Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития
Авторы: Бурачевская Ольга Владимировна, Бурачевская Тамара Владимировна, Бурачевская Наталия Ивановна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (9) июль 2017 г.
Дата публикации: 05.07.2017
Статья просмотрена: 4631 раз
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 3 (9). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/63/2606/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье обозреваются игровые компьютерные технологии как средство коррекции и развития. Рассматриваются игровые приемы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития. Описываются коррекционные игры, применяемые в практике специального и инклюзивного образования.
Ключевые слова: компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, компьютерные игры, дети с особенностями психофизического развития
Расширяющееся медиаконвергентное пространство предлагает специалистам системы специального и инклюзивного образования разнообразные технические устройства и интерактивные информационные среды. Включение в педагогический процесс высокотехнологичных информационных образовательных ресурсов позволяет успешнее решать дидактические и коррекционные задачи, повысить учебную мотивацию обучающихся, включить их в активную коммуникативно-познавательную деятельность. Желание специалиста разнообразить деятельность ребенка, сделать процесс взаимодействия более интересным и познавательным, выводя субъектов коррекционно-развивающей деятельности на новый уровень коррекционного воздействия [3; 4; 5; 6].
Интерактивный педагогический портал «Мерсибо» представляет множество игр для детей 2–10 лет и направлены на развитие речевого дыхания и фонематического слуха, формирование произносительных умений и навыков, знакомство с окружающим миром, развитие связной речи, знакомство с буквами, формирование навыков чтения и письма, развитие логики, внимания, памяти, навыков счета, а также развитию общей и мелкой моторики (Рис. 1). Для поддержания устойчивого интереса к выполнению упражнений, а также для осуществления принципа опоры на разные анализаторы в играх «Мерсибо» предусмотрено максимальное разнообразие стимульного материала — картинки, буквы, слоги, слова разной слоговой структуры, предложения и звучащая речь. Игры содержат стимулы, способные долгое время удерживать внимание на конкретном материале. Для отработки одного навыка существует несколько путей и несколько разных упражнений. Предусмотрено дробное предъявление нового материала, длительное его закрепление, поэтапную систему автоматизации полученных навыков в коммуникативных ситуациях, проведение большой предварительной работы по созданию понятийно-смысловой основы терминологической и учебной лексики [7].
Рис. 1. Интерактивные игры «Мерсибо»
Интерактивная обучающая программа «Наглядное дошкольное образование. Смотри иговори», направленная на расширение и закрепление словарного запаса детей 5–7 лет, улучшение произношения и развитие коммуникативных способностей, содержит более 750 слов и выражений, которые сгруппированы в тематические блоки, преимущественно связанные с лексическими темами. Часть тематических блоков посвящена различным частям речи. В каждом тематическом блоке есть два раздела: «Слова и выражения» и «Упражнения». Работа со словами предполагает рассматривание иллюстрации, прослушивание аудиозаписи, проговаривание слова, запись и воспроизведение голоса ребёнка. Дополнительно можно просмотреть на видео движения губ при произнесении слов и побуквенное представление слов на языке жестов. Кроме того, просмотр этих видеофрагментов активизирует работу обоих полушарий головного мозга, что помогает снизить риск возникновения проблем, связанных с дисграфией и дислексией. Задания в разделе «Упражнения» направлены на закрепление словарного запаса ребёнка по выбранной теме и развитие способности различать изученные слова в связной речи. Задания также способствуют развитию внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия и логики (Рис.2). В программе «Наглядное дошкольное образование. Смотри и говори» содержит также ряд дополнительные возможностей: рабочие листы (печатные материалы с заданиями, способствующими развитию графических навыков, мелкой моторики, освоению чтения целыми словами); словарь (данная опция позволяет быстро перейти к экрану с иллюстрацией, относящейся к данному слову); мастер занятий (опция позволяет составлять последовательности упражнений как из ресурсов программы, так и с использованием сторонних ресурсов в соответствии с задачами педагога и потребностями детей); конструктор комиксов (творческая игра нацелена на развитие способностей ребёнка к упорядочению информации, планированию, составлению рассказа по картинкам, презентации результатов, позволяет выстроить последовательность кадров, используя предложенные картинки, персонажи, звуки, дополнить кадры текстами (репликами персонажей), причем получившийся комикс можно увидеть целиком в режиме просмотра, распечатать или просмотреть в режиме слайд-шоу) [4; 6].
Рис. 2. Интерактивная программа «Дошкольное образование. Смотри и говори»
Интерактивная развивающая программа «Дошкольное образование. Говорящие картинки» предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Большое количество интерактивных экранных модулей содержат набор заданий по определённой теме. Каждая тема обеспечена дополнительным печатным материалом, которые можно использовать в дополнение к программе или как самостоятельные материалы при традиционных занятиях с детьми. Разнообразные упражнения направлены на развитие слухового и зрительного восприятия, слуховой памяти, улучшение артикуляции, развитие речи и расширение словарного запаса и кругозора детей [3]. Программа обеспеченна функцией звукозаписи и воспроизведения голоса, которая позволяет развивать слуховое восприятие, тренировать органы речи и отрабатывать произношения (Рис.3).
Рис. 3. Интерактивная программа «Дошкольное образование. Говорящие картинки»
Диск «Развитие речи. Анимированные истории для детей» от психологического центра «Адалин» является логическим продолжением логопедических уроков. Диск состоит из 16 заданий в виде анимированных рассказов для детей старшего дошкольного (5–7 лет) и младшего школьного возраста (7–9 лет), текст которых озвучены. Работа с данной программой предполагает прослушивание истории и выполнение проверочных упражнений, позволяющих оценить насколько ребенок был внимателен при прослушивании рассказа, насколько точно понял его суть и запомнил детали. Задания диска рассчитаны не только на развитие речи, но и всех познавательных процессов. Каждое задание состоит из 6–11 сценок (Рис.4). После прослушивания текста последней сценки рассказа (последнюю сценку видно по счетчику сценок), до выполнения проверочных упражнений, можно пересказать рассказ либо ответить на ряд вопросов («Кто главный герой (герои) рассказа?», «Что в рассказе понравилось больше всего и почему?», «Как бы ты поступил на месте главного героя?» и т. п.) [5; 6].
Рис. 4. Диск «Развитие речи. Анимированные истории»
Таким образом, целенаправленное системное коррекционное воздействие, основанное на использовании компьютерных технологий, позволяет повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса в ходе системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Литература:
- Батенова Ю. В. Игра, компьютерная игра, игровая деятельность: сравнительный анализ понятий / Ю. В. Батенова // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С.85–90.
- Бревнова Ю. А. Опыт использования компьютерных игр в практике работы образовательного учреждения / Ю. А. Бревнова // Научные исследования в образовании. — 2010. — № 1. — С.14–18.
- Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием интерактивных игр // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы II Междунар. науч.–практ. конф. (г. Чебоксары, 21 февраля 2017г.). — Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2017. — С. 8–10.
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
- Бурачевская О. В. Интерактивные приемы развития лексико-грамматической базы речи у детей дошкольного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 113–117.
- Бурачевская О. В., Бурачевская Т. В. Прогрессивные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда // Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке: Сб. мат. VI Междунар. науч.-практ. конф. (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С.33–42. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/296–2017–04–24–04–57–58 (дата обращения: 25.05.2017).
- Игры и упражнения // Интерактивный педагогический портал «Мерсибо». URL: https://mersibo.ru/voxflex (дата обращения: 12.03.2017).
Ключевые слова
компьютерные игры, компьютерные технологии, игровые технологии, интерактивные технологии, дети с особенностями психофизического развитияПохожие статьи
Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...
Информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха
В статье рассмотрены информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха. Соотнесены понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии». Описаны преимущества использования информаци...
Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста
В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...
Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ
В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.
Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников
В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.
Похожие статьи
Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...
Информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха
В статье рассмотрены информационные технологии в обучении детей с нарушениями слуха. Соотнесены понятия «информационные технологии», «компьютерные технологии» и «информационно-коммуникационные технологии». Описаны преимущества использования информаци...
Игровые технологии — эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики
Статья посвящена вопросам формирования ключевых компетенций на уроках математики и во внеурочной деятельности с использованием игровых технологий.
Педагогические условия использования современных игровых технологий в старших группах детского сада
В статье рассмотрена роль игры в жизни дошкольника, даны основные характеристики игровым технологиям, указаны цели использования их в дошкольных образовательных организациях, определены основные педагогические условия использования современных игровы...
Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.
Игровые технологии в начальной школе
В данной статье раскрываются особенности применения игровых технологий в начальной школе, рассматриваются возможности игровых технологий в деле полноценного развития сознания личности младшего школьника. Также дана классификация дидактических игр. Пр...
Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста
В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...
Использование компьютерных технологий в речевом развитии детей с ОВЗ
В статье обоснована целесообразность и эффективность использования компьютерных технологий в развитии речи детей с ОВЗ, раскрываются варианты использования компьютерных игр в речевом развитии.
Современные игровые технологии в процессе развития речи дошкольников
В статье описаны современные игровые технологии и их использование в развитии речи детей дошкольного возраста.