«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям
Авторы: Казакова Галина Николаевна, Зиновьева Ольга Николаевна
Рубрика: Методика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 29.06.2017
Статья просмотрена: 2806 раз
Библиографическое описание:
Казакова, Г. Н. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям / Г. Н. Казакова, О. Н. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2582/ (дата обращения: 19.12.2024).
Здоровье, как известно, на 50 % определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.
Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. [1, с. 23]
Чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.
В последние годы возросли требования родителей по подготовке детей к школе. В связи с этим выросли объемы учебной нагрузки на детей. К сожалению, организм ребенка не всегда готов воспринимать обрушившиеся на него нагрузки без каких-либо изменений со стороны здоровья.
По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. [3, с. 154]
Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.
Как правило, через некоторое время после начала занятий, дети начинают проявлять повышенную отвлекаемость, слабую концентрацию внимания, выражено слабое запоминание, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление.
Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!
Физкультурные минутки — необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.
Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. [4, с. 23]
Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физкультминутка — это весело, интересно и полезно.
Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:
‒ Общеразвивающие упражнения — подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3–4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;
‒ В форме подвижной игры — подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными, хорошо знакомыми детям правилами;
‒ В форме дидактической игры с движениями — хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по математике;
‒ В форме танцевальных движений — используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;
‒ В форме выполнения движений под текст стихотворения;
‒ В форме любого двигательного действия и задания:
- отгадывание загадок не словами, а движениями;
- использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).
Требование кпроведению физкультминуток:
‒ Проводятся на начальном этапе утомления 8–15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности материала;
‒ Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
‒ Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
‒ Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
‒ Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2–4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.
Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т. д., а также могут представлять собой последовательность 4–5 не сложных общеразвивающих упражнений, выполняемых в течение 3 мин. (каждое движение повторяется 5–6 раз). Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.
Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятий. [5, с. 54]
Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с помощью физкультминутки можно решить такие задачи, как: закрепление счета, знаний о геометрических фигурах, умений ориентировки в пространстве. Например, детям предлагается: хлопнуть столько раз, сколько …(Наташа) ударит мячом об пол; присесть на единицу больше названного или увиденного числа; для закрепления порядкового или количественного счета разработать счет-движение: 1 — руки в стороны, 2 — руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — присесть, и так до пяти, шести, семи; часто используется и стихотворный текст.
На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению. Например:
Ча-ча-ча, печка очень горяча. ---Три хлопка перед собой.
Чи-чи-чи, печет печка калачи. --- Три хлопка, руки в стороны.
Чу-чу-чу, будет всем по калачу. ---Три хлопка по коленям, руки вперед.
Чо-чо-чо, осторожно: горячо! ---Три хлопка, руки за спину.
Для физкультурных минуток можно использовать упражнения для пальчиковых гимнастик и игр, ведь известно насколько развитие тонких движений рук влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.
Начинать физкультминутку целесообразно с упражнений для рук и плечевого пояса, затем проделать упражнения для мышц туловища и ног.
Виды физкультминуток:
‒ Упражнения для снятия общего локального утомления;
‒ Упражнения для кистей рук;
‒ Упражнения для профилактики плоскостопия;
‒ Упражнения, корректирующие осанку.
Упражнения для снятия общего и локального утомления:
Чаще всего на практике используются физкультминутки под стихотворные тексты, например:
— Мы трудились и устали, а теперь мы дружно встали,
Ручками похлопали, ножками потопали.
Чуть покружимся бочком и трудиться вновь начнём.
Упражнения для кистей рук:
«Моем руки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук).
«Бабушка очки надела» (поочерёдно каждый палец на руках соприкасается с подушечками больших пальцев).
«Деревья» (дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала поникли листочки.- опускаем пальчики. Потом веточки-кисти, ветви-предплечья, деревья уснули — опускаем руки).
Упражнения, корректирующие осанку:
Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.
«Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая.
«Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая).
«Равновесие» (выполняется как сидя, так и стоя. Дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считают до 10).
Упражнения для профилактики плоскостопия:
«Балерина» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах).
«Цапля». Ходьба на носках, спина прямая.
«Медвежонок». (ходьба на внешней стороне стопы. а затем на внутренней. Руки на поясе).
Комплекс здоровье сберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому — всё здорово!».
Литература:
- Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — Курган, 2007. — 53 с.
- Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Москва — 2000г.
- Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006.
- Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Москва, Мозаика — Синтез — 2000г.
- Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова //Методист. — 2007. — № 2.