Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
Автор: Грецкая Юлия Петровна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 14.06.2017
Статья просмотрена: 2756 раз
Библиографическое описание:
Грецкая, Ю. П. Инновационные подходы в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС / Ю. П. Грецкая. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2565/ (дата обращения: 19.12.2024).
Ключевые слова: экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игры
Роль экологического образования вдошкольном учреждении
Развитие науки и техники требует от государства постановки акцента на экологическое образование и воспитание подрастающего поколения. Не случайно Указ Президента РФ по охране окружающей среды и соответствующее постановление правительства РФ возвели экологическое образование в разряд важнейших государственных проблем [2, с. 7].
Цель экологического образования — «формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой» [1, с. 3].
Педагогические наблюдения показывают, что уже в старшей группе дошкольники без труда усваивают комплекс экологических знаний, если они преподносятся в увлекательной и доступной форме и учитывают интерес детей к явлениям природы [1, с. 3].
Управление экологической работой ДОУ можно рассматривать как трехступенчатую систему [1, с. 3]:
- Административное управление — осуществляется заведующим ДОУ (функции: контроль над выполнением намеченных задач экологической работы с воспитанниками и педагогами, обеспечение необходимых материальных условий для организации предметно-пространственной развивающей среды экологического содержания в учреждении; установление внешних координированных связей с другими ДОУ и организациями, которые занимаются решением проблемы экологического просвещения населения [8, с. 133]).
- Управление процессом повышения уровня эколого-педагогической компетентности воспитателей — осуществляется старшим воспитателем (функции: организация эффективной экологической работы с педагогами ДОУ, интеграция усилий всех специалистов учреждения (руководителя по ИЗО, музыкальному образованию, физическому воспитанию детей и т. д.) для успешной организации экологической работы с дошкольниками; отражение в годовом плане работы таких задач экологического образования, как создание предметно-пространственной развивающей среды в учреждении, экологического ландшафта и проведение совместных экологических акций и праздников [8, с. 133]).
- Управление воспитательно-образовательным процессом — осуществляется воспитателем (организация непосредственной работы с детьми).
С. Н. Николаева в своей «Концепции экологического воспитания детей дошкольного возраста» характеризует педагога, как носителя экологической культуры и с этим трудно не согласиться. Часто именно воспитатель первым «вводит» детей в мир природы, помогает им испытать первый опыт общения и познания этого удивительного и чарующего мира.
Крайне важно спланировать эту работу по экологическому образованию дошкольников и отслеживать результаты этой деятельности. Основой планирования работы нужно рассматривать программу, принятую в конкретном образовательном учреждении. «Именно программа определяет основной круг задач и содержание экологической работы с детьми» [8, с. 133]. Главная цель этого планирования — это обеспечение системности.
Экологическое образование выступает одним из компонентов целостного педагогического процесса. Поэтому при планировании задач экологической деятельности с дошкольниками нужно обращать внимание на постановку не только образовательных, но также воспитательных и развивающих задач. При этом задачи должны охватывать все направления работы с дошкольниками: интеллектуальное развитие, нравственное, этическое, эстетическое воспитание, развитие трудолюбия и т. д. [8, с. 133]
Важную роль для планирования экологической деятельности с детьми имеет также интеграция разных видов и форм деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкально-театрализованной.
«Важнейшим условием эффективного планирования является не только его конкретность и соответствие программе, но и реальность» [7]. Это значит, что нужно ориентироваться на интеллектуальный уровень развития дошкольника, его возможности, степень сформированности его экологической культуры, то есть на результаты педагогической оценки ребенка в данной области.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) подразумевает деятельностный подход к определению содержания и организации образовательного процесса дошкольников.
Экологическое образование детей дошкольного возраста может осуществляться по разным образовательным областям.
Так, содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» нацелено на усвоение норм и ценностей, принятых в социуме; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, в том числе и в отношении к объектам природы; формирование основ безопасного поведения в быту, обществе, на природе.
Содержание образовательной области «Познание» направлено на формирование первичных представлениях об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (цвете, форме, размере, причинах и следствиях и др.); о планете Земля как общем доме людей, о природных явлениях, о многообразии стран и народов; расширение кругозора детей.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» подразумевает знакомство с детской литературой, в частности с природоведческой.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» подразумевает становление основ ценностно-смыслового восприятия и понимания окружающего мира; формирование эстетического отношения к миру природы.
Образовательная область «Физическое развитие» нацелена на становление ценностей здорового образа жизни у детей.
Новые виды иформы экологического образования дошкольников
Дидактические экологические игры
Игра является одним из видов деятельности человека, который в детском возрасте является ведущим. Значение игры нельзя ограничить лишь развлекательными возможностями. Игру, как метод обучения, как способ передачи социального опыта использовали с древности.
Дидактическая игра — активная форма обучения, в которой одновременно действуют два начала: познавательное и занимательное. Дидактическая игра призвана смягчить переход от одной деятельности к другой, сделать более легким процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире. В дидактической игре, в отличие от учебных занятий, учебные цели не формулируются прямо, они завуалированы, на первом плане для играющего — естественное стремление поиграть.
Дидактические игры используются уже в дошкольных учреждениях. «Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть», — пишут С. А. Козлова и Т. А. Куликова [3].
Л. Ю. Павлова выделяет следующие виды дидактических экологических игр:
‒ игры, нацеленные на ознакомление с фауной и флорой;
‒ игры, нацеленные на ознакомление с окружающей средой;
‒ игры, нацеленные на ознакомление с созданной человеком средой обитания для людей и животных [6].
Примеры дидактических игр:
1. Тема: «Чьи семена?»
Цели:
‒ научить детей дифференцировать овощи, фрукты и их семена;
‒ развивать сосредоточенность, память и наблюдательность.
Материал: карточки фруктов, овощей, плодовых деревьев; тарелка с различными семенами.
Методика: дети должны соотнести семена с карточками соответствующих фруктов, овощей или плодовых деревьев.
2. Тема: «Вода, земля, воздух»
Цели:
‒ закрепить знания детей о природных объектах;
‒ развить мышление, слуховое внимание и сообразительность.
Материал: мяч.
Методика: педагог бросает мяч ребенку и называет животное, которое ребенок должен отнести к одной из стихий (сорока — воздух; волк — земля; кит — вода) и бросить мяч обратно.
3. Тема: «Кто чем питается?»
Цели:
‒ закрепить знания детей о пищевых пристрастиях разных животных;
‒ развить познавательный интерес.
Материал: мешочек.
Методика проведения: дети достают из мешочка разную «пищу» (мед, сыр, орехи, яблоко, пшено, морковь и т. д.) и угадывают, для кого она, кто ей питается.
4. Тема: «Береги природу»
Цель:
‒ закрепить знания об охране объектов природы.
Материал: карточки с объектами живой и неживой природы.
Методика: на столе располагаются картинки, изображающие зверей, птиц, растения, человека, солнце, воду и т. д.; педагог убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что случится с оставшимися живыми существами, если на Земле не окажется спрятанного объекта (убирает птицу — гибнут деревья от червяков и т. д.).
5. Тема: «Летает, плавает, бегает, прыгает»
Цель:
‒ закрепить знания об объектах живой природы.
Материал: картинки с изображением разных животных.
Методика: педагог показывает или называет детям объект живой природы. Дети должны классифицировать животных по способу передвижения (прыгающие, летающие, бегающие, плавающие).
Экологические акции
Одной из форм экологического образования и воспитания в ДОУ являются экологические акции — это комплекс мероприятий, действий, который помогает детям лучше узнать определенную экологическую проблему, проявить свою гражданскую позицию, выразить свое отношение к чему-либо.
Как отмечают Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина в своей статье «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций», экологическим (природоохранным) акциям следует уделять особое внимание в старшем дошкольном возрасте. «Важным фактором, способствующим пониманию детьми экологического содержания акций, — пишут авторы статьи, — является непосредственный чувственно-эмоциональный опыт общения детей с объектами природы» [4, с. 72–74].
Длительность проведения экологической акции может длиться 2–3 месяца. Кроме детей в экологической акции можно задействовать сотрудников ДОУ, родителей, близлежащие школы, жителей района.
Акция может включать в себя разные мероприятия, объединенные одной темой: цикл наблюдений, чтение и заучивание стихотворений, подбор иллюстраций, энциклопедической и художественной литературы, комплекс занятий по разным методикам, продумывание и иллюстрирование сказок, выставки детских рисунков, организация опытов, создание экологических плакатов и пр. Акция может подразумевать и однократное мероприятие.
Многие дошкольные учреждения регулярно проводят с детьми экологические акции, которые не только привлекают детей к размышлению над необходимостью беречь природу, но и развивают дополнительные умения и навыки, расширяют круг знаний. Например, осенняя акция «Трудовой десант» может подразумевать субботник с участием родителей и детей: дошкольники обычно с энтузиазмом собирают ветки, работают с граблями, подметают. Акция «Вместе озеленим участок наш» не только сформирует у детей элементарный навык посадки растений, но и сформирует уважительное отношение к чужому труду. Зимняя акция «Накормим птиц» подразумевает также творческую работу — изготовление оригинальной кормушки или скворечника. Акция «Вторая жизнь ненужным вещам» научит детей более бережно относиться к труду и использовать воображение.
«Такие акции способствуют закреплению знаний о природных явлениях, учат детей самостоятельно планировать свою деятельность, развивают в детях самостоятельность, ответственность. Участие детей в экологических акциях, да еще вместе с родителями, помогает накопить детям первый багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки экологической деятельности», — пишут О. А. Никульшина и О. А. Скутина [5, с. 230].
Т. Н. Кондратьева и С. Н. Курочкина предлагают проводить экологическую работу в два этапа [4, с. 72–74].
1. На первом дети знакомятся с растительным и животным миром, с явлениями неживой природы, с работой земледельцев. Возможны следующие акции:
1.1. «Земля — кормилица наша». Цель — сформировать у детей представления о взаимодействии людей разных профессий в процессе выращивания урожая, о последовательности трудовых процессов земледельцев
1.2. «Сохраним воду — чистой». Цель — привлечь внимание детей к необходимости экономного использования воды
Возможные мероприятия:
‒ придумывание сказки о воде «Королева вода»
‒ оформление тематической ширмы «Давайте беречь воду»
‒ экологические ширмы
‒ экологический праздник «Берегите воду»
1.3. «День Земли». Цель — развить стремление беречь Землю, заботиться о ней, относиться к ней как к родному дому
2. На втором этапе дети должны осмыслить экологические акции. Для этого проводится следующие мероприятия:
‒ игры «Ручеек», «Заморозь»,
‒ отгадывание загадок,
‒ исполнение песен «Улыбка», «Кто пасется на лугу», «Ежик»,
‒ создание рисунков и панно,
‒ проведение субботника.
Экологические акции символизируют дружбу, единение, взаимопомощь, культуру общения коллективов: детского, педагогического и родителей, а также имеют огромное значение в формировании экологической культуры у дошкольников.
Проведение экологических акций часто становится хорошей традицией детского сада. Хочется верить, что дети, вырастая, будут бережно относиться ко всему живому и любовь к родной природе останется в их сердцах на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Заключение
Актуальность экологического образования определяется тем, что сегодня вопрос бережного отношения к природе напрямую связан с вопросом о будущем человечества, а такое бережное отношение к окружающему миру нужно сформировать как можно раньше.
Цель экологического образования — формирование личности нового типа с особым экологическим мышлением, способной осознавать последствия собственных действий в отношении окружающей среды и умеющей жить в относительной гармонии с ней.
Задачи экологического образования:
‒ ознакомить ребенка с флорой и фауной, с природой и с искусственно созданной средой обитания людей и животных;
‒ сформировать у подрастающего поколения ответственное отношение к планете, к родной земле, к природе.
Инновационные формы экологического образования в современных ДОУ — это разнообразные дидактические игры и экологические акции.
Литература:
- Анохин Е. В., Бондаренко Т. М., Суханова А. С., Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6–7 лет. — Воронеж: Лакоценин, 2007. — 190 с.
- Канева М. С., Чадаева Г. И. Экологическое воспитание // Начальная школа плюс до и после. — 2011. — № 7. — С.7–10.
- Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 416 с.
- Кондратьева Т. Н., Курочкина С. Н. Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе природоохранных акций // Проблемы формирования экологического мышления в современном обществе материалы Международной научно-практической интернет-конференции. — 2014. — С. 72–74.
- Никульшина О. А., Скутина О. А. Система работы по формированию у дошкольников экологической культуры в ДОО // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2015. — № 1 (3). — С.229–231.
- Павлова Л. Ю. Дидактические игры как средство эколого-эстетического воспитания детей 5–7 лет: Дис.... канд. пед. наук. — М., 2002. — 203 c.
- Платонова С. М. Подходы к экологическому воспитанию в детском саду // Вестник Ленингр. гос. университета им. А. С. Пушкина. — 2016. — № 2. — С.232–239.
- Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 208 с.
Ключевые слова
экологическое образование, ФГОС, экологические акции, дидактические экологические игрыПохожие статьи
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС
Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.
Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС
В статье представлен материал по организации работы детей с графическими диктантами в группах в условиях реализации ФГОС НОО из личного опыта учителей начальных классов.
Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.
Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС
В статье рассматривается подход к процессу формирования у дошкольников культуры безопасности, а так же приоритетные направления в условиях ФГОС.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Инновационные методики воспитания в свете ФГОС
Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
Похожие статьи
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)
В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».
Опыт организации проектной деятельности гимназистов по экологии в условиях реализации ФГОС
Рассматривается опыт организации проектной деятельности по экологии в условиях реализации ФГОС. Определены проблемы проектной деятельности гимназистов, возможности создания условий для мотивации школьников средствами проектировании.
Графический диктант с использованием технологии сотрудничества на уроках в начальной школе в рамках ФГОС
В статье представлен материал по организации работы детей с графическими диктантами в группах в условиях реализации ФГОС НОО из личного опыта учителей начальных классов.
Специфика использования современных образовательных технологий на уроках литературного чтения в начальной школе в контексте ФГОС НОО
В данной статье рассматриваются вопросы технологии продуктивного чтения, ее использование на уроках литературного чтения в условиях реализации ФГОС НОО.
Формирование культуры безопасности у дошкольников в условиях ФГОС
В статье рассматривается подход к процессу формирования у дошкольников культуры безопасности, а так же приоритетные направления в условиях ФГОС.
Патриотическое воспитание школьников с ограниченными возможностями развития в процессе проектной деятельности
В статье авторы представляют опыт работы по патриотическому воспитанию в процессе проектной деятельности.
Инновационные методики воспитания в свете ФГОС
Статья посвящена перспективным направлениям развития воспитательной работы, внедрению инновационных педагогических методик в систему воспитания, развитию творческого потенциала воспитанников.
Игровые технологии как средство экологического воспитания младших школьников
В статье автор осуществляет поиск условий, позволяющих повысить уровень экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.