Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте
Авторы: Лебедева Людмила Васильевна, Филькова Валентина Юрьевна, Чернышова Ирина Николаевна, Козина Ирина Владимировна, Левочкина Татьяна Петровна, Антохина Наталья Владимировна, Богданова Татьяна Леонидовна, Павлова Татьяна Семеновна, Каушкаль Ольга Николаевна
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 29.06.2017
Статья просмотрена: 2612 раз
Библиографическое описание:
Проектирование и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ОВЗ в дошкольном возрасте / Л. В. Лебедева, В. Ю. Филькова, И. Н. Чернышова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 1-15. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2576/ (дата обращения: 16.11.2024).
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) является учебным планом коррекционно-образовательной деятельности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с учетом его реальных возможностей, специфики развития и особых индивидуальных потребностей. Эта программа разрабатывается специалистами психолого-педагогического сопровождения (педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом, воспитателем и другими специалистами).
В ИОП раскрываются специальные образовательные условия для реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на дошкольной ступени образования. Индивидуальная образовательная программа разрабатывается и реализуется для конкретного нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), при обязательном ознакомлении их с содержанием программы
На основе результатов диагностического обследования в ИОП описываются имеющиеся дефициты и ресурсы ребенка, планирование коррекционно-образовательной деятельности, его образовательный маршрут, ожидаемые результаты. Структура индивидуальной образовательной программы проектируется и реализуется по образовательным областям программы дошкольного воспитания.
В течение года содержание программы может видоизменяться и корректироваться в зависимости от динамики коррекционно-образовательного процесса.
Мы представляем вашему вниманию вариант ИОП, разработанный творческой группой педагогов, с примером заполнения.
1 лист
2 лист
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие сведения о ребенке
- Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) (копия)
- Заключение ЦПМПК (копия)
- Индивидуальный режим дня
- Индивидуальный образовательный маршрут
- Индивидуальный образовательный план
- Реализация индивидуальной программы развития
- Приложение (особенности заболевания, если ребенок-инвалид)
3 лист
Общие сведения оребенке.
- Ф. И. О ребенка __________________________________________________
- Дата рождения __________________________________________________
- Дата поступления в дошкольную группу____________________________
- Адрес:
По прописке_______________________________________________________
По месту пребывания _______________________________________________
- Сведения о родителях (законных представителях):
Мать
Ф. И. О.,год рождения________________________________________________
Образование, специальность__________________________________________
Место работы, должность, телефон____________________________________
Отец
Ф. И. О.,год рождения________________________________________________
Образование, специальность__________________________________________
Место работы, должность, телефон____________________________________
- Пребывание в других детских учреждениях_________________________
- Статус:
«ребенок с ограниченными возможностями здоровья»,
ребенок — инвалид: От_________________г. основной диагноз____________
__________________________________________________________________
№ удостоверения по инвалидности_____________МСЭК№ ___________
срок назначения________________продление________________ИПР№ ____
- Соматическое здоровье
Группа здоровья_______________________________________________________________
Часто ли ребенок болеет, какие заболевания, травмы перенес_______________________________________________________________________
Сон__________________________________________________________________________
Аппетит______________________________________________________________________
Энурез и (или) энкопрезом _____________________________________________________
Данные о текущих заболеваниях и лечении___________________________
- Пищевое поведение: темп (скорость) приема пищи, избирательность употребления отдельных видов продуктов, субъективное отношение к процессу питания, аккуратность при приеме пищи, умение пользоваться ложкой._______________________________________________________________________
- Состав семьи_____________________________________________________
Кто занимается воспитанием ребенка_______________________________________
- Заключение ЦПМПК_______________________________________________
4 лист
Индивидуальный режим дня
(старшая группа № … для детей с ТНР)
(в холодный период года)
Режимные моменты |
Распорядок дня за неделю |
||||
понедельник |
вторник |
среда |
четверг |
пятница |
|
Приход ребенка, самостоятельная деятельность, игры |
7.00–8.10 |
7.00–8.10 |
7.00–8.10 |
7.00–8.10 |
7.00–8.10 |
Утренняя гимнастика |
8.10–8.20 |
8.10–8.20 |
8.10–8.20 |
8.10–8.20 |
8.10–8.20 |
Игры, самостоятельная деятельность |
8.20–8.30 8.45–9.00 10.00–10.50 |
8.20–8.30 8.45–9.00 10.00–10.35 |
8.20–8.30 8.45–9.00 10.00–10.50 |
8.20–8.30 8.45–9.00 10.00–10.50 |
8.20–8.30 8.45–9.00 9.25–10.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак |
8.30–8.45 |
8.30–8.45 |
8.30–8.45 |
8.30–8.45 |
8.30–8.45 |
Непрерывная образовательная деятельность |
9.00–9.25 ФЦКМ 9.35–10.00 Лепка/ аппликация 15.10–15.35 Физ-ра (зал) |
9.00–9.25 ФЭМП 9.35–10.00 Реч. разв. 10.35–11.00 Муз.деят. 15.10–16.10 Физ-ра (плавание) |
9.00–9.25 Рисование 9.35–10.00 Реч.разв. 15.10–15.35 Физ.(зал) |
9.00–9.25 Экология 9.35–10.00 Реч.разв. 15.10–16.10 Физ-ра (плавание) |
9.00–9.25 Констр.-е 10.35–11.00 Муз.деят. |
Подготовка к прогулке, прогулка (1-я п/дня) |
10.50–12.30 |
11.00–12.30 |
10.5012.30 |
10.50–12.30 |
11.00–12.30 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность |
12.30–12.40 |
12.30–12.40 |
12.30–12.40 |
12.30–12.40 |
12.30–12.40 |
Подготовка к обеду, обед |
12.40–13.10 |
12.40–13.10 |
12.40–13.10 |
12.40–13.10 |
12.40–13.10 |
Подготовка ко сну, дневной сон |
13.10–15.00 |
13.10–15.00 |
13.10–15.00 |
13.10–15.00 |
13.10–15.00 |
Подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры |
15.00–15.10 |
15.00–15.10 |
15.00–15.10 |
15.00–15.10 |
15.00–15.10 |
Полдник |
15.35–15.50 |
15.25–15.40 |
15.35–15.50 |
15.25–15.40 |
15.25–15.40 |
Самостоятельная деятельность |
15.50–16.40 |
15.40–16.40 |
15.50–16.40 |
15.40–16.40 |
15.40–16.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка,(2-ая п/д) |
16.40–18.00 |
16.40–18.00 |
16.40–18.00 |
16.40–18.00 |
16.40–18.00 |
Индивидуальные Коррекционно- речевые занятия (учитель-логопед) |
11.00–11.25 |
9.25–9.50 |
|||
5 лист
Индивидуальный образовательный маршрут
Иванова Ивана Ивановича
на 2016–2017 учебный год
(подготовительная к школе группа № … для детей с ТНР)
Образовательные области |
Дефициты ребенка |
Ресурсы ребенка |
Целевой раздел |
Ожидаемые результаты |
Социально-коммуникативное развитие |
- Испытывает затруднения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми из-за речевого недоразвития; — не может достаточно длительное время работать сосредоточенно; — стесняется публичных выступлений; — избегает деятельности требующей волевых усилий. |
- Активно и устойчиво взаимодействует с детьми; может сотрудничать на занятиях; — доброжелательна; трудолюбива, соблюдает и выполняет правила игры. |
- Формирование положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе; — развитие навыков активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми; — развитие способности договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности. |
- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми, не испытывая затруднений; — принимает участие в коллективных играх; — выполняет задания в мини группе; — сотрудничает с детьми и педагогами; — длительное время работает сосредоточенно. |
Познавательное Развитие ФЦКМ |
- Не достаточно чётко устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием; — испытывает трудности при объяснении экологических зависимостей, не всегда правильно устанавливает связи взаимодействия человека с природой; — не достаточно хорошо устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей средыижизнью живых организмов; — затрудняется анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. — не всегда называет виды транспорта; — не знает домашний адрес.
|
-Узнаёт и называет материалы, из которых, сделаны предметы (стекло, металл, кожа и т. д.) — имеет обобщённые представления о знакомых природных явлениях, которые образуются на основе комплекса существенных характерных признаков, доступных наблюдению. — знает название родного города. — знает и называет некоторые виды транспорта, знает правила поведения в общественном транспорте- знает название страны, её главный город. |
-Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения, о природном многообразии планеты Земля |
- Хорошо знакома с предметным миром окружающим его. — умеет сравнивать, группировать, классифицировать предметы, понимает значение обобщающих слов; — устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием; — объясняет экологические зависимости; устанавливает связи взаимодействия человека с природой; — имеет представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края. — устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов (осенью насекомые прячутся в земле или под корой деревьев и спя, улетают в тёплые края многие птицы и т. д.); — различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); — имеет представление о родном крае, знает герб, флаг России. — имеет представление о труде взрослых, профессиях, — знает домашний адрес. |
ФЭМП |
- Затрудняется в порядковом счёте в пределах 20; — затрудняется в называние фигур: многоугольник, шар, куб, цилиндр, не проводит их сравнения; — не составляет, на основе наглядности, и не решает задачи в одно действие на сложение и вычитание; — неуверенно ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; — не всегда точно обозначает взаимное положение предметов; — не использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время. — затрудняется в определении последовательности месяцев. — не определяет время по часам с точностью до 1 часа. — не достаточно хорошо конструирует фигуры: по словесному признаку, перечислению их характерных свойств; — не уверенно называет направление движения объекта. — затрудняется в определении временных отношений (день, неделя, месяц). |
- Считает до 10 — соотносит цифру (0–9) и количество предметов; — понимает отношения между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1); — раскладывает число на два меньших, (в пределах 10, на основе наглядности); — различает и называет: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; — измеряет длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной мерки (бумаги в клетку). — измеряет объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. — сравнивает предметы по форме. — узнаёт знакомые фигуры в пределах реального мира. —знает названия и последовательность дней недели. |
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
|
— Считает в пределах 20; — называет фигуры: многоугольник, шар, куб, цилиндр, проводит их сравнения; — составляет, на основе наглядности, и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание; — ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; — обозначает взаимное положение предметов; — использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время; — определяет последовательность месяцев; — определяет время по часам с точностью до 1 часа; — хорошо конструирует фигуры: по словесному признаку, перечислению их характерных свойств; — уверенно называет направление движения объекта; — определяет временные отношения (день, неделя, месяц). |
Речевое развитие *ПБР * ЛГК *ФФК *СР |
- Не достаточно сформирована психологическая база речи (внимание, память, мышление); — нарушение словесно-логического мышления; — дефицит номинативного, предикативного, атрибутивного словаря; — нарушение фонематического слуха и восприятия; — несформиро-ванность языкового анализа и синтеза; — нарушение грамматического и синтаксического оформления речи; — нарушение ритмико-интонационной стороны речи; — нарушение объема и переключаемости артикуляционного аппарата. |
-Интеллектуальное развитие соответствует возрастной норме; — ребенок может построить собственное высказывание на основе визуально полученной информации; — использует помощь взрослого, наводящие вопросы; — изолированно поставлены все звуки, автоматизированы в слогах, словах со слоговой структурой 1–4 типов; — не нарушено просодическое оформление речи; — артикуляционный аппарат без патологии в строении; — сохранная мотивационная сторона речи. |
- Совершенствование психологической базы речи (слухового внимания, слухового восприятия, слухоречевой памяти и мышления); — обогащение словарного запаса; — совершенствование грамматического строя речи; — развитие разных видов связной речи; — развитие фонематического слуха, восприятия, представлений; — формирование навыков звуко- буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза; — автоматизация и дифференциация основных групп звуков в словах с различным типом слоговой структуры, соответствующем темпу разговорной речи и в раз-личных грамматических конструкциях; — развитие ритмико-интонационной стороны речи; — обучение элементам грамоты, развитие графомоторных навыков. |
- Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения; — знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи; — составляет рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; — владеет навыками словоизменения и словообразования; — звуки родного языка автоматизированы и дифференцированы; —правильно произносит сложные слова со стечением согласных звуков; —владеет навыками анализа предложений с простыми предлогами и составлением их графических схем; — сформированы элементарные навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; —знает и печатает буквы родного языка; —владеет навыком послогового чтения. |
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность Лепка, ИЗО, аппликация |
- До начала работы определяет не замысел, а лишь тему работы в общем виде; — не всегда получает результат, соответствующий замыслу; —проявляет неустойчивый интерес к произведениям народного искусства; — не различает виды народных промыслов; — использует только фризовую перспективу (рисует на одной линии все); — технические навыки недостаточно сформированы. |
- Называет некоторые виды народных промыслов; — ориентируется в пространстве листа бумаги с помощью взрослого; — передает общую структуру и пропорции объектов; — общая моторика не нарушена; — участвует в партнёрской деятельности со взрослым. |
РИСОВАНИЕ — Развитие чувства формы, цвета, пропорций, декоративного творчества детей — совершенствование умения передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок; — передача движения фигур; — закрепление способов и приемов рисования различными материалами; — обучение созданию сюжетных композиций на темы окружающей жизни и на темы литературных произведений. |
- Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его; — используя разные способы создания изображения; — проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства; — различает основные виды народных промыслов; — технические навыки достаточно сформированы. |
- Не создает предметные и сюжетные изображения с натуры; — затрудняется в составлении узора из геометрических и растительных элементов; — слабо владеет приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой; — не владеет знакомыми приёмами аппликации. |
- Развито чувство цвета, композиции; —проявляет творчество. — знаком с некоторыми техниками. |
АППЛИКАЦИЯ — Совершенство-вание умений использовать разные приемы вырезывания и наклеивания, умение составлять узоры и композиции из растительных элементов и геометрических фигур; — обучение технике обрывания в сюжетной аппликации; — создание аппликации по мотивам народного искусства; — развитие композиционных навыков, чувства цвета, чувства ритма; — формирование умений создавать мозаичные изображения. |
- Создает предметные и сюжетные изображения с натуры; — способна составить узор из геометрических и растительных элементов; — владеет приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой; — владеет знакомыми приёмами аппликации. |
|
Музыкальная деятельность |
— Не сформировано умение передавать характерные движения человека и животных; — не умеет создавать скульптурные группы из двух трех фигур; — не передает пропорции, выразительность поз и детали; — не использует декоративные «налепы» для придания эмоциональности готовой работе; — не использует разнообразие материалов. |
-Умеет использовать различные техники и комбинировать материалы. — пользуется стекой для украшения поделки. —знаком с некоторыми приёмами лепки (скатывание, раскатывание, вдавливание |
Лепка — Развитие навыков создания объемных и рельефных изображений, используя освоенные ранее разнообразные материалы и разные приемы лепки; — развитие пластичности в лепке; — совершенствование умений передавать в лепке движения изображаемых объектов; — формирование умение создавать композиции и скульптурные группы из нескольких фигурок. |
- Сформировано умение передавать характерные движения человека и животных; — умеет создавать скульптурные группы из двух трех фигур; — передает пропорции, выразительность поз и детали; — использует декоративные «налепы» для придания эмоциональности готовой работе; — использует разнообразие материалов. |
-Испытывает поверхностный интерес ко всем видам музыкальной деятельности, не выделяя из них ни одного; — затрудняется самостоятельно менять движения в соответствии с музыкальными фразами; — испытывает затруднения в исполнении песен легким звуком, сложность в произношении слов в пении. |
- С желанием выполняет ответственные поручения «покажи, как надо», «продирижируй песню» — с большим удовольствием выполняет движения по показу взрослого; — эмоционально передает образ песни, поет умеренно громко. |
-Формирование у детей музыкального вкуса, знакомство их с классической, народной и современной музыкой; — воспитание любви и интереса к музыке; — развитие музыкальной восприимчивости, музыкального слуха. — формирование певческого голоса и выразительности движений. |
- Проявляет интерес ко всем видам музыкальной деятельности; — ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения; — умеет петь легким звуком, брать дыхание между фразами, своевременно начинает и заканчивает песню. |
|
Физическое развитие ММР Общая моторика |
- Быстро утомляется — испытывает затруднения в прыжках на двух ногах с зажатым между ног предметами; — слабо развита техника прыжков через скакалку; — затрудняется в отбивании мяча одной рукой на месте, в ходьбе по прямой, между предметами, вокруг большого обруча; забрасывание мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди и одной от плеча; — испытывает затруднения в сохранение долгое время статической позы. — испытывает затруднения при беге на выносливость — 300м. |
- Достаточный навык обычной ходьбы, достаточно четкая координация движений; — бег естественный, легкий; — выполняет прыжки на двух ногах на месте, с продвижением вперед — развиты навыки катание, бросание и ловли мяча. |
-Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; — обеспечение гармоничного физического развития; — совершенствование умений и навыков в основных видах движений; — воспитание красоты, грациозности, выразительности движений; — формирование правильной осанки. |
- Повысил выносливость; — имеетхороший навык ходьбы, достаточно четкая координация движений, осваивает ходьбу с крестным шагом, выпадами, в приседе; — освоил технику прыжков на двух ногах с продвижением вперед — по доске или по скамейке; с зажатым между ног предметами; боком через линию, продвигаясь вперед; вверх и вниз по доске, положенной наклонно; — освоил прыжки через короткую скакалку; — освоил технику отбивании мяча одной рукой на месте, в ходьбе по прямой, между предметами, вокруг большого обруча; — освоил технику забрасывания мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди и одной от плеча; — удерживает равновесие при ходьбе по высокой и узкой опоре, делает «ласточку»; — повысилвыносливость в беге — 300м. |
Физическое развитие |
Плавание — Слабо владеет спортивными способами плавания (кроль на груди и на спине, брасс, дельфин) в полной координации; — недостаточно развита техника рук и ног; — затрудняется плавать на одних руках. |
- Выполняет 15 выдохов в воду; — скользит на груди 3–5м.; — выполняет упражнение «звёздочка» на груди и на спине; — проплывает облегченным способом плавания 10 м. |
- Плавание любым способом 20–25 м.; |
- Повысил выносливость, развила скорость; — овладел техникой спортивного плавания в полной координации; — проплывает 20 м. любым способом; — освоил элементы прикладного плавания. |
Условные обозначения. ФЦКМ- формирование целостной картины мира. ФЭМП- формирование элементарных математических представлений. ММР- мелкая моторика рук. ПБР- психологическая база речи. ЛГК- лексико-грамматические компетенции. ФФК- фонетико-фонологические компетенции. СР- связная речь.
Примечание. Создание специальных условий обучения и воспитания отражено в индивидуальном плане.
6 лист
Индивидуальный образовательный план
Иванова Ивана Ивановича
на 2016–2017 уч. год
Создание специальных условий |
Используемые программы итехнологии |
ФИО специалиста |
|||
Направления работы |
Количество занятий внеделю |
Форма проведения деятельности |
|||
Психологи-ческое Сопровождение |
по зпросу |
индивидуальные |
АООП «Школа «Спектр»; Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Веркасы; |
Панфилова М. А. «Игротерапия общения» Чистякова М. Н. «Психогимнастика»; Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы в пс-кор. работе с детьми». |
педагог-психолог |
Логопедическое сопровождение |
3 |
Фронтально-подгрупповые |
«Коррекция нарушения речи» под. ред. Т. Б. Филичевой и др.; Гомзяк О. С. «Организация логопедической работы с детьми 5–7лет с ОНР III ур»; Нищева Н. В. «Система коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР»; Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. «Логопед. занятия в детском саду». |
учитель-логопед |
|
2 |
Индивидуальные/ Индивидуально-подгрупповые |
||||
Дефектологическое сопровождение |
2 |
Фронтально-подгрупповые |
Шевченко С. Г. «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития»; Новикова В. П. «Математика в детском саду»; Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир». |
учитель-дефектолог |
|
2 |
Индивидуальные/ Индивидуально-подгрупповые |
||||
Педагогическое сопровождение |
6 |
Фронтальные |
Новикова В. П. «Математика в детском саду»; Дыбина О. Б. «Ребенок и окружающий мир». |
Воспитатели |
|
3 |
Фронтально-подгрупповые |
||||
2 |
индивидуальные |
||||
Музыкальное развитие |
2 |
Фронтальные |
Буренина А. И. «Программа «Ладушки»; Кустова Л. А. «Танцкласс»; Картушина М. Ю. 2Музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста». |
Музыкальный руководитель |
|
по необходимости |
индивидуальные |
||||
Физическое развитие (плавание) |
2 |
Фронтально — подгрупповые |
Т. А. Протченко, Ю. А. Семенов «Обучение плаванию дошк-в и мл. школ-в»; Б. Б. Егоров и др «Оздоровительный комплекс в д/с»; Р. Гузман «Плавание. Упражнения для обучения и совершенствования техники всех стилей». |
Инструктор по физической культуре |
|
по необходимости |
индивидуальные |
||||
Физическое развитие |
2 |
Фронтально — подгрупповые |
Л. И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду». |
Воспитатели |
|
по необходимости |
индивидуальные |
||||
7 лист
Реализация индивидуальной программы развития
Иванова Ивана Ивановича
(2016–2017 учебный год)
(подготовительная к школе группа № … для детей с ТНР)
Образовательные области |
Ожидаемые результаты |
Достижения + (сформ-но) +- (на стадии формирования — (не сформ-но) |
Выводы |
Социально-коммуникативное развитие |
- Взаимодействует со сверстниками и взрослыми, не испытывая затруднений; |
+ |
Требуется дальнейшее развитие произвольного внимания. |
- принимает участие в коллективных играх; |
+ |
||
- выполняет задания в мини группе; |
+ |
||
- сотрудничает с детьми и педагогами; |
+ |
||
- длительное время работает сосредоточено. |
+- |
||
Познавательное развитие
|
- Хорошо знакома с предметным миром окружающим его; |
+ |
Недостаточно сформированы мыслительные процессы, мышление носит наглядно-практический характер. |
- умеет сравнивать, группировать, классифицировать предметы, понимает значение обобщающих слов; |
+- |
||
- устанавливает связи между свойствами и признаками разнообразных материалов и их использованием; |
+- |
||
- объясняет экологические зависимости; устанавливает связи взаимодействия человека с природой; |
+- |
||
- имеет представления о различных природных объектах; о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; Красной книге; природе родного края; |
+ |
||
- устанавливает причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов (осенью насекомые прячутся в земле или под корой деревьев и спя, улетают в тёплые края многие птицы и т. д.); |
+- |
||
- различает и называет виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный); |
+ |
||
- имеет представление о родном крае, знает герб, флаг России. |
+ |
||
- имеет представление о труде взрослых, профессиях, |
+ |
||
— знает домашний адрес. |
+ |
||
- Считает в пределах 20; |
+- |
||
- называет фигуры: многоугольник, шар, куб, цилиндр, проводит их сравнения; |
+ |
||
- составляет, на основе наглядности, и решает задачи в одно действие на сложение и вычитание; |
+- |
||
- ориентируется на ограниченной территории: листе бумаги, поверхности стола, странице тетради, книги; |
+- |
||
- обозначает взаимное положение предметов; |
+- |
||
- использует в речи понятия до, после, раньше, позже, в одно и тоже время; |
+- |
||
-определяет последовательность месяцев; |
+- |
||
- определяет время по часам с точностью до 1 часа; |
+- |
||
- конструирует фигуры: по словесному признаку, перечислению их характерных свойств; |
+- |
||
- уверенно называет направление движения объекта; |
+- |
||
- определяет временные отношения (день, неделя, месяц). |
+ |
||
Речевое развитие
|
- Хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения; |
+ |
В речевом развитие наблюдается положительная динамика в ходе коррекционно-развивающей работы. Психологическая база речи (внимание, память, мышление) в стадии формирования. Звуки родного языка автоматизированы и дифференцированы. Требуется дальнейшее формирование слоговой структуры слова в многосложных, труднопроизносимых словах. Рекомендовано обучение в общеобразовательной школе по основной образовательной программе и сопровождение учителя-логопеда на логопункте. Направлена на комиссию ЦПМПК для уточнения дальнейшего образовательного маршрута. |
- знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи; |
+ |
||
- составляет рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; |
+- |
||
— владеет навыками словоизменения и словообразования; |
+- |
||
- звуки родного языка автоматизированы и дифференцированы; |
+ |
||
-правильно произносит сложные слова со стечением согласных звуков; |
+- |
||
-владеет навыками анализа предложений с предлогами и составлением графических схем предложений; |
+- |
||
-сформированы элементарные навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа и синтеза, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности; |
+ |
||
-знает и печатает буквы родного языка; |
+ |
||
-владеет навыком послогового чтения. |
+ |
||
Художественно-эстетическое развитие
|
Рисование — Создает замысел до начала выполнения работы и реализует его; |
+- |
Продуктивная деятельность находится на достаточном уровне. |
- использует разные способы создания изображения; |
+ |
||
- проявляет устойчивый интерес к произведениям народного искусства; |
+ |
||
- различает основные виды народных промыслов; |
+- |
||
- владеет техническими навыками. |
+- |
||
Аппликация — Создает предметные и сюжетные изображения с натуры; |
+- |
||
- составляет узор из геометрических и растительных элементов; |
+ |
||
- владеет приемом вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенной вдвое, гармошкой; |
+- |
||
- владеет знакомыми приёмами аппликации. Лепка |
+- |
||
- Передает характерные движения человека и животных; |
+ |
||
- создаёт скульптурные группы из двух трех фигур; |
+ |
||
- передает пропорции, выразительность поз и детали; |
+ |
||
- использует декоративные «налепы» для придания эмоциональности готовой работе; |
+- |
||
- использует разнообразие материалов. |
+ |
||
Музыкальная деятельность |
- Проявляет интерес ко всем видам музыкальной деятельности; |
+ |
Проявляет творческую активность на музыкальных занятиях. Рекомендованы занятия в театральных, музыкальных, хореографических секциях дополнительного образования. |
- ориентируется в пространстве, выполняет простейшие перестроения; |
+ |
||
- поёт легким звуком, берёт дыхание между фразами, своевременно начинает и заканчивает песню. |
+ |
||
Физическое развитие
|
- Достаточно вынослива; |
+- |
Рекомендовано оздоровительное плавание в бассейне. |
- владеет техникой прыжков на двух ногах с продвижением вперед — по доске или по скамейке; с зажатым между ног предметами; боком через линию, продвигаясь вперед; вверх и вниз по доске, положенной наклонно; |
+- |
||
- прыгает через короткую скакалку; |
+- |
||
- отбивает мяч одной рукой на месте, в ходьбе по прямой, между предметами, вокруг большого обруча; |
+- |
||
- владеет техникой забрасывания мяча в баскетбольную корзину двумя руками от груди и одной от плеча; |
+- |
||
- удерживает равновесие при ходьбе по высокой и узкой опоре, делает «ласточку»; |
+- |
||
— достаточно вынослив в беге — 300м. |
+- |
||
Плавание — Достаточно вынослива, развивает скорость; |
+- |
||
- владеет техникой спортивного плавания в полной координации; |
+- |
||
- проплывает 20 м. любым способом; |
+- |
||
- владеет элементами прикладного плавания. |
+ |
Индивидуальная образовательная программа является неотъемлемой частью обеспечения образовательно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, определяет возможности ребенка и способы компенсации дефицитарных функций, помогает решать задачи обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ с учетом специфики их развития и особых образовательных потребностей.
Литература:
- Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». / Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.Васильевой; Издательство «Мозаика-Синтез»: Москва, 2014;
- Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Издание третье, переработанное и дополненное соответствии с ФГОС ДО. / Н. В. Нищева;
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под редакцией Л. В. Лопатиной;
- «Первоцветы»: основная примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. / Коллектив авторов под руководством Н. В. Микляевой.