Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника
Авторы: Быкова Елена Васильевна, Пыльненькая Елена Александровна, Булыгина Ирма Валентиновна, Гончарова Наталья Геннадьевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 16.04.2017
Статья просмотрена: 26875 раз
Библиографическое описание:
Быкова, Е. В. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника / Е. В. Быкова, Е. А. Пыльненькая, И. В. Булыгина, Н. Г. Гончарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 64-68. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 16.11.2024).
В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.
Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством.
Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Это традиционный взгляд на проблему. Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по другому: вместо передачи суммы знаний — развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания. Поэтому перед нами, взрослыми стоит огромная задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению.
В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать. Поэкспериментировать, и наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Мы считаем наших детей не достаточно компетентными во многих вопросах, не способными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.
Ведь особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Его любознательность постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своего. Ребенок стремиться к знаниям, а само построение знаний происходит через многочисленные «как?», «зачем?», «почему?» Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает новое для себя.
Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь вситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.
Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь.
Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их. Для этого мы должны решать следующие задачи:
− Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;
− Продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;
− Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;
− Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;
− Учить детей слушать друг друга;
− Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.
Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.
Так что же такое проблема?
Проблема— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.
Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.
Что включает в себя проблемная ситуация? Психологи выделяют три основных, характерных компонента:
- Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.
Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблемность ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие; противоречие, которое заметил один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Ценность противоречия в том, что оно воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.
- Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности.
Одна из негативных сторон традиционного обучения — угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой: потребность мышления, открытость новому, любознательность. В развивающем же обучении — грамотная, своевременная постановка проблемы побуждает каждого включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.
- Творческие возможности идостигнутый уровень знаний.
Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.
Характерные признаки проблемности на занятии, вдеятельности детей:
− Возникает состояние интеллектуального затруднения;
− Возникает противоречивая ситуация;
− Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют четыре уровня проблемности вобучении:
- Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
- Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения.
- Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
- Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы решения.
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов:
− подведение детей к противоречию и побуждение их самим найти способ его разрешения;
− изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
− побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
− постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
− постановка проблемных задач.
Этапы процесса решения проблемных ситуаций:
- Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:
− «Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»,
− «Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»
- Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
- Доказательство ипроверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью
Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.
Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.
Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?
- Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.
Дети перечисляют варианты:
− Найти избушку (не нашел)
− Зажечь костер (нет спичек)
− Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)
− Сделать шалаш (нет топора)
− Накрыться ветками
− Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)
− Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)
− Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.
Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)
- Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях.
Можно использовать вариант «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.
Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.
- Доказательство ипроверка гипотезы, реализация идей найденного решения.
Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?
− Надеть теплую кофту
− Накрыться «ветками»
− Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)
− Свернуться калачиком
− Попрыгать.
- Рефлексия.
− Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)
− Как мы решили проблему? (придумали разные способы)
− Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес — брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).
Ситуации бывают разные и иногда в ходе решения проблемной ситуации возникает противоречие.
Так, изучая тему «Вода», мы сообщили детям достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек на 2/3 состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные растения, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же вода?»
Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие.
Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира.
Да и педагог не стремиться его переубедить (в этом принципиальное отличие от проблемного обучения). Он внимательно выслушивает его возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все, подчеркиваем все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?» (Что бы убедиться в том, что овощи или фрукты состоят на 2/3 из воды, надо отжать их через марлю или соковыжималку).
Человек, как считаетС.Л.Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает А. М. Матюшин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.
Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.
Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.
П (можно спросить аудиторию «как вы думаете, что входит в деятельность педагога?», выслушать ответ и добавить то, что не назвали) – деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.
Р— (каковы действия ребенка?) деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.
Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.
Это могут быть:
- Система вопросов, переформулирование условий задачи;
- Наводящая задача, или задача-подсказка;
- Цепочка наводящих задач;
- Готовый вариант решения.
За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанныйН.Н.Хоменко иТ.А.Сидорчук.
Шаг № 1.Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.
Шаг № 2. Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме), вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).
Шаг № 3. Формулировка противоречия.
Шаг № 4. ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.
Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.
Шаг № 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
Шаг № 7. Рефлексия: «Что делали?», «Как?», «Зачем?»
На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.
Когда усвоиться алгоритм решения творческих задач и последовательность диалога с детьми, можно составлять проблемные ситуации самим, привлекать коллег по работе, родителей для создания копилки ситуаций.
Проблемные ситуации подбираются таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года. «Как полить цветы без лейки?», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзины», «Надо расчистить дорогу от снега, а лопаты нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машинки», «Как играть в песок без совка» и другие.
Сказочные ситуации нужно брать из знакомых для ребят сказок: «Как козлятам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»
В самом начале работы по решению творческих задач возникает необходимость проведения предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. от этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу можно включить чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т. д.
Для решения любой проблемной ситуации, необходим весь арсенал методов, приемов, в том числе педагогических технологий.
Технология — совокупность методов и приемов, в каком-либо мастерстве или искусстве.
Педагогическая технология — специальный набор методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, она (пед техн.) есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.
Технология развивающего обучения (В. Н. Венгер) — ориентирует на зону ближайшего развития, что помогает формированию творческого потенциала ребенка, побуждает детей к поиску самостоятельных решений, развивает познавательный интерес.
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы развитие всех качеств личности. Я считаю, что такой подход обращает меня к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я — концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать ее, верить в нее. «Все дети талантливы» — вот мое убеждение!
Задача педагога: создать каждому ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносило радость.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностные технологии. Они направлены на оказание помощи ребенку, понимания, умения встать на место ребенка, разделив с ним его видение мира, а потом познакомить его с миром, как его видят и понимают взрослые.
Технология проектирования. Этот метод хорош тем, что позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний. Мы с детьми в течение этого года работали над следующими проектами: «Праздник Сеньора Помидора», «От ниточки до рубашки», «Моя республика», «Сто тысяч почему», «Этой сказки волшебство».
Исследовательские технологии помогают детям узнать мир самостоятельно, с помощью опытнической и экспериментальной работы. У нас в группе существует «мини-лаборатория», оснащенная необходимым оборудованием — это увеличительные стекла, различные емкости, мерки для сыпучих материалов, разнообразные палочки, трубочки, лупы, фартуки для работы и многое другое. Дети, очень любя такие занятия, ведь на них они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы
Технология проблемного обучения.
Я учу детей творчески мыслить, видеть проблему, выдвигать гипотезы для решения этой проблемы, находить самостоятельные пути решения, делать выводы и заключения.
Информационные технологии, использование компьютера для обучения детей. Я использую на занятиях мультимедийные презентации. Появление дидактической информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций, анимации в свободной деятельности с дошкольниками позволяет вывести мою деятельность как педагога, на новый качественный уровень.
Использование игровых методов и приемов помогает с интересом, непринужденно давать детям определенные знания и умения. И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника.
Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом можно взять следующие слова:
«Стремись учить не всему, аглавному, не сумме знаний, ацелостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться вее потоке»
Литература:
- Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. М., 1983.
- «Дошкольное воспитание» № 5, 98, с.78; № 1, 2007, с. 19
- Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО «Росток», 1998.
- Сергей Леонидович Рубинштейн Под редакцией К. А. Абульхановой, М.: РОССПЭН, 2010 г.
- Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: изд. РАО, 1994.
- Хоменко Н. Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ. Минск. 1997.
- Эльконин Д. Б. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Педагогика, 1983.