Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)
Авторы: Заренок Татьяна Владимировна, Барыкина Ольга Валерьевна, Баранова Ольга Михайловна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 04.06.2017
Статья просмотрена: 419 раз
Библиографическое описание:
Заренок, Т. В. Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы) / Т. В. Заренок, О. В. Барыкина, О. М. Баранова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2552/ (дата обращения: 16.11.2024).
Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Так как образовательная деятельность в детском саду осуществляется через игру, то авторы решили развивать экологическое воспитания через дидактические игры. Основной формой реализации работы по формированию экологического воспитания посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста были организация образовательной деятельности, индивидуальная работа, подгрупповая и самостоятельная деятельность. А также использовались дидактические игры в режимных моментах, во время прогулок.
Дидактические игры авторы подбирают в соответствии с программными задачами по образовательной области «Познавательное развитие» и условно поделили на следующие группы:
- Игры с предметами;
- Игры с природным материалом;
- Настольно — печатные игры;
- Словесные игры.
Игры спредметами. В этих играх можно использовать игрушки или реальные предметы. Когда дети играют в эти игры, они учатся сравнивать, искать сходство и различие, классифицировать, устанавливать последовательность.
«Помоги Белочке разложить овощи и фрукты»
На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить в две корзины. Они сами должны подумать по какому признаку они их будут раскладывать: по цвету, по вкусу, по форме, или же в одну корзину фрукты, а в другую овощи.
Самая любимая игра «Чудесный мешочек». В эту игру можно играть в конце образовательной деятельности для закрепления материала. Например: чтобы дети лучше запомнили чем питаются животные. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она. Подходят к игрушкам и угощают их.
Игры с природным материалом. В этих играх используются семена растений, шишки, каштаны, желуди, камушки, гербарий растений, цветы и другие природные материалы. Эти игры самые любимые у детей и наиболее эффективные при ознакомлении детей с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
«Детки на ветке».
Эту игру можно проводить в любое время года. Для игры дети самостоятельно создают гербарий, собирают разные плоды растений. Вначале игры детям раздаются листочки с разных деревьев и кустарников. Они определяют с какого дерева листочек, а потом подбирают к каждому листу соответствующий плод.
«Найди, что покажу»
Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
Настольно — печатные игры.
Такие игры знакомят детей с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Это может быть: «лото», «домино», парные картинки», «разрезные картинки». Настольно — печатные игры можно не только купить, но и изготовить самостоятельно.
«Волшебный поезд».
Для этой игры нужно изготовить поезд и вагончики разного цвета, подобрать карточки с изображением насекомых, цветов, растений, животных, деревьев и другие. Детям предлагается следующие задание: В красном вагончики могут ехать только цветы, а в желтом насекомые или в первом вагончике поедет волк, а в последнем вагончике поедет муравей. С помощью этой игры обогащается словарный запас, дети систематизируют и обобщают свои знания, а так же закрепляют умения классифицировать.
«Разрезные картинки».
Эту игру мы проводит в индивидуальной работе с детьми. Ребенок учится составлять из частей целое, развивает логическое мышление. Когда картинка собрана, мы уточняем, что изображено на картинки, описываем по схеме, составляем предложение.
Словесные игры.
Эти игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх можно описывать предметы, выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находят сходства и различия.
«Когда это бывает?»
С помощью этой игры дети закрепляют времена года, признаки и явления. Например: мы взяли корзинки и пошли собирать ягоды. Когда это бывает? Мы смастерили кораблики и отправились пускать их по лужам. Когда это бывает?
«Найди, о чем расскажу».
На столе выкладываются разные предметы природы: овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие. Воспитатель подробно описывает предмет, а дети отгадывают и находят его на столе. Затем можно усложнить эту игру, попросить детей описывать предмет, не называя его.
«Отгадай, кто это».
В этой игре дети закрепляют знания о диких и домашних животных. Воспитатель описывает животное, не называя его, а дети должны отгадать, назвать среду обитания, чем питается и назвать его малышей.
Раз в квартал мы проводим обобщающие мероприятие в виде путешествий, викторин. Эти мероприятия мы связываем с временем года. Например: «Путешествие в осенний лес». На это путешествие приходит Осень и приносит разные задания, загадки, игры. Именно это путешествие систематизирует и закрепляет знания детей. Раз в год мы устраиваем в парке праздник Лесовичка. Где дети по карте находят клад, выполняя различные задания. Тем самым учатся ориентироваться на местности, определять по мху и муравейнику юг и север, закрепляет знания живой и неживой природы, учатся ввести себя в лесу, беречь природу.
Для того, чтобы дети использовали дидактические игры в повседневной жизни в самостоятельной деятельности в группе был создан «Центр экспериментирования». В нем представлены различные дидактические игры, модели часов, времен года, частей суток, гербарии, природный материал, емкости и предметы для экспериментов, круговорот воды в природе и многое другое.
На территории детского сада мы разработали экологическую тропу, где дети знакомятся с деревьями, кустарниками, цветами, а также с объектами неживой природы.
Вся работа по развитию у детей экологических знаний проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. Поэтому воспитатели провели родительское собрание на тему «Развитие экологического воспитания посредством дидактических игр».На собрание родители сами поиграли в дидактические игры, были даны рекомендации как играть в игры дома, как самостоятельно их изготовить. В нашей группе сложилась традиция, родители приносили из дома свои изготовленные игры, которые гостили всю неделю. Ребенок объяснял правило своей игры и в свободное время мог поиграть со сверстниками. В результате дети группы в течение учебного года имели возможность значительно расширить свой игровой опыт.
В конце года с помощью дидактических игр дети научились слушать и слышать, быть внимательными, научились классифицировать объекты живой природы, логически мыслить, рассуждать, сравнивать, выделять главное, самостоятельно организовывать игру, экспериментировать.
Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе. Они могут принести немалую радость для детей, если педагог позаботится о разнообразии игр на экологическую тему.
Литература:
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991. – 160 с.
- http://www.bestreferat.ru/referat-138254.html
- https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-tema-didakticheskaya-igra-eyo-rol-v-razvitii-doshkolnikov-662722.html