Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 20.06.2017

Статья просмотрена: 545 раз

Библиографическое описание:

Теплова, И. С. Значение домашнего обучения для ребенка-инвалида дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями / И. С. Теплова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 71-72. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2572/ (дата обращения: 19.12.2024).



Учить детей — дело необходимое, следует понять, что весьма полезно и нам самим учиться у детей.

Максим Горький

В последнее время появляется много детей в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей с ЗПР, дошкольников со сложными (комплексными) недостатками развития. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям детей данной категории.

Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья имеет не маловажную роль не только в жизни ребенка, но так же и в жизни общества в котором он находиться.

Создание условий для полноценного обучения с ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника, реализуются в процессе домашнего обучения ребенка инвалида.

Для этого используется программа обучения. Программа обучения составлена в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Для обучения ребенка с ОВЗ на домашнем обучении составляется:

Учебный план ребенка-инвалида.

На период обучения, в котором максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки соответствует Сан Пин.

К учебному плану прикладывается:

  1. Тематический план, с темами непосредственной — образовательной деятельности (по изучаемым разделам)
  2. Календарно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности (по изучаемым разделам)
  3. План работы с родителями

В основе программы по обучению ребенка инвалида на домашнем обучении лежат следующие принципы:

‒ максимальное использование разнообразных видов детской деятельности,

‒ творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

‒ единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи воспитывающей ребенка с ОВЗ.

В программе предусматривается решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и ребенка, а так же самостоятельной деятельности ребенка не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в образовательном взаимодействии с семьёй.

Используемые формы работы с родителями ребенка с ОВЗ находящемся на домашнем обучении.

Индивидуальные формы работы с родителями имеют важнейшее значение для установления взаимопонимания с ними, лучшего понимания педагогами особенностей развития ребенка с ОВЗ

К таким формам относятся:

‒ беседы с родителями,

‒ консультации,

‒ посещение родителями занятий в детском саду, посещение мероприятий в детском саду совместно с ребенком.

‒ подготовка заданий и рекомендаций для ребенка на выходные и праздничные дни,

‒ переписка с родителями по интернету.

Беседы и консультации проводятся с родителями и другими членами семьи. Такое общение дает возможность получить полные ответы на возникшие вопросы. От педагога требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушения у своего ребенка.

Выполнение программы обучения должно способствовать:

‒ углубленному психолого-педагогическому изучению ребенка с ОВЗ в процессе коррекционного воспитания и обучения, уточнению характера и степени выраженности каждого из нарушений;

‒ максимальному созданию оптимальных условий для обучения, в домашних условиях; для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовки ребенка с ОВЗ к дальнейшему обучению в школе.

‒ социально-личностному, познавательному, речевому развитию ребенка;

‒ осуществлению психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии ребенка с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей обучаемого ребенка;

Целью домашнего обучения является обеспечение всестороннего развития ребенка с ОВЗ. В соответствии с требованиями Государственного стандарта дошкольного образования воспитание и обучение детей дошкольного возраста.

Домашнее обучение должно обеспечивать: познавательное, социально-личностное, речевое и коммуникативное, эстетическое развитие.

Социально-личностное развитие дошкольника с ОВЗ связано с формированием социально — бытовой ориентировки, овладением ребенка нормами поведения в быту, в различных общественных учреждениях; развитии доброжелательного отношения к взрослым и детям и налаживания партнерских отношений, овладении различными формами и средствами взаимодействия со сверстниками, формировании положительных самоощущений и самооценки. Работа по социально-личностному развитию ребенка пронизывает всю коррекционно-педагогическую деятельность и происходит в повседневной жизни, в процессе ознакомления с окружающим миром на занятиях и вне их, акцентировании внимания на социальных отношениях в сюжетно-ролевых играх, изобразительной деятельности, труде; специально подобранных играх по формированию межличностных отношений детей и развитию эмоциональной сферы; на занятиях по развитию речи путем обогащения словаря и обучения ребенка различным видам коммуникативных высказываний, обучения речевому общению.

Познавательное развитие ребенка с ОВЗ является одной из важных составляющих системы коррекционно-педагогической работы. Оно предполагает целенаправленное сенсорное воспитание ребенка, развитие мышления (наглядно-действенного, образного, элементов логического), внимания, образной и словесной памяти, воображения; формирование способов мыслительной деятельности (анализа, сравнения, классификации, обобщения); развитие речи. Важным аспектом умственного воспитания является расширение представлений детей об окружающих их предметах и явлениях общественной жизни, жизни природы. Познавательное развитие ребенка осуществляется: в дидактической игре, в процессе использования игр на всех занятиях, в процессе ознакомления с окружающим миром; на занятиях по формированию элементарных математических представлений; в различных видах труда; в ходе обучения изобразительной и конструктивной деятельности; на занятиях по развитию речи, развитию слухового восприятия.

Для успешного воспитания и обучения ребенка с ОВЗ важно: обеспечить единство в работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей ребенка. Эти специалисты осуществляют разностороннее обучение и воспитание дошкольника, в тесном взаимодействии, практически определяют эффект коррекционного воздействия.

Учебная деятельность ребенка инвалида с ОВЗ находящемся на домашнем обучении направлена на обеспечение познавательного, социального и эстетического развития. Она является важной составной частью воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

Основные термины (генерируются автоматически): домашнее обучение, ребенок, воспитание детей, детский сад, дошкольное образование, дошкольное образовательное учреждение, образовательная деятельность, обучение ребенка, познавательное развитие ребенка, эстетическое развитие.

Похожие статьи

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Похожие статьи

Педагогические условия формирования готовности к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности организации работы с семьями обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Программа психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в период адаптации к ДОУ

Особенности психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями здоровья

Организация психолого-медико-педагогического сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного дошкольного образовательного учреждения

Организационно-педагогические условия развития нравственной сферы ребенка старшего дошкольного возраста с использованием игровых технологий

Педагогические условия воспитания интереса к чтению у детей старшего дошкольного возраста

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования

Формирование навыков взаимодействия со сверстниками у детей 3–4 лет, воспитывающихся в условиях Дома ребенка

Задать вопрос