«Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Методика

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 29.06.2017

Статья просмотрена: 2757 раз

Библиографическое описание:

Казакова, Г. Н. «Физкультминутки нам нужны, для детей они важны!» Консультация по здоровьесберегающим технологиям / Г. Н. Казакова, О. Н. Зиновьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2582/ (дата обращения: 17.10.2024).



Здоровье, как известно, на 50 % определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Роль движений для развития психики чрезвычайно велика. Физические упражнения повышают общий тонус, активизируют защитные силы организма. Учёными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. [1, с. 23]

Чем старше ребёнок, тем больше движений он должен совершать для нормального дальнейшего формирования.

В последние годы возросли требования родителей по подготовке детей к школе. В связи с этим выросли объемы учебной нагрузки на детей. К сожалению, организм ребенка не всегда готов воспринимать обрушившиеся на него нагрузки без каких-либо изменений со стороны здоровья.

По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. [3, с. 154]

Во время непосредственной образовательной деятельности у дошкольников любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении.

Как правило, через некоторое время после начала занятий, дети начинают проявлять повышенную отвлекаемость, слабую концентрацию внимания, выражено слабое запоминание, что говорит о снижении умственной работоспособности и как следствие этого, умственное переутомление.

Малейшие признаки поведения малышей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физкультминутка!

Физкультурные минутки — необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ.

Веселые физкультминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. [4, с. 23]

Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физкультминутка — это весело, интересно и полезно.

Формы проведения физкультминуток бывают следующих видов:

‒ Общеразвивающие упражнения — подбираются по тем же признакам, что и для утренней гимнастики. Используется 3–4 упражнения для разных групп мышц, закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой;

‒ В форме подвижной игры — подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с не сложными, хорошо знакомыми детям правилами;

‒ В форме дидактической игры с движениями — хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по математике;

‒ В форме танцевальных движений — используются между структурными частями занятия под звукозапись. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма. Негромкие, иногда плавные;

‒ В форме выполнения движений под текст стихотворения;

‒ В форме любого двигательного действия и задания:

  • отгадывание загадок не словами, а движениями;
  • использование различных имитационных движений: спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст), отдельных трудовых действий (рубим дрова, заводим мотор, едем на машине).

Требование кпроведению физкультминуток:

‒ Проводятся на начальном этапе утомления 8–15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности материала;

‒ Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

‒ Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;

‒ Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

‒ Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2–4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, отражающим движение транспорта, животных, насекомых и т. д., а также могут представлять собой последовательность 4–5 не сложных общеразвивающих упражнений, выполняемых в течение 3 мин. (каждое движение повторяется 5–6 раз). Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.

Наибольшую эффективность имеют физкультминутки, когда они связаны с задачами и содержанием занятий. [5, с. 54]

Так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений с помощью физкультминутки можно решить такие задачи, как: закрепление счета, знаний о геометрических фигурах, умений ориентировки в пространстве. Например, детям предлагается: хлопнуть столько раз, сколько …(Наташа) ударит мячом об пол; присесть на единицу больше названного или увиденного числа; для закрепления порядкового или количественного счета разработать счет-движение: 1 — руки в стороны, 2 — руки вверх, 3 — руки вперед, 4 — присесть, и так до пяти, шести, семи; часто используется и стихотворный текст.

На занятиях по развитию речи можно использовать физкультминутки в упражнениях по звукопроизношению. Например:

Ча-ча-ча, печка очень горяча. ---Три хлопка перед собой.

Чи-чи-чи, печет печка калачи. --- Три хлопка, руки в стороны.

Чу-чу-чу, будет всем по калачу. ---Три хлопка по коленям, руки вперед.

Чо-чо-чо, осторожно: горячо! ---Три хлопка, руки за спину.

Для физкультурных минуток можно использовать упражнения для пальчиковых гимнастик и игр, ведь известно насколько развитие тонких движений рук влияет на функционирование речевых зон коры головного мозга.

Начинать физкультминутку целесообразно с упражнений для рук и плечевого пояса, затем проделать упражнения для мышц туловища и ног.

Виды физкультминуток:

‒ Упражнения для снятия общего локального утомления;

‒ Упражнения для кистей рук;

‒ Упражнения для профилактики плоскостопия;

‒ Упражнения, корректирующие осанку.

Упражнения для снятия общего и локального утомления:

Чаще всего на практике используются физкультминутки под стихотворные тексты, например:

— Мы трудились и устали, а теперь мы дружно встали,

Ручками похлопали, ножками потопали.

Чуть покружимся бочком и трудиться вновь начнём.

Упражнения для кистей рук:

«Моем руки» (дети повторяют знакомые движения, совершаемые при мытье рук).

«Бабушка очки надела» (поочерёдно каждый палец на руках соприкасается с подушечками больших пальцев).

«Деревья» (дети изображают деревья, подняв руки вверх. Сначала поникли листочки.- опускаем пальчики. Потом веточки-кисти, ветви-предплечья, деревья уснули — опускаем руки).

Упражнения, корректирующие осанку:

Неправильная поза во время занятий способствует прогрессированию нарушений опорно-двигательного аппарата. Предупредить дефекты осанки легче, чем их лечить.

«Ели, ёлки, ёлочки» (стоя на носках руки вверх; руки в стороны, ступни прижаты к полу; присесть, руки вперёд). Следить за спиной, спина прямая.

«Аист» (спина прямая, дети поочерёдно плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, руки на поясе, спина прямая).

«Равновесие» (выполняется как сидя, так и стоя. Дети садятся прямо, распрямляют плечи, кладут себе на голову тетрадь. Стараясь удержать предмет на голове, считают до 10).

Упражнения для профилактики плоскостопия:

«Балерина» (сидя на стульчиках упереться пальцами ног в пол и делать маленькие шажки, как балерина на пуантах).

«Цапля». Ходьба на носках, спина прямая.

«Медвежонок». (ходьба на внешней стороне стопы. а затем на внутренней. Руки на поясе).

Комплекс здоровье сберегающих мероприятий поможет осуществить теснейшую связь между деятельностью мышц, состоянием внутренних органов и психическим состоянием ребёнка, а значит, и реализовать истину: «Здоровому — всё здорово!».

Литература:

  1. Абрамов Э. Н. Физкультминутки в образовательном процессе / Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. — Курган, 2007. — 53 с.
  2. Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания Москва — 2000г.
  3. Ввозная В. И., Коновалова И. Т. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ М., ТЦ Сфера, 2006.
  4. Рунова М. А. «Двигательная активность ребенка в детском саду» Москва, Мозаика — Синтез — 2000г.
  5. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцова //Методист. — 2007. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): упражнение, рука, физкультминутка, движение, ребенок, кисть рук, непосредственная образовательная деятельность, плечевой пояс, профилактика плоскостопия, развитие речи.
Задать вопрос