определенных образовательных задач. В рамках проекта совместно с родителями создана игротека, содержащая: загадки, считалки, пословицы и поговорки, задачи-стихи, стихи-шутки, что способствовало проведению совместной деятельности с детьми живо и интересно.
Осмыслив положение ФГОС ДО, организовали и осуществляем образовательную деятельность, которая направлена на развитие личности каждого воспитанника. Своей первоочередной задачей и педагогической концепцией — считаем грамотное сочетание инновационных педагогических технологий с традиционными средствами развития.
Для развития мыслительной деятельности внедрили парциальную программу «Школа 2100» под редакцией А. А. Леонтьева по математическому развитию, программу «Ступеньки» Петерсон Л. Г. и практический курс «Раз — ступенька, два — ступенька» под редакцией Л. Г. Петерсон, Н. П. Холиной, которые способствуют каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом. Воспитанники показали хорошие результаты по математическому развитию. Работа по данным программам способствует успешному обучению выпускников в школе. Организация работы обеспечивается дидактическими принципами: комфортности, минимакса, непрерывности.
С целью совершенствования формирования логических операций применяем авторскую разработку интеллектуального массажа по методике швейцарского детского психолога Ф. Ауглина, через активизацию моторики и воображения. Широко внедряем здоровьесберегающие технологии: стретчинг, цветотерапия, зрительную гимнастику «Прыгающий взгляд», кинезиологию («гимнастика мозга» по методике П. Деннисона).
Успешно проводим непосредственно образовательную деятельность (далее НОД) по типу «Загадка» — создание проблемной ситуации, (используя опыт А. А. Смоленцевой, О. В. Пустовойт, разработавших более трехсот проблемных ситуаций для дошкольников). НОД «Открытие нового» направлено на освоение детьми новой, содержательной деятельности. «Счастливый случай», «Знатоки», «Умники и умницы», «Вопрос на засыпку», которые способствуют формированию умения применять имеющиеся знания в новых условиях.
Активно используем поисково-исследовательские технологии, создающие условия для формирования у детей умения размышлять, делать выводы, активизировать в речи новые математические понятия. Для раскрытия личностных качеств и воспитания благородного человека применяем гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили.
Образовательный процесс организуем с применением игровых технологий: игротерапия, сказкотерапия — составление сказок с математическим содержанием, куклотерапия — способствует развитию эмоций, чувств, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не проявляет, арттерапия — обеспечивает эмоционально-положительное состояние, совершенствует образное мышление.
Широко применяем в работе с детьми Кубики Никитина, головоломки типа «Пентамино». Для поддержания интереса к этим увлекательным интеллектуальным заданиям использую неожиданную форму — напольный вариант «Пифагор» и «Сложи узор». Необычный вариант привычной игры заинтересовал детей, вызвал новый поток воображения и фантазии. Для обогащения образовательного процесса разработали комплекс математических дидактических игр и упражнений. Последовательность игр построена на основе системы развития логических приемов мышления: анализ и синтез, классификация, обобщение и упорядочивания групп предметов. В разработке использована методика Р. Л. Непомнящей, Е. А. Носовой, позволяющей детям перейти от наглядно-образного к наглядно-символическому мышлению.
Свою роль в развивающей работе с дошкольниками видим не в навязывании знаний в готовом виде, а в создании условий для развития их через познавательно-исследовательскую деятельность, через решение поисковых задач и проблемных ситуаций. Подтверждение своих мыслей нашли в словах А. Дистервега: «Плохой учитель преподает истину, хороший учит её находить».
Для успешного интеллектуального развития в группе создан центр «Умных игр», оборудованный необходимыми учебно-игровыми пособиями: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино», шахматами, математическим лото, разрезными картинками, магнитным конструктором — которые способствуют развитию у дошкольников потребности «действовать в уме».
Для поддержки и развития одаренных детей организовали кружок «В гостях у Математики» с целью развития интеллектуальных способностей, используя авторские игры и упражнения А. З. Зак и В. Г. Гоголевой. Эффективность системы работы по данной теме подтверждают данные гистограммы.
Уровни сформированности математического развития (2011–2014гг)
Уровни |
2011 год |
2014 год |
||||||||||
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
Контрольный этап |
Констатирующий этап |
Формирующий этап |
Контрольный этап |
|||||||
высокий |
- |
- |
1 |
4 % |
2 |
9 % |
5 |
20 % |
15 |
60 % |
19 |
76 % |
средний |
10 |
45 % |
12 |
55 % |
13 |
59 % |
14 |
56 % |
8 |
32 % |
5 |
21 % |
низкий |
12 |
55 % |
9 |
41 % |
7 |
32 % |
6 |
24 % |
2 |
8 % |
1 |
3 % |
Кол-во детей |
22 |
100 % |
22 |
100 % |
22 |
100 % |
25 |
100 |
25 |
100 % |
25 |
100 % |
Таким образом, диагностическое обследование показало, что уровень развития логического мышления у детей составляет: 76 % — высокого, 21 % — среднего уровней. Данные подтвердили эффективность системы работы.
Литература:
1. Волина В. В. Учимся играя. — М., 1994
2. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или как помочь ребенку стать смышленым. — М.,1997
3. Афанасьева И. П. Маленькими шагами в большой мир знаний. Учебно-методическое пособие для воспитателей ДОУ. — СП.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.-128с.
4. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Ярославль: Академия развития, 1998