Интегрированный интеллектуальный досуг «Знай-ка» («Времена года» — осень, зима) в старшей группе с ОНР
Авторы: Курмакаева Гуляндям Загриевна, Кобылянская Татьяна Михайловна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 20.04.2017
Статья просмотрена: 212 раз
Библиографическое описание:
Курмакаева, Г. З. Интегрированный интеллектуальный досуг «Знай-ка» («Времена года» — осень, зима) в старшей группе с ОНР / Г. З. Курмакаева, Т. М. Кобылянская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2386/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель досуга: обобщать и систематизировать представления детей о временах года (осень и зима).
Задачи:
‒ учить детей использовать полученные знания в играх, рисовании;
‒ формировать умение обобщать по существенным признакам;
‒ поддерживать интерес к явлениям живой природы;
‒ воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой.
Материалы иоборудование: эмблемы для участников команд, дидактическая игра «Времена года» (из серии «Развивающие игры»), 2 картинки, где художник перепутал времена года (осень и зиму), мяч, 2 мольберта, бумага для рисования, краски, кисти.
Ход интеллектуального досуга «Знай-ка» («Времена года»):
Организуются 2 команды: «Листопаднички» и «Снежинки».
Ведущий представляет жюри, после каждого конкурса подводятся итоги.
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим конкурс «Знай-ка».
Ежегодно приходят к нам гости:
Один седой, другой молодой,
Третий скачет, а четвертый плачет.
(Времена года)
В группу (зал) вбегает мальчик по имени Незнайка.
Незнайка: Ой,куда я попал? (Ответы детей: вдетский сад, в группу)
Ведущий: Кто же ты такой?
Незнайка: Я мальчишка, пришел к вам из сказки. Я большой-большой зазнайка, а зовут меня…(Незнайка)
Я — Незнайка, а вы кто?
Ребята, помогите мне, прошу вас. Со мной приключилось несчастье. Дело в том, что меня прогнали из сказочной страныиз-за того, что я немного похулиганил. Я перепутал времена года, а в нашей сказочной стране все тотчас сбывается. Осенью расцвели подснежники. А зимой прилетели перелетные птицы.
Мне очень хочется вернуться домой. Меня могут принять при условии, если я выполню задания. Ребята, вы мне поможете?
Дети: Да! Поможем!
Приветствие команд
Кружит листья листопад,
Листья по ветру летят,
Яркие, резные
Листья золотые.
А у клена разные
Самые прекрасные.
Яркой осени приветы
Клена пышные букеты.
(«Листопаднички»)
Покружились звездочки
В воздухе немножко.
Сели и растаяли
На моей ладошке.
(«Снежинки»)
1-й конкурс. Разминка
Ведущий задает вопросы поочередно каждой команде.
Вопросы команде «Листопаднички»:
‒ Когда на дубе появляются желуди? (Осенью)
‒ Когда в городе можно увидеть снегирей? (Зимой)
‒ Какое время года можно назвать «золотым», «багряным», «многоцветным»? (Осень)
‒ Когда день короткий, а ночь длинная? (Зимой)
‒ Когда кленовый лист бывает желто-зеленым? (Осенью)
‒ Когда снежинка падает на шубу? (Зимой)
Вопросы команде «Снежинки»:
‒ Какое время гола называют «белым», «хрустальным», «серебристым»? (Зиму)
‒ Когда люди собирают урожай? (Осенью)
‒ Когда мы празднуем масленицу? (Зимой)
‒ В каком месяце дети после длительного отдыха приходят в детский сад? (В сентябре, осенью)
‒ В какое время бывает гололед? (Зимой)
‒ Когда под ногами шуршит разноцветный ковер из листьев? (Осенью)
‒ Когда мы ждем в гости Деда Мороза? (Зимой)
Жюри подводит итоги конкурса.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Четыре, пять,
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (Загибают пальчики, начиная с большого)
Листья рябины,
Листья тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. (Шагают по столу средним и указательным пальцами)
2-й конкурс. Игра смячом «Бывает— не бывает»
Иней летом (не бывает), метель осенью (не бывает), листопад весной (не бывает), снегири летом (не бывает), соловей поет зимой (не бывает),
Багряные листья на кустах осенью (бывает), капель летом (не бывает), заяц летом в пушистой белой щубке (не бывает), подснежники цветут осенью (не бывает), медведь спит в берлоге летом (не бывает), вьюга летом (не бывает), зимой прилетели перелетные птицы (не бывает).
Жюри подводит итоги конкурса.
3-й конкурс. «Угадай, чей голосок»
‒ Кар-кар-кар! (Ворона)
‒ Чив-чив-чив! (Воробей)
‒ Синь-синь-синь! (Синица)
‒ Свир-свир-свир! (Свиристель)
‒ Ча-ча-ча! (Сорока)
‒ Курлы-курлы! (Журавль)
‒ Рюм-рюм-рюм! (Снегирь)
‒ Ку-ку! (Кукушка)
‒ Тук-тук! (Дятел)
— А между прочим каркают не только вороны. Есть и слова каркающие. Знаете какие?
Персонаж из сказки: Карабас, Карлсон.
Овощ: картофель.
Конфета: карамелька.
Деталь одежды: карман.
Маленький человек: карлик.
Аттракцион в парке: карусель.
В чем ехала Золушка на бал: карета.
Персонаж из «Спокойной ночи, малыши»: Каркуша.
Жюри подводит итоги конкурса.
4-й конкурс. «Последовательные картинки»
(Серия картинок «Времена года» — «Осень», «Зима»)
Задание: необходимо разложить предложенные картинка, аргументированно объяснить принцип последовательности серии и выбора очередной картинки.
Инструкции:
— Посмотрите на картинки. Что здесь изображено? О чем можно рассказать, глядя па эти картинки?
— Разместите картинки так, чтобы получился связный рассказ.
— Разместите картинки так, чтобы было понятно, с какой из них начинается рассказ и какай заканчивается.
В процессе работы взрослый не должен вмешиваться и помогать детям. После того, как дети закончат раскладывать картинки, их просят обеспечить историю, которая получилась в результате.
Жюри подводит итоги конкурса.
Игра «Снежная баба»
(Координация слова с движением, развитие творческого воображения)
Сегодня из снежного (Идет по кругу и катят перед собой воображаемый ком)
Мокрого кома
Мы снежную бабу (Рисуют руками три круга, начиная с маленького)
Слепили у дома.
Стоит наша баба
У самых ворот.
Никто не проедет, (Грозят указательным пальцем сначала правой рукой, потом левой)
Никто не пройдет.
Знакома она уже (Идут по кругу, последние слова говорит один ребенок — «Жучка»)
Всей детворе,
А Жучка все лает:
«Чужой во дворе!»
И. Демьянов
Незнайка: Молодцы, ребята1 Все-то вы знаете. А рисовать умеете?
(Ответы детей)
— А теперь послушайте стихотворения-загадки. В отгадках кроется секрет.
Было два художника,
Столько же картин.
Белой краской выкрасил
Все подряд один.
Лес и поле белые.
Белые луга.
У осин заснеженных
Ветви, как рога…
(Зима)
А второй — он золотом
Расписал сады,
Нивы урожайные,
Спелые плоды…
Всюду бусы, ягоды
Зреют по лесам,
Кто же тот художник?
Догадайся сам!
(Осень)
Незнайка: Вы догадались, ребята, в чем секрет? (Ответы детей)
— Вы должны нарисовать портреты Зимы и Осени.
5-й конкурс. «Портреты Зимы иОсени»
Дети из каждой команды по одному выходят и дорисовывают элементы портрета.
Незнайка прощается с детьми.
— Спасибо вам, дорогие Знай-ки! Я многому научился у вас и никогда теперь не буду путать Времена года. Я теперь точно знаю, что весной расцветают подснежники и прилетают перелетные птицы. Ребята, я думаю, что мне разрешат вернуться в сказочную страну.
Мне понравилось у вас!
Вы играли просто класс!
Вы старались для Незнайки,
Потому что — Любознайки!
До свидания, ребята!
Подведение итогов.
В заключение жюри подводит итоги и награждает победителей медалями участников интеллектуального досуга «Знай-ка» («Времена года»).