Знакомство с проектом «Музыканты среди нас» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.

Дата публикации: 05.06.2015

Статья просмотрена: 1153 раза

Библиографическое описание:

Насекина, Н. М. Знакомство с проектом «Музыканты среди нас» / Н. М. Насекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/187/ (дата обращения: 16.11.2024).

Игра на детских музыкальных инструментах — один из самых любимых видов деятельности у детей дошкольного возраста. Представляю опыт работы по проекту, реализация которого осуществляется в нашем детском саду по сегодняшний день.

 

Работу над проектом была начата с постановки проблемы. В наше время и взрослые, и дети получили возможность слушать музыку хоть каждый день в любом месте. Но вот что кажется странным: мы гораздо чаще говорим об аппаратах, которые воспроизводят звук, чем о музыкальных инструментах, которые в руках человека этот звук создают. Мы лучше знаем характеристики разных магнитофонов, акустических колонок, плееров, чем достоинства и недостатки музыкальных инструментов. Исполнение музыки отдалилось от слушателя во времени и пространстве. Между тем многие родители покупают детские музыкальные инструменты, при этом, совершенно не разбираясь, как надо обучать детей игре на них. Безусловно, если речь идет о профессиональном занятии музыкой, родитель отведет свое чадо в музыкальную школу или наймет ему частного преподавателя. Но ведь с миром музыки ребенок знакомится задолго до того, как взрослый задумается о его будущем музыкальном развитии или музыкальной карьере. Для музыкального воспитания детей необходима богатая предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлеченный музыкой, умеющий реализовать творческий потенциал музыкальной среды и управлять развитием творчества детей в музыкальной деятельности. Результаты анкетирования в ДОУ показали, что 99 % семей в домашних условиях имеют магнитофон или плеер, но детскую музыку слушают лишь 39 % детей. Имеют дома детские музыкальные инструменты 22 % опрошенных, а играют на них лишь 8 % детей. 89 % родителей не владеют игрой на музыкальных инструментах и не учат ребенка играть на них, хотя 10 % из них посещали музыкальную школу в детстве. Несмотря на это 98 % родителей желали бы, чтобы их ребенок имел навык игры на музыкальных инструментах уже в дошкольном возрасте. Исходя из результатов анкетирования, задача коллектива педагогов ДОУ — разъяснить родителям воспитанников актуальность проблемы, способы ее решения, а также создать соответствующие условия в детском саду для приобщения дошкольников к игре на музыкальных инструментах. Качественные детские музыкальные инструменты помогут развивать чувство ритма, практически усвоить элементы музыкальной грамоты, дадут возможность детям погрузиться в новый для них мир музыкальных звуков, самим сочинять маленькие мелодии и чувствовать себя творческими личностями.

Описание проекта

Название проекта: «Музыканты среди нас»

Цель проекта: Формировать устойчивый интерес к музыке через знакомство с музыкальными инструментами и игру на детских музыкальных инструментах, создать детский оркестр на базе ДОУ.

Участники проекта:

Середкина Л. А. — заведующий МДОУ № 124 «Детский сад комбинированного вида «Мирославна», Нестра И. П. — заместитель заведующей по УВР, Вишнякова Е. В. — главный бухгалтер, музыкальные руководители — Измукова О. Н.и Насекина Н. М. (руководитель проекта), Горбунова О. Н. — воспитатель по театрализованной деятельности, а также педагоги 11 возрастных групп ДОУ.

Партнеры проекта:

Воспитанники и коллеги ДШИ № 43 «Тоника» и МОУ СОШ № 24

Описание деятельности в ходе проекта:

Работа над подготовкой и реализацией проекта проходила в 2 этапа:

1 этап: вводный — организационный:

-          «Круглый стол» по теме «Знакомство с основными направлениями работы по проекту». Педагоги познакомились с целью и этапами реализации проекта, с мероприятиями календарного плана проекта.

-          Диагностические обследования музыкальных способностей детей.

-          Анкетирование родителей воспитанников для выявления уровня заинтересованности в организации и проведении работы по проекту, готовность активно участвовать в его осуществлении.

-          Корректировка перспективного и календарного плана занятий и совместной деятельности с детьми 12 возрастных групп.

-          Установка нового оборудование для детского музицирования в музыкальном зале.

2 этап: продуктивный: проведение запланированных мероприятий.

-          «В мире музыкальных инструментов» (игровая программа)

-          «Знакомство с ударными, струнными, духовыми инструментами»

-          «Первые шаги в музыку» (Беседа-концерт МОУ СОШ № 24)

-          «Теремок на новый лад» (Театрализованная постановка детей подготовительной группы)

-          «Играй моя гитара» (Музыкальная гостиная для родителей)

-          «Частушечка-говорушечка» (Знакомство с народными инструментами)

-          «Мастер-класс для педагогов» (Знакомство с методами и приемами игры на инструментах

-          «Веселая карусель» (Игра без репетиций на детских музыкальных инструментах)

-          «Удивительные ритмы» (Выступление ДШИ «Тоника»)

-          «Путешествие в страну «Музландию» (выступление МОУ СОШ № 24)

-          «Веселый колокольчик» (Конкурс поделок для детей и родителей)

-          «Наши добрые соседи» (Постановка водевиля Олифировой с детьми подготовительной группы)

-          «Экскурсия в школу народных ремесел»

-          «Волк и семеро козлят» (театрализованная постановка детей старшей группы)

-          «Музыкальная викторина» (для детей подготовительных групп)

-          «Экскурсия в Детскую школу искусств № 43 «Тоника» и другие мероприятия.

Также педагоги групп и музыкальные руководители проводили индивидуальную работу по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах. Обучение элементарному музицированию начиналось с группы ударных инструментов, не имеющих звукоряда (погремушки, деревянные лодки, колокольчики, барабан и др.) Со средней группы мы уже включали ансамблевую игру на металлофонах. В старших группах дети смогли сыграть в оркестре несложные произведения, рекомендованные программой обучения и воспитания в детском саду. В МДОУ был организован кружок «Играем вместе» для детей старших и подготовительных групп по игре на детских музыкальных инструментах. Это помогло не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, но и способствовало развитию музыкального слуха, самостоятельной творческой деятельности ребят.

Рис. 1. Игра без репетиций

 

Используя эффективные методы и приемы работы на занятиях, при индивидуальной работе с детьми, кружковой работе музыкальные руководители совместно с воспитателями работали над реализацией следующих задач:

-          Повышать интерес к музыке через знакомство с различными музыкальными инструментами;

-          Формировать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах;

-          Формировать способность к совместному воспроизведению музыкальных тем, мелодий

-          Развивать чувство ритма, восприятие неречевых и музыкальных звуков;

-          Знакомить детей с музыкальными жанрами;

-          Развивать познавательные способности детей, используя в работе детские музыкальные энциклопедии;

-          Обогащать словарный запас дошкольников при высказывании детей о музыке;

-          Знакомить с элементарной нотной грамотой.

-          Способствовать проявлению творческих способностей;

Результаты проекта:

У родителей воспитанников в результате работы по проекту повысился интерес к музыкальному образованию. По сравнительным данным проведенных диагностик (стартовой и итоговой) мы смогли сделать вывод о результативности проведенной работы в ходе реализации проекта «Музыканты среди нас». Повысился уровень музыкальности детей в разделе реализуемой программы М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», И Каплуновой и И.Новоскольцевой «Ладушки». В процессе занятий, кружковой работы, концертов у детей МДОУ улучшились навыки игры на музыкальных инструментах, чувство ритма, восприятие неречевых и музыкальных звуков, тембров музыкальных инструментов. Дети познакомились с разнообразием видов музыкальных инструментов (тамбурин, флейта, шейкер, гуиро и др.) Сотрудничество с учреждениями социума (МОУ СОШ № 14 и ДШИ № 43 «Тоника») позволяло более эффективно реализовать поставленные цели и задачи, активизировать деятельность детей, вызывая повышенный интерес к занятиям. Многие дошкольники продолжают обучение музыкальному образованию в школах искусств, в классах художественно-эстетического направления образовательных школ.

Рис. 2. Знакомство с синтезатором в младшей группе

 

Дальнейшее развитие проекта.

Проект является долгосрочным, поскольку работа поданному разделу программы ведется каждый год во всех возрастных группах. Наш собственный опыт свидетельствует о том, что игра на музыкальных инструментах обогащает восприятие ребенка, способствует развитию музыкальности, оказывает влияние на формирование различных психических функций. Хорошо известно, что заинтересованность облегчает и стимулирует развитие. Радость, которую доставляет детям игра на музыкальных инструментах, благотворно действует на их общее развитие. Таким образом, значение игры на музыкальных инструментах выходит далеко за пределы только музыкального и эстетического воспитания.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, ребенок, детский сад, игра, детская, проект, чувство ритма, дошкольный возраст, индивидуальная работа, кружковая работа.

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подгото...

Музыкально-оздоровительный досуг по духовно-нравственному воспитанию «Добры молодцы», посвященный Дню защитника Отечества (старшая группа)

Данное мероприятие является итогом образовательного проекта по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе детского сада, где активными участниками были родители воспитанников и их братья. Мотиватором выступил богатырь земли русской Ил...

Инновационные формы работы с родителями в ДОО

В статье представлены реализация новых методов и форм работы с родителями в ДОО. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Похожие статьи

Взаимодействие ДОУ и семьи по подготовке детей с тяжелыми нарушениями речи к школьному обучению (из опыта работы)

Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовании. Одним из важнейших условий деятельности нашей группы является подгото...

Музыкально-оздоровительный досуг по духовно-нравственному воспитанию «Добры молодцы», посвященный Дню защитника Отечества (старшая группа)

Данное мероприятие является итогом образовательного проекта по патриотическому воспитанию в старшей логопедической группе детского сада, где активными участниками были родители воспитанников и их братья. Мотиватором выступил богатырь земли русской Ил...

Инновационные формы работы с родителями в ДОО

В статье представлены реализация новых методов и форм работы с родителями в ДОО. В своей работе мы используем различные формы вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс: открытые занятия и мероприятия, дни творчества детей и их родителей на...

Мало казаком родиться, казаками надо стать! (конспект игровой экскурсии в мини-музее)

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач образовательной области «Познавательное развитие» является формирование у дошкольников представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздника...

Работа с родителями в рамках реализации программы «Университет для родителей»

В представленной работе дано описание положительного опыта сотрудничества педагогов, родителей и учащихся КУ «Нижневартовская специальная (коррекционная) школа I, II вида» в рамках реализации программы «Университет для родителей», обоснована необходи...

Студия «Игра — это серьезно!»

В данном материале представлен опыт работы специалистов дошкольной организации по взаимодействию с семьями детей с ОВЗ, детей-инвалидов. Установление взаимодействия предполагает поиск новых форм работы, выбора методического подхода, повышение эффекти...

Методическая разработка. Проект «В гостях у сказки»

Данный проект направлен на развитие личности, создание условий для самореализации и речевого общения ребенка через знакомство с истоками русской народной культуры.

Создание в образовательном пространстве ДОУ мини-музея «Ты в памяти и в сердце, Сталинград!» как инновационная форма работы с детьми и родителями

В статье раскрывается актуальная тема поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями по патриотическому воспитанию дошкольников через создание мини-музея в целостном образовательном процессе ДОУ.

Взаимодействие родителей и детей с ОВЗ на занятиях по изобразительному и декоративно-прикладному творчеству как возможность развития родительской компетентности (из опыта работы клуба «Учимся, чтобы учить»)

Задать вопрос