Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Сорокина Александра Станиславовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (2) июнь 2015 г.
Дата публикации: 24.03.2015
Статья просмотрена: 4588 раз
Библиографическое описание:
Сорокина, А. С. Оркестровая деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС ДО / А. С. Сорокина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 2 (2). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/6/92/ (дата обращения: 16.11.2024).
Детский оркестр.
О роли детских музыкальных инструментов в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста неоднократно говорилось в работах известных педагогов-музыкантов. Начав в 20-е годы 20 века с обучения детей игре на ударных инструментах, Н. А. Метлов ищет и конструирует, совершенствует мелодические инструменты, на которых они могли бы играть любимые мелодии, самостоятельно музицировать. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифровой системой записи нот.
Оркестр, состоящий из металлофонов и ксилофонов, обогащённый тембрами ударных и шумовых инструментов, стали называть детским оркестром. В детском оркестре Н. А. Метлова музыкантами-исполнителями были не только дети, но и взрослые — воспитатели, заведующий детским садом и родители. Это вызывало большой эмоциональный подъём, чувство ответственности, сотворчество детей и взрослых.
Актуальность. Значение детского музицирования:
Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности, речь становится более совершенной, развиваются математические способности. В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Развитие чувство ритма влияет на становление развернутой (слитной) речи, слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Игра на музыкальных инструментах — это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников.
Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети слышат и сопоставляют звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.
Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности, улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.
Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности; овладению необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.
Цель обучения детей игре на детских музыкальных инструментах.
Помочь детям войти в игровой форме в мир музыки, сделать её естественной и поэтому необходимой в жизни ребёнка, найти свои собственные формы общения с ней. Эмоционально переживать музыку, как радость и удовольствие.
Игра в оркестре в соответствии с ФГОС ДО решает задачи:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования общей культуры личности детей, в том числе, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности; формирование благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей, создание положительного эмоционального климата в детском коллективе, понимание произведений музыкального искусства; обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста; строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей; предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования; развитие ладового, ритмического и мелодического слуха, улучшение качества пения, музыкально-ритмических движений; предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Работа оркестра в ДОУ проводится организованно и последовательно,применяются разнообразные методы и приёмы, расширяется база детских музыкальных инструментов.
Этапы работы над произведением в оркестре детских музыкальных инструментов
1. Провести цикл занятий: «Знакомство с музыкальными инструментами»
Цель: используя ИКТ технологии, познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического, духового, детского оркестра.
Задачи: развивать тембровый слух и общие музыкальные знания детей; учить по слуху и зрительно различать основные группы инструментов симфонического оркестра; дать представление об основных особенностях строения инструментов, звукоизвлечении и приемах игры
Ресурсы: мультимедийная система; видео-фото презентация, папки-передвижки в группах.
2. Знакомство с музыкальным произведением, с историей его создания, автором.
Знакомство с музыкальными инструментами и техникой исполнения.
- Сделать аранжировку всего произведения в целом и отдельных элементов в частности.
3. Определить инструментальный состав детского оркестра, учитывая тембровое разнообразие:
- ударные инструменты без определённой высоты звука (барабаны, румбы, джингл-стик, маракасы, треугольники, колокольчики, тарелки, тамбурины с низким и высоким тоном звучания).
- ударные мелодические инструменты (ксилофоны, металлофоны);
- электромузыкальный инструмент (синтезатор),
- фортепиано.
4. Разучивание мелодий на музыкальных мелодических инструментах.
5. Формирование у детей навыков игры в ансамбле, (приучаем слушать себя и других, играть с динамическими оттенками).
6. Подготовить живое исполнение музыкального сопровождения.
7. Исполнение разученных произведений на детских праздниках, совершенствование навыков коллективной игры.
Размещение участников детского оркестра.
Исполнители должны хорошо видеть руководителя, удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Инструменты лучше располагать свободно по группам: ксилофоны, металлофоны, соответственно размеру инструментов. Необходимо приучить маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.
Результаты работы:
На занятиях в оркестре осуществляется: игровая, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская, музыкальная и двигательная деятельность; развитие общения, взаимодействие с детьми и взрослыми, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых, формирование позитивных установок к деятельности; формирование устойчивого интереса к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной-эстетической деятельности потребность в этой деятельности; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях (форма, ритм, темп, число, часть, целое, движение и покой); развитие фонематического слуха, слухового внимания, различение на слух различных инструментов, координации движений; развитие и совершенствование музыкальных способностей; формирование элементарных представлений о видах искусства; проявление индивидуальных черт каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности; преодоление нерешительности, робости, неуверенности в своих силах.