Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Организация игровой деятельности

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 21.06.2017

Статья просмотрена: 2807 раз

Библиографическое описание:

Тропынина, С. Г. Роль игры в воспитании гендерной социализации старших дошкольников / С. Г. Тропынина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 103-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2570/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен практический опыт работы по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Обзорно описан гендерный подход в воспитании дошкольников в разных видах деятельности.

Эта статья будет полезна для воспитателей, старших воспитателей и родителей.

Ключевые слова: гендерный подход, гендерное воспитание, полоролевое развитие, социально-коммуникативное развитие дошкольников, индивидуализация образования

The article presents the practical experience on a theme gender education of preschoolers. Gender is a social gender of people, it is formed in the process of upbringing and it includes psychological, social and cultural differences between women(girls) and men(boys). The author considers gender approach in the upbringing of preschoolers in different types of activities.

The article is of great help to educators, senior tutors and parents.

Key words: gender approach, gender-role development, socio-communicative development of preschool children, individualization of education

На современном этапе перед педагогами наряду с традиционными проблемами возникают и новые, которые не были знакомы педагогам и родителям 100–150 лет назад. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. А женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Отсюда вытекает новая проблема для педагогов: актуальность полоролевого воспитания у детей.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует нас, педагогов дошкольных учреждений на гендерный подход в воспитании детей.

Основная цель процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

Гендерный подход вобразованииэто индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по — новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы.

Гендерное воспитание — это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли, как женщину или мужчину.

Образовательные задачи гендерного воспитания и разнополого воспитания в детском саду:

− воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру;

− закладывать основы осознавания своих особенностей, и то, как они воспринимаются окружающими, строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

− воспитывать у дошкольников интерес и хорошее отношение к окружающим людям;

− развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

− развивать чуткость и эмпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей, вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

− обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

− закладывать основы будущих социальных и гендерных ролей, объяснять особенности их исполнения, воспитывать положительное отношение к разным социальным гендерным ролям, к необходимости их существования;

− углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола: «Я- девочка, я — мальчик, и так будет всегда».

Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т. к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

В свете требований ФГОС гендерный подход рассматривается как создание условий для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и индивидуальных интересов, а значит и гендерных, особенностей.

Гендерный подход необходим, когда речь идет об индивидуализации образования, но и творчество индивидуально.

Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

Поэтому создание полоролевой предметной среды является важной частью.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, должна соответствовать индивидуальным, возрастным и гендерным особенностям воспитанников.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности — игра. В сюжетно-ролевой и режиссерской игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки, поэтому подбор материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков должен быть не только безопасным, разнообразным, но и постоянно пополняем, для развития игрового пространства и поведения.

Для того чтобы, игра стала эффективным средством гендерного воспитания, мы обязательно осуществляем руководство содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, включаем ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его гендерным склонностям и интересам с целью воспитания ребенка, как будущего мужчину или будущую женщину.

Роль воспитателя состоит в том, что он ежедневно участвует в играх детей. При этом он руководит, как играми, в которых участвуют по желанию все дети, так и дифференцированно играет с девочками и мальчиками.

Создавая условия для игр детей, мы учли следующую закономерность:

Девочкам достаточно маленького «уголка», так как они раскладывают свои «богатства» перед собой играют в ограниченном пространстве. Мальчикам наоборот — необходимо более большее пространство.

Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями.

При проведении работы по воспитанию старших дошкольников с учетом их гендерных особенностей, мы обращаем внимание на:

а. привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения. Когда у игрушек привлекательный вид, детей легче побуждать к выражению чувств и отношению к игрушке: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза:

б. на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери: процесс одевания и раздевания кукол, мягких игрушек дети представляют, как то, с чем сталкиваются постоянно в собственной жизни.

в. на наличие атрибутики и маркеров пространства группы с учётом гендерного подхода мы широко используем простейшие маркеры гендерных различий:

− Дифференцировали на шкафах для одежды метки для девочек и мальчиков;

− Разработали экран настроения с изображением девочек и мальчиков;

− В группах на дверцах в туалетной комнате имеются таблички с условными знаками, которые позволяют определить кабины для девочек и мальчиков.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.

Наиболее востребованными сюжетами у детей нашей группы являются такие игры: «Автомастерская», «МЧС», «Пожарные», «Путешественники» и др. так как мальчики в нашей группе по количеству превышают девочек. В связи с этим мы создали условия для сюжетно-ролевой игры где мальчики могут реализовать гендерные особенности. Но и в таких классических для детей дошкольного возраста играх как: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин», «Парикмахерская», «Ателье» мы создаём условия через атрибуты, дидактические игры где мальчики наравне с девочками, могли видеть себя в роли врача, кассира-продавца, портного, стилиста, члена семьи.

В игре «Кафе» на ряду с такими атрибутами, как: пирожное, мороженное, молочные коктейли, соки, мы предлагаем фартуки с рюшами для девочек и более строгие модели фартуков для мальчиков.

C:\фото дет сад\DSC08498.JPG

Рис. 1.

В игре «Парикмахерская» мы создали атрибуты как для женского, так и для мужского зала: альбомы с причёсками для мальчиков и девочек, предусмотрели наличие инструментов для создания мужских и женских причёсок и др.

C:\фото дет сад\DSC08518.JPG

Рис. 2.

Для игр «Поликлиника» и «Больница» мы изготовили с детьми атрибуты для узких специалистов: окулист, хирург, рентгенолог, стоматолог, лор, где роли врачей могут выполнять как девочки, так и мальчики.

C:\фото дет сад\DSC08510.JPG

Рис. 3.

В игре «Магазин» шофёры, привозящие в магазин продукты, могут выступать в роли охранника, кассира-продавца меняя детали костюма: кепка, бейджик, жилет и др.

В процессе сюжетно-ролевой игры, дети могут конструировать для игры необходимые предметы и атрибуты. Модель педагогического процесса выстраивается так, что в процессе игровой деятельности мальчиков и девочек мы используем дифференцированный подход. При организации и проведении игры учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам предлагаются в игре решения типовых и шаблонных задач: готовые выкройки для одежды кукол и шаблоны моделей одежды, шаблоны причёсок для «Парикмахерской», ценники, чеки, деньги для игры в «Магазин», медицинские карты, талоны к врачу к игре «Больница», меню для игры «Кафе», обувь, одежда для кукол к игре «Магазин», аккуратно сложенные пелёнки к игре «Семья».

C:\фото дет сад\DSC08522.JPG

Рис. 4.

Мальчикам предлагаются игры, ориентированные на поисковую деятельность. Игра «Путешествие», где ребёнок проявляет конструктивные и изобретательские способности (собирает бинокль, сам по карте составляет маршрут своего путешествия, разбивает палатку, погружается на морское дно, ведёт переговоры по средствам рации, телефона, компьютера, сигналов), в которой ребята имеют возможность проиграть в мужской модели поведения.

C:\фото дет сад\DSC08503.JPG

Рис. 5.

В игре «Фотограф» ребёнок реализует себя как творческая личность составляя позы детей, добавляя детали (шляпы, бусы, усы, улыбки, различные гримасы и др.), создавая портреты в разных образах.

В игре «Лаборатория» дети, используя свои знания и умения развивают поисковую деятельность: этапы развития растений и человека, животных и птиц, строение цветка, свойства воды, песка, глины проводя элементарные опыты.

Процесс обогащения игры происходит даже посредством переодевания кукол и мягких игрушек, и если, в начале игры ребенок просто копирует действия взрослых, то в процессе усложнения (преобразования) он начинает позиционировать себя и примерять на себя роли: «Я -мать, отец, бабушка, дедушка и т. п. Воспроизводя подобные действия ребенок не только получает опыт, но и осознание того, что на каждого человека возложены обязательства.

Кроме того, когда у игрушек привлекательный вид, гораздо быстрее у детей, как мальчиков, так и девочек проявляется чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза и. т. д. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие.

Наша работа по созданию в группе условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки — доброжелательными по отношению к мальчикам. Наработанный опыт педагогического коллектива будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.

Литература:

  1. Асмолова А. Т. Психология личности. М., 1983.
  2. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 320 с.
  3. Бреслов Г. М., Хасан Б. И. Пол и образование. Красноярск, 1995.
  4. Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.
  5. Гендерный подход в дошкольной педагогике: теория и практика. Мурманск: ОУ КРЦДО и РЖ, 2001.
  6. Каган В. Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты. Л., 1988.
Основные термины (генерируются автоматически): гендерное воспитание, гендерный подход, мальчик, девочка, игра, ребенок, игрушка, особенность, дошкольный возраст, мужское поведение.

Ключевые слова

гендерный подход, гендерное воспитание, полоролевое развитие, индивидуализация образования, социально-коммуникативное развитие дошкольников

Похожие статьи

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Похожие статьи

Гендерная компетентность педагога как одно из основных условий воспитательно-образовательного процесса в ДОУ

В статье представлен анализ гендерной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций. Гендерная теория открывает новые возможности для познания и необходима для более глубокого и многогранного понимания процесса формирования гендерно...

Социализация детей дошкольного возраста при помощи игр

В дошкольном развитии приоритетной задачей является укрепление и охрана психологического здоровья воспитанников. В данной статье мы поднимем вопрос социализации детей дошкольного возраста, так как на сегодняшний день это актуальная проблема. Дети в д...

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Роль сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

В статье подчеркиваются проблемы сенсорного развития, которые занимают особое место в дошкольном образовании, исследованы особенности формирования сенсорных способностей детей раннего возраста и факторы, влияющие на них, а также проводится психолого-...

Роль семьи в формировании готовности детей к обучению в школе

Статья посвящена проблеме формирования готовности детей к обучению в школе и роли семьи в этом. Возрастные психологические особенности формируются, прежде всего, под влиянием условий жизни и целенаправленного семейного воспитания. Одними из важных ко...

Развитие гендерных представлений у детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

В статье рассматриваются основы развития гендерных представлений у детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности развития гендерных представлений у младших дошкольников в процессе игровой деятельности. Развитие гендерных представлений у детей ...

Роль взрослого в процессе формирования эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста в условиях взаимодействия семей с ДОУ

В статье раскрывается понятие эмоционального интеллекта, его структура. Рассматривается значимость процесса формирования эмоционального интеллекта дошкольников. Описывается важность фигуры взрослого при развитии эмоционального интеллекта детей дошкол...

Психологические особенности познавательной деятельности в процессе развития дошкольников

В данной статье исследуются психологические аспекты познавательной деятельности у дошкольников, сосредотачивая внимание на их развитии и особенностях. Анализируется влияние различных факторов, таких как возрастные особенности, социальная среда и инди...

Роль педагога в формировании толерантности подростков в учреждениях дополнительного образования

В статье раскрывается понятие толерантности, а также обосновывается необходимость формирования толерантности у подростков. Описаны особенности процесса воспитания толерантного отношения к другим людям в условиях учреждений дополнительного образования...

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Задать вопрос