Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 14.06.2017

Статья просмотрена: 2741 раз

Библиографическое описание:

Грецкая, Ю. П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2565/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры

Роль экологического образования вдошкольном учреждении

Развитие науки и техники требует от государства постановки акцента на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Не случайно Указ Президента РФ по охране окружающей среды и соответствующее постановление правительства РФ возвели экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем [2, с. 7].

Цель экологического образования — «формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой» [1, с. 3].

Педагогические наблюдения показывают, что уже в старшей группе дошкольники без труда усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в увлекательной и доступной форме и учитывают интерес детей к явлениям природы [1, с. 3].

Управление экологической работой ДОУ можно рассматривать как трехступенчатую систему [1, с. 3]:

  1. Административное управление — осуществляется заведующим ДОУ (функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими ДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения [8, с. 133]).
  2. Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем (функции: организация эффективной экологической работы с педагогами ДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения (руководителя по ИЗО, музыкальному образованию, физическому воспитанию детей и т. д.) для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников [8, с. 133]).
  3. Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми).

С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры и с этим трудно не согласиться. Часто именно воспитатель первым «вводит» детей в мир природы, помогает им испытать первый опыт общения и познания этого удивительного и чарующего мира.

Крайне важно спланировать эту работу по экологическому образованию дошкольников и отслеживать результаты этой деятельности. Основой планирования работы нужно рассматривать программу, принятую в конкретном образовательном учреждении. «Именно программа определяет основной круг задач и содержание экологической работы с детьми» [8, с. 133]. Главная цель этого планирования — это обеспечение системности.

Экологическое образование выступает одним из компонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности с дошкольниками нужно обращать внимание на постановку не только образовательных, но также воспитательных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т. д. [8, с. 133]

Важную роль для планирования экологической деятельности с детьми имеет также интеграция разных видов и форм деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкально-театрализованной.

«Важнейшим условием эффективного планирования является не только его конкретность и соответствие программе, но и реальность» [7]. Это значит, что нужно ориентироваться на интеллектуальный уровень развития дошкольника, его возможности, степень сформированности его экологической культуры, то есть на результаты педагогической оценки ребенка в данной области.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников.

Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям.

Так, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и в отношении к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в быту, обществе, на природе.

Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (цвете, форме, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, о природных явлениях, о многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.

Содержание образовательной области «Речевое развитие» подразумевает знакомство с детской литературой, в частности с природоведческой.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подразумевает становление основ ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира; формирование эстетического отношения к миру природы.

Образовательная область «Физическое развитие» нацелена на становление ценностей здорового образа жизни у детей.

Новые виды иформы экологического образования дошкольников

Дидактические экологические игры

Игра является одним из видов деятельности человека, который в детском возрасте является ведущим. Значение игры нельзя ограничить лишь развлекательными возможностями. Игру, как метод обучения, как способ передачи социального опыта использовали с древности.

Дидактическая игра — активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В дидактической игре, в отличие от учебных занятий, учебные цели не формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего — естественное стремление поиграть.

Дидактические игры используются уже в дошкольных учреждениях. «Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть», — пишут С. А. Козлова и Т. А. Куликова [3].

Л. Ю. Павлова выделяет следующие виды дидактических экологических игр:

‒ игры, нацеленные на ознакомление с фауной и флорой;

‒ игры, нацеленные на ознакомление с окружающей средой;

‒ игры, нацеленные на ознакомление с созданной человеком средой обитания для людей и животных [6].

Примеры дидактических игр:

1. Тема: «Чьи семена?»

Цели:

‒ научить детей дифференцировать овощи, фрукты и их семена;

‒ развивать сосредоточенность, память и наблюдательность.

Материал: карточки фруктов, овощей, плодовых деревьев; тарелка с различными семенами.

Методика: дети должны соотнести семена с карточками соответствующих фруктов, овощей или плодовых деревьев.

2. Тема: «Вода, земля, воздух»

Цели:

‒ закрепить знания детей о природных объектах;

‒ развить мышление, слуховое внимание и сообразительность.

Материал: мяч.

Методика: педагог бросает мяч ребенку и называет животное, которое ребенок должен отнести к одной из стихий (сорока — воздух; волк — земля; кит — вода) и бросить мяч обратно.

3. Тема: «Кто чем питается?»

Цели:

‒ закрепить знания детей о пищевых пристрастиях разных животных;

‒ развить познавательный интерес.

Материал: мешочек.

Методика проведения: дети достают из мешочка разную «пищу» (мед, сыр, орехи, яблоко, пшено, морковь и т. д.) и угадывают, для кого она, кто ей питается.

4. Тема: «Береги природу»

Цель:

‒ закрепить знания об охране объектов природы.

Материал: карточки с объектами живой и неживой природы.

Методика: на столе располагаются картинки, изображающие зверей, птиц, растения, человека, солнце, воду и т. д.; педагог убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что случится с оставшимися живыми существами, если на Земле не окажется спрятанного объекта (убирает птицу — гибнут деревья от червяков и т. д.).

5. Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает»

Цель:

‒ закрепить знания об объектах живой природы.

Материал: картинки с изображением разных животных.

Методика: педагог показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны классифицировать животных по способу передвижения (прыгающие, летающие, бегающие, плавающие).

Экологические акции

Одной из форм экологического образования и воспитания в ДОУ являются экологические акции — это комплекс мероприятий, действий, который помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему-либо.

Как отмечают Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина в своей статье «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций», экологическим (природоохранным) акциям следует уделять особое внимание в старшем дошкольном возрасте. «Важным фактором, способствующим пониманию детьми экологического содержания акций, — пишут авторы статьи, — является непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей с объектами природы» [4, с. 72–74].

Длительность проведения экологической акции может длиться 2–3 месяца. Кроме детей в экологической акции можно задействовать сотрудников ДОУ, родителей, близлежащие школы, жителей района.

Акция может включать в себя разные мероприятия, объединенные одной темой: цикл наблюдений, чтение и заучивание стихотворений, подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы, комплекс занятий по разным методикам, продумывание и иллюстрирование сказок, выставки детских рисунков, организация опытов, создание экологических плакатов и пр. Акция может подразумевать и однократное мероприятие.

Многие дошкольные учреждения регулярно проводят с детьми экологические акции, которые не только привлекают детей к размышлению над необходимостью беречь природу, но и развивают дополнительные умения и навыки, расширяют круг знаний. Например, осенняя акция «Трудовой десант» может подразумевать субботник с участием родителей и детей: дошкольники обычно с энтузиазмом собирают ветки, работают с граблями, подметают. Акция «Вместе озеленим участок наш» не только сформирует у детей элементарный навык посадки растений, но и сформирует уважительное отношение к чужому труду. Зимняя акция «Накормим птиц» подразумевает также творческую работу — изготовление оригинальной кормушки или скворечника. Акция «Вторая жизнь ненужным вещам» научит детей более бережно относиться к труду и использовать воображение.

«Такие акции способствуют закреплению знаний о природных явлениях, учат детей самостоятельно планировать свою деятельность, развивают в детях самостоятельность, ответственность. Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки экологической деятельности», — пишут О. А. Никульшина и О. А. Скутина [5, с. 230].

Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина предлагают проводить экологическую работу в два этапа [4, с. 72–74].

1. На первом дети знакомятся с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с работой земледельцев. Возможны следующие акции:

1.1. «Земля — кормилица наша». Цель — сформировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, о последовательности трудовых процессов земледельцев

1.2. «Сохраним воду — чистой». Цель — привлечь внимание детей к необходимости экономного использования воды

Возможные мероприятия:

‒ придумывание сказки о воде «Королева вода»

‒ оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду»

‒ экологические ширмы

‒ экологический праздник «Берегите воду»

1.3. «День Земли». Цель — развить стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к ней как к родному дому

2. На втором этапе дети должны осмыслить экологические акции. Для этого проводится следующие мероприятия:

‒ игры «Ручеек», «Заморозь»,

‒ отгадывание загадок,

‒ исполнение песен «Улыбка», «Кто пасется на лугу», «Ежик»,

‒ создание рисунков и панно,

‒ проведение субботника.

Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также имеют огромное значение в формировании экологической культуры у дошкольников.

Проведение экологических акций часто становится хорошей традицией детского сада. Хочется верить, что дети, вырастая, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в их сердцах на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

Заключение

Актуальность экологического образования определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.

Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в относительной гармонии с ней.

Задачи экологического образования:

‒ ознакомить ребенка с флорой и фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и животных;

‒ сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к планете, к родной земле, к природе.

Инновационные формы экологического образования в современных ДОУ — это разнообразные дидактические игры и экологические акции.

Литература:

  1. Анохин Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С., Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Воронеж: Лакоценин, 2007. — 190 с.
  2. Канева М. С., Чадаева Г. И. Экологическое воспитание // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 7. — С.7–10.
  3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
  4. Кондратьева Т. Н., Курочкина С. Н. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе материалы Международной научно-практической интернет-конференции. — 2014. — С. 72–74.
  5. Никульшина О. А., Скутина О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 1 (3). — С.229–231.
  6. Павлова Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5–7 лет: Дис.... канд. пед. наук. — М., 2002. — 203 c.
  7. Платонова С. М. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду // Вестник Ленингр. гос. университета им. А. С. Пушкина. — 2016. — № 2. — С.232–239.
  8. Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, ребенок, акция, образовательная область, окружающий мир, игра, окружающая среда, природа, экологическая работа, дидактическая игра.

Ключевые слова

экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Развитие творческих способностей детей в ДОО в соответствие с ФГОС

Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлен материал по организации работы детей с графическими диктантами в группах в условиях реализации ФГОС НОО из личного опыта учителей начальных классов.

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС

В статье рассматривается подход к процессу формирования у дошкольников культуры безопасности, а так же приоритетные направления в условиях ФГОС.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников

В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Похожие статьи

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС

Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.

Развитие творческих способностей детей в ДОО в соответствие с ФГОС

Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

В статье представлен материал по организации работы детей с графическими диктантами в группах в условиях реализации ФГОС НОО из личного опыта учителей начальных классов.

Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО

В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.

Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС

В статье рассматривается подход к процессу формирования у дошкольников культуры безопасности, а так же приоритетные направления в условиях ФГОС.

Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности

В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.

Инновационные методики воспитания в свете ФГОС

Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.

Внедрение федерального проекта «Цифровая образовательная среда» и использование информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения истории

Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников

В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.

Задать вопрос