Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Автор: Карпова Светлана Николаевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 25.04.2017
Статья просмотрена: 6107 раз
Библиографическое описание:
Карпова, С. Н. Дидактическая игра как средство формирования коммуникативных навыков детей дошкольного возраста / С. Н. Карпова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 92-95. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2379/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье раскрывается значение формирования коммуникативных навыков у современных дошкольников и возможности дидактической игры для решения данной задачи.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, игра, дидактическая игра, условия, игровая деятельность
В настоящее время современная система дошкольного образования России переживает очередной этап модернизации: реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Большое внимание в современных программах уделяется социальному развитию ребенка, успех которого во многом зависит от формирования коммуникативных навыков у ребенка.
В работах В. Н. Белкиной, Л. С. Выготского подчеркивается, что коммуникативные навыки играют важную роль в психическом развитии ребенка [3,5]. В тоже время, на сегодняшний день количество детей с трудностями взаимодействия имеет тенденцию возрастать. Это обуславливает поиск новых путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка и сверстников. Поэтому внимание ученых и практиков снова обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и т. д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре [5].
Среди различных видов игр, существующих в дошкольном возрасте отдельного внимания, на наш взгляд, заслуживают дидактические игры. Это связано с тем, что в данном виде игр коммуникация между участниками игры является необходимой составляющей. В тоже время возможности развития коммуникативных навыков в дидактической игре в научной литературе раскрыты недостаточно.
В процессе коммуникативных навыков старший дошкольный возраст играет важную роль, поскольку именно в данный возрастной период дети: активно начинают ориентироваться во взаимоотношениях людей, интенсивно накапливают первый опыт взаимодействия, становятся способными действовать в соответствии с доступными пониманию этическими нормами и правилами.
Т. В. Антонова указывает, что к старшему дошкольному возрасту общение со сверстниками становится определяющим в развитии самосознания и самооценки ребенка, оказывает большое влияние на становление его эмоционально-волевых черт и стереотипов поведения и деятельности. Старший дошкольник проявляет большой интерес к своим сверстникам, у него все больше выражается потребность взаимодействовать с ним, в результате этого влияние взрослых уступает в некоторой степени на его личностное развитие по сравнению с влиянием сверстников. При этом, коммуникация детей старшего дошкольного возраста характеризуется:
– большой насыщенностью разнообразными событиями, происходящими с ними каждый день;
– наличием конфликтов, ссор, дружеских отношений;
– наличием помощи и соревнованиями друг с другом;
– эмоциональной насыщенностью, яркими, глубокими переживаниями [1].
Как подчеркивают В. Н. Белкина, И. В. Маврина, лишь в условиях детского окружения ребенок способен более полноценно проявить свою самостоятельность, защитить собственную позицию, усомниться в правильности высказываний или поступков другого человека, сравнить себя с другим. Такая позиция вынуждает детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, учитывать мнение партнеров по общению, подчиняться в той или иной мере правилам социального взаимодействия, а с другой стороны, только в общении и совместной деятельности со сверстниками формируется индивидуальность дошкольника [3,7].
Е. О. Смирнова отмечает, что в старшем дошкольном возрасте у ребенка происходят значительные изменения в развитии интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферах. Развитие этих сфер является причиной формирования у старших дошкольников нового характера взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. Так, например, детям становится интересно узнать мнение взрослого на ту или иную точку зрения [8].
По мнению И. В. Мавриной, развитие совместной деятельности детей представляет собой сложный процесс. В большей степени это относится к неигровой деятельности, то есть деятельности, направленной на результат. Игре отводится особая роль в деятельности ребенка. Изначально она является совместной; цели и мотивы в ней совпадают, детей увлекает сам процесс игры. В то же время именно к игре дети относятся произвольно: она легко возникает, но и также легко распадается, значительно быстрее по сравнению с другими видами деятельности [7].
Расширение совместной деятельности старших дошкольников со сверстниками становится причиной тому, что меняются мотивы коммуникации старших дошкольников друг с другом. Среди таких мотивов коммуникации в данный возрастной период начинают появляться:
– завоевание положительной оценки сверстников и их симпатий;
– уважительное отношение к сверстникам;
– соревновательность.
Согласно определению Е.О, Смирновой, коммуникативные навыки представляют собой автоматизированные умения устанавливать контакт, развивать и поддерживать диалог в общении со сверстником, разрешать конфликты, ориентироваться на поведение партнера по общению [8].
Коммуникативные навыки включают в себя:
– Умение проявлять инициативу, активность при организации взаимодействия со сверстниками;
– Умение согласовывать свои действия с действиями сверстника;
– Умение слушать сверстника, договариваться, уступать;
– Умение оказывать помощь сверстнику, сопереживать, а также обращаться за помощью к сверстнику.
Проблемой изучения дидактической игры как средства и метода развития детей, а также как формой организация деятельности занимались такие учёные, как А. К. Бондаренко, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, А. П. Усова. В рамках своих исследований они рассматривали цели и задачи, особенности и структуру дидактической игры как метода развития и воспитания детей дошкольного возраста в процессе различных видов деятельности [4].
Л. В. Артемовой дидактическая игра рассматривается, как игра, специально предназначенная для целей обучения дошкольников и младших школьников. В педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и словесные игры [2].
А. К. Бондаренко подчёркивает, что независимо от вида дидактическая игра имеет определённую структуру, отличающую её от других видов игр детей дошкольного возраста [4]. Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов, а именно:
- Обучающая (дидактическая) задача.
- Игровые действия.
- Правила.
Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
В дидактической игре создаются определенные условия для развития коммуникативных навыков. Наличие в игре определенных правил способствует тому, что дети включаются в игру и обращаются к сверстнику по ходу выполнения игровых действий, поэтому им необходимо уметь обращаться, выражать свои мысли.
Наличие совместной деятельности объединяет детей, вызывает у них интерес, формирует положительный эмоциональный фон. В такой ситуации у детей возникает естественная потребность в общении друг с другом. Изменение игровой ситуации автоматически стимулирует ребенка к тому, чтобы он давал отклик на действия сверстника и тогда возникает диалог.
Использование дидактических игр также способствует решению следующих задач: побуждать детей к общению друг с другом и комментированию своих действий; способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью; совершенствовать разговорную речь; обогащать словарь.
В дидактической игре ребенок сталкивается с разными ситуациями взаимодействия, потому что не каждый сверстник одинаково успешен: у одних детей могут возникать трудности в игре, и им необходима будет помощь, другие дети могут провоцировать конфликты и нужно уметь их разрешать. Эти ситуации помогают ребенку приобрести опыт взаимодействия и соответствующие коммуникативные умения.
В процессе участия в разных дидактических играх у ребенка обогащается опыт общения, поскольку изменяется сама игровая ситуация, определяемая содержанием игр. В словесно-логических играх активизируется речь, развивается умение поддерживать диалог.
Наличие в игре четкой структуре обуславливает необходимость держать себя в рамках игры, следовать правилам, что способствует развитию эмоциональной регуляции в том числе.
Таким образом, анализ литературы показывает, что формирование коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста происходит в совместной деятельности. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте является игра. Среди всех видов игр потенциалом для развития коммуникативных навыков обладает не только сюжетно-ролевая игра, но и дидактическая игра. В ней создаются условия для установления контакта, построения диалога, формирования важных умений связанных с учетом интересов партнером по игре, предупреждению конфликтов, развитием диалогической речи.
Литература:
- Антонова, Т. В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками [Текст] / Т. В. Антонова // Дошкольное воспитание. 2008. — № 10. -С. 14–17.
- Артемова, Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников [Текст]/ Л. В. Артемова.- М.: Просвещение, 1992. — 248 с.
- Белкина, В. Н. Психологические аспекты взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками в контексте современных требований к дошкольному образованию [Текст] / В. Н. Белкина. Ярославский педагогический вестник. — 2012. — № 1. — Том II. — С.291–294.
- Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст]/ А. К. Бондаренко. — М.: Просвещение, 1985. — 174 с.
- Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. — М., 1991. — 274 с.
- Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения [Текст]/ А. А. Катаева.-М., 1993.- 212с.
Похожие статьи
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...
Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи
В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.
Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды
В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.
Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр
В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.
Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников
В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.
Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура
В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.
Похожие статьи
Игра как средство обучения детей дошкольного возраста финансовой грамотности
В статье рассматриваются актуальные вопросы разработки и осуществления экономического воспитания детей дошкольного возраста, анализируются возможности игровой деятельности в решении данного вопроса.
Театрально-игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
В статье представлено определение понятия театрализованной игры и результаты исследования формирования коммуникативных навыков детей посредством театрально-игровой деятельности.
Дидактическая игра как средство развития детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования навыков безопасной жизнедеятельности
В данной публикации исследуются влияние дидактической игры в процессе привития детям старшего дошкольного возраста навыков безопасного жизнеобеспечения. В статье также освещаются преимущества такого вида обучения, дается анализ сути и понятия «дидакт...
Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста
В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...
Игровые технологии в формировании у дошкольников навыков диалогической речи
В статье раскрывается понятие «диалогической речи», перечислены игровые технологии её развития, а также описание некоторых педагогических технологий для дошкольников как средство активизации детской речи.
Технология развития коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста посредством создания предметно-развивающей среды
В статье описываются способы организации коммуникативной деятельности старших дошкольников, возникновение трудностей и пути их устранения, с учетом возрастных особенностей детей.
Развитие положительной мотивации учения младших школьников посредством интеллектуальных игр
В статье рассматриваются теоретические основы развития мотивации учения у младших школьников; роль игровых форм обучения в развитии положительной мотивации учения у детей младшего школьного возраста.
Дидактическая игра как средство формирования социального опыта младших школьников
В исследовании автор рассматривает влияние дидактической игры на формирование социального опыта младших школьников.
Педагогическое обеспечение игровой деятельности: понятие и структура
В статье раскрывается сущность педагогического обеспечения игры детей. Рассматриваются основные понятия и структура игровой деятельности.
Педагогические условия формирования культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается понятие «культура поведения», рассматривается вопрос об условиях формирования культуры поведения старших дошкольников.