Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баранова, И. С. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности / И. С. Баранова, В. П. Владимирова, Л. В. Гильманова, В. С. Маланчева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2496/ (дата обращения: 19.12.2024).



На современном этапе развития общества, когда материальные ценности зачастую превалируют над духовными, нравственное и патриотическое воспитание детей дошкольного возраста становится наиболее актуальным. Так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, ее ценностные установки. Для начала рассмотрим понятие патриотизма, это общественное чувство, в основу которого положено любовь к родине и готовность поступиться своими личными интересами во благо интересов отечества (М. М.Скибицкий). Патриотическое воспитание дошкольников предполагает формирование у них гордости достижениями своего отечества, желание сберечь её культурные особенности и стремление защищать интересы своего народа [4, С.528].

Патриотическое воспитание дошкольников есть одна из важнейших задач учреждения дошкольного образования. Это сложный педагогический процесс, в основании которого лежит формирование нравственных чувств, это систематичный и целенаправленный процесс, одна из основных задач дошкольного образования, при выполнении которой должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности детей. Система дошкольного образования претерпела множество изменений: с 1 сентября 2013 г. вошел в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в нем дошкольное образование является качественно новым уровнем общего образования, а с 1 января 2014 впрыснут в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДОУ). Патриотическое воспитание, согласно стандарта, предполагает развитие начальных представлений о малой родине и Отечестве, об отечественных праздниках и традициях, о планете Земля как всеобщем доме для людей, об особенностях ее природы, разнообразии стран и народов мира. Таким образом, с момента вступления стандарта возник подлинный этап реформирования дошкольного образования в России, который вводится по всем направлениям, в том числе и в направлении патриотического воспитания дошкольников [3, С.1155].

О важности патриотического воспитания дошкольников писали такие педагоги-исследователи как А. А. Анциферова, З. И. Беляева, Н. Ф. Виноградова, С. Г. Журат,

Г. А. Карбышева, С. А. Козлова, Р. Ш. Халикова [2, С.45]. Они отмечали важность воспитания любви к Отечеству и считали, что оно не может сводиться тлько к накоплению обусловленных социальных знаний [1, C.122].

Для развития нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста целесообразно использовать метод проектов, основной задачей которого является формирование свободной созидательной личности с помощью исследовательской деятельности детей. В работе с дошкольниками используют следующие виды проектной деятельности:

‒ в зависимости от тематики: творческие, информационные, игровые, исследовательские;

‒ в зависимости от состава участников: индивидуальные, групповые, фронтальные;

‒ в зависимости от сроков реализации: краткосрочные, средней продолжительности, долгосрочные.

Наиболее эффективными на наш взгляд являются долгосрочные, групповые виды проектов. Они позволяют сформировать у детей социально коммуникативные навыки, развить чувство товарищества и коллективизма, а также установить субъект — субъектные отношения, то есть доброжелательные и доверительные отношения между педагогами, детьми и родителями.

На базе старших групп МБДОУ № 34 «Золотая рыбка» и МБДОУ № 46 «Земляничка» города Набережные челны был разработан групповой, долгосрочный проект по воспитанию патриотических чувств у детей дошкольного возраста «Юные патриоты».

Первый этап проекта — контрольный этап, целью его являлось провести диагностику уровня развития патриотических чувств у детей. Она показала следующие данные: количество детей с высоким уровнем развития патриотических чувств — 8 %, со средним уровнем — 32 %, с высоким — 60 %.

Второй этап проекта — подготовительный (теоретический), целью его являлось проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Город Набережные челны — прошлый век и нынешний век», «Моя Родина — Татарстан», «Россия».

Третий этап — практический, его целью являлось оформление альбомов «Достопримечательности моего города», «Красная книга Татарстана», «За что я люблю Набережные челны»; словотворчество с родителями «Сочини сказку о городе, республике»; оформление дидактической игры «Узнай, где я?», «Набережные челны — город будущего»; выставка «Символика России» (совместно с родителями); экскурсии и фотоэкскурсии по городу, а также разучивание стихов песен о России.

Четвертый этап — завершающий, целью которого являлось оформление уголка природы и изготовление карты-макета рек и озер Татарстана.

Пятый этап — этап повторной диагностики, ее целью было определить уровень развития патриотических чувств у детей после освоения проекта. Она показала: количество детей с высоким уровнем развития патриотических чувств — 64 %, со средним уровнем — 36 %, с низким– 0 %.

Этот проект позволяет познакомить дошкольников с природой родного края, учит детей ориентироваться в городе, развивает творческие и интеллектуальные способности, а также воспитывает в детях чувство любви и уважения к Родине.

Литература:

  1. Виноградова, Н. Ф. Наша Родина / Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова. — М.: Академия, 2004–65с.
  2. Козлова, С. А. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / С. А. Козлова. — СПб Библиотека, 2000–45с.
  3. Конституция Российской Федерации Закон «Об Образовании».
  4. Скибицкий, М. М. «Большая советская энциклопедия» / М. М. Скибицкий, — М.: Академия, 1987–528с.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольное образование, дошкольный возраст, патриотическое воспитание дошкольников, ребенок, высокий уровень развития, Россия, чувство, этап проекта.
Задать вопрос