Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Авторы: Ефимова Ольга Николаевна, Шаповалова Ирина Петровна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 26.09.2017
Статья просмотрена: 889 раз
Библиографическое описание:
Ефимова, О. Н. Здоровьесберегающие технологии в детском саду / О. Н. Ефимова, И. П. Шаповалова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2507/ (дата обращения: 16.11.2024).
Охрана здоровья детей и его укрепление является одной из основных задач каждого дошкольного учреждения. При этом заботятся не только о физическом, но и о психическом и социальном благополучии малышей.
Цельздоровьесберегающих образовательных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья; сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни; научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:
‒ улучшение памяти, внимания, мышления;
‒ повышение способности к произвольному контролю;
‒ улучшение общего эмоционального состояния;
‒ повышается работоспособность, уверенность в себе;
‒ стимулируются двигательные функции;
‒ снижает утомляемость;
‒ развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;
‒ стимулируется речевая функция;
Что же такое здоровьесберегающие технологии и как мы применяем их в детском саду в различных видах деятельности:
‒ Пальчиковая гимнастика,
‒ гимнастика для глаз,
‒ дыхательная гимнастика,
‒ гимнастика для глаз,
‒ гимнастика после сна,
‒ гимнастика корригирующая,
‒ динамические паузы,
‒ релаксация,
‒ двигательная активность.
Что дает пальчиковая гимнастика детям? Во-первых, способствует овладению навыками мелкой моторики. Во-вторых, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга. А также развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность.
Пальчиковую гимнастику можно проводить с предметами и без них. Без предметов гимнастика сопровождается стихами и действиями согласно тексту.
Гимнастика для глаз.
Она необходима для того, чтобы сохранить зрение малышам. Ведь 90 % информации поступает как раз через глаза, испытывая подчас колоссальную нагрузку.
Упражнения для глаз, которые можно делать с малышами, достаточно просты.
Необходимо: поморгать, зажмуриться, широко открыть глаза и посмотреть вдаль. Посмотреть налево, направо, вверх, вниз без поворота головы. Также детям интересно следить за пальчиком, который, то приближается к носу, то отдаляется от него. Такие упражнения необходимо делать не только в детском саду, но и дома.
Дыхательная гимнастика.
Дыхательные упражнения, способствуют полноценному дренажу бронхов, очищается слизистая дыхательных путей, укрепляется дыхательная мускулатура в целом, тем самым осуществляется профилактика простудных заболеваний. Считается, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Вместе с тем правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека, а тем более ребенка-дошкольника. Занятия дыхательной гимнастикой, как правило, проводятся в форме увлекательных и веселых игр. Это помогает не только интересно организовать время ребенка, но и принести пользу его здоровью. Важно, чтобы малыши дышали не поверхностно, а полной грудью. Эти упражнения необходимы не только детям, страдающим от частых простудных заболеваний, бронхитов, но и здоровым малышам. Для того чтобы дыхательная гимнастика для детей была максимально эффективной, нужно придерживаться некоторых рекомендаций. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, что вдох важно делать лишь через нос. А вот плечи при этом поднимать не нужно. Выдох должен быть плавным и длительным.
Гимнастика после сна.
‒ устраняет сонливость и вялость после пробуждения;
‒ улучшает настроение и самочувствие;
‒ повышает умственную и физическую работоспособность;
‒ улучшает работу сердца и лёгких, снабжающих органы кислородом и питательными веществами; оздоравливает весь организм.
Главное, чтобы все упражнения проводились в веселой, игровой форме и доставляли малышу удовольствие.
Ходьба по коррегирующим дорожкам.
Дорожки здоровья представляют собой массажный коврик с различными поверхностями, при ходьбе по которым осуществляется массаж стопы ребёнка, которая, как известно, включает огромное количество нервных окончаний. Ходьба по коврикам доставляет огромное удовольствие детям.
Динамическая пауза (физминутка).
‒ Особое внимание уделяется отдыху детей во время образовательного процесса.
‒ По мере утомляемости малышей мы делаем специальные паузы, которые длятся 2–5 минут и сопровождаются текстом.
Релаксация (расслабление)
Релаксационные паузы помогают снять умственное, нервное и эмоциональное напряжение. Своевременное расслабление способно помочь восполнить силы, дать отдых мышцам и не позволить эмоциям выплеснуть через край. Для этих целей можно включать звуки природы или спокойную классическую музыку. Нашим детям очень нравится упражнение «Снеговик». Сначала стоят прямо, как снеговики, руки смотрят в разные стороны. Постепенно они начинают таять, опускаются ручки, расслабляется шея, и они потихоньку превращаются в лужицу на полу.
Двигательная активность.
Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движение, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие.
Подвижные игры на прогулке, музыкальные занятия, и конечно занятия физкультурой. Главной задачей этих занятий является формирование необходимых двигательных навыков и умений у малышей, развитие физических качеств. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Литература:
- Волошина Л. Организация здоровье сберегающего пространства// Дошкольное воспитание. -2004.-N1.-С.114–117.
- Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении//Методист. -2005.-N4.-С.61–65.
- Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей.
- Федоровская, О. М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ / О. М. Федоровская // Дошкольное воспитание. — 2004. — № 1. — С. 33–36.