Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 04.06.2017

Статья просмотрена: 423 раза

Библиографическое описание:

Заренок, Т. В. Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы) / Т. В. Заренок, О. В. Барыкина, О. М. Баранова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 89-91. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2552/ (дата обращения: 19.12.2024).



Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой. Так как образовательная деятельность в детском саду осуществляется через игру, то авторы решили развивать экологическое воспитания через дидактические игры. Основной формой реализации работы по формированию экологического воспитания посредством дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста были организация образовательной деятельности, индивидуальная работа, подгрупповая и самостоятельная деятельность. А также использовались дидактические игры в режимных моментах, во время прогулок.

Дидактические игры авторы подбирают в соответствии с программными задачами по образовательной области «Познавательное развитие» и условно поделили на следующие группы:

  1. Игры с предметами;
  2. Игры с природным материалом;
  3. Настольно — печатные игры;
  4. Словесные игры.

Игры спредметами. В этих играх можно использовать игрушки или реальные предметы. Когда дети играют в эти игры, они учатся сравнивать, искать сходство и различие, классифицировать, устанавливать последовательность.

«Помоги Белочке разложить овощи и фрукты»

На столе муляжи или картинки овощей и фруктов. Дети должны их разложить в две корзины. Они сами должны подумать по какому признаку они их будут раскладывать: по цвету, по вкусу, по форме, или же в одну корзину фрукты, а в другую овощи.

Самая любимая игра «Чудесный мешочек». В эту игру можно играть в конце образовательной деятельности для закрепления материала. Например: чтобы дети лучше запомнили чем питаются животные. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она. Подходят к игрушкам и угощают их.

Игры с природным материалом. В этих играх используются семена растений, шишки, каштаны, желуди, камушки, гербарий растений, цветы и другие природные материалы. Эти игры самые любимые у детей и наиболее эффективные при ознакомлении детей с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

«Детки на ветке».

Эту игру можно проводить в любое время года. Для игры дети самостоятельно создают гербарий, собирают разные плоды растений. Вначале игры детям раздаются листочки с разных деревьев и кустарников. Они определяют с какого дерева листочек, а потом подбирают к каждому листу соответствующий плод.

«Найди, что покажу»

Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.

Настольно — печатные игры.

Такие игры знакомят детей с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Это может быть: «лото», «домино», парные картинки», «разрезные картинки». Настольно — печатные игры можно не только купить, но и изготовить самостоятельно.

«Волшебный поезд».

Для этой игры нужно изготовить поезд и вагончики разного цвета, подобрать карточки с изображением насекомых, цветов, растений, животных, деревьев и другие. Детям предлагается следующие задание: В красном вагончики могут ехать только цветы, а в желтом насекомые или в первом вагончике поедет волк, а в последнем вагончике поедет муравей. С помощью этой игры обогащается словарный запас, дети систематизируют и обобщают свои знания, а так же закрепляют умения классифицировать.

«Разрезные картинки».

Эту игру мы проводит в индивидуальной работе с детьми. Ребенок учится составлять из частей целое, развивает логическое мышление. Когда картинка собрана, мы уточняем, что изображено на картинки, описываем по схеме, составляем предложение.

Словесные игры.

Эти игры построены на словах и действиях играющих. В этих играх можно описывать предметы, выделять характерные признаки, отгадывать по описанию, находят сходства и различия.

«Когда это бывает?»

С помощью этой игры дети закрепляют времена года, признаки и явления. Например: мы взяли корзинки и пошли собирать ягоды. Когда это бывает? Мы смастерили кораблики и отправились пускать их по лужам. Когда это бывает?

«Найди, о чем расскажу».

На столе выкладываются разные предметы природы: овощи, фрукты, ягоды, грибы и другие. Воспитатель подробно описывает предмет, а дети отгадывают и находят его на столе. Затем можно усложнить эту игру, попросить детей описывать предмет, не называя его.

«Отгадай, кто это».

В этой игре дети закрепляют знания о диких и домашних животных. Воспитатель описывает животное, не называя его, а дети должны отгадать, назвать среду обитания, чем питается и назвать его малышей.

Раз в квартал мы проводим обобщающие мероприятие в виде путешествий, викторин. Эти мероприятия мы связываем с временем года. Например: «Путешествие в осенний лес». На это путешествие приходит Осень и приносит разные задания, загадки, игры. Именно это путешествие систематизирует и закрепляет знания детей. Раз в год мы устраиваем в парке праздник Лесовичка. Где дети по карте находят клад, выполняя различные задания. Тем самым учатся ориентироваться на местности, определять по мху и муравейнику юг и север, закрепляет знания живой и неживой природы, учатся ввести себя в лесу, беречь природу.

Для того, чтобы дети использовали дидактические игры в повседневной жизни в самостоятельной деятельности в группе был создан «Центр экспериментирования». В нем представлены различные дидактические игры, модели часов, времен года, частей суток, гербарии, природный материал, емкости и предметы для экспериментов, круговорот воды в природе и многое другое.

На территории детского сада мы разработали экологическую тропу, где дети знакомятся с деревьями, кустарниками, цветами, а также с объектами неживой природы.

Вся работа по развитию у детей экологических знаний проходит в тесном взаимодействии с родителями, поскольку семья является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы. Анкетирование лишь подтвердило предположение о том, что родителей тоже нужно вооружать системой знаний по этому вопросу. Поэтому воспитатели провели родительское собрание на тему «Развитие экологического воспитания посредством дидактических игр».На собрание родители сами поиграли в дидактические игры, были даны рекомендации как играть в игры дома, как самостоятельно их изготовить. В нашей группе сложилась традиция, родители приносили из дома свои изготовленные игры, которые гостили всю неделю. Ребенок объяснял правило своей игры и в свободное время мог поиграть со сверстниками. В результате дети группы в течение учебного года имели возможность значительно расширить свой игровой опыт.

В конце года с помощью дидактических игр дети научились слушать и слышать, быть внимательными, научились классифицировать объекты живой природы, логически мыслить, рассуждать, сравнивать, выделять главное, самостоятельно организовывать игру, экспериментировать.

Экологические игры в детском саду очень важны для формирования у маленьких детей представления об окружающем мире, живой и неживой природе. Они могут принести немалую радость для детей, если педагог позаботится о разнообразии игр на экологическую тему.

Литература:

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. Кн. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., дораб. — М: Просвещение, 1991. – 160 с.
  2. http://www.bestreferat.ru/referat-138254.html
  3. https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-pedagogov-tema-didakticheskaya-igra-eyo-rol-v-razvitii-doshkolnikov-662722.html
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, неживая природа, детский сад, образовательная деятельность, природный материал, экологическое воспитание, знание детей, индивидуальная работа, самостоятельная деятельность.

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Проектная неделя как способ организации проектной деятельности (из опыта Германии)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Нетрадиционное рисование как средство развития творческих способностей и эмоциональной сферы детей (из опыта работы)

Игровые методы как средство активизации познавательной активности обучающихся (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Проектная неделя как способ организации проектной деятельности (из опыта Германии)

Применение арт-педагогических технологий в дошкольном образовании (из опыта работы)

Сказка как инструмент воспитательной деятельности педагога (из опыта работы)

Патриотическое воспитание в условиях современного ДОУ (из опыта работы)

Задать вопрос