Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра
Авторы: Барба Марина Фёдоровна, Ачкасова Юлия Валентиновна, Сатдарова Татьяна Тимофеевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 19.07.2017
Статья просмотрена: 2546 раз
Библиографическое описание:
Барба, М. Ф. Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками, имеющими расстройство аутистического спектра / М. Ф. Барба, Ю. В. Ачкасова, Т. Т. Сатдарова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 32-36. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2669/ (дата обращения: 16.11.2024).
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблема социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья является на сегодняшний день одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики в социальной сфере, поскольку сегодня каждый десятый житель земли относится к данной категории, при этом, как отмечается в специальных исследованиях, трое из них — дети. В России, по официальной статистике, лица с инвалидностью составляют около пяти миллионов человек, из них 1,7 миллионов детей, то есть 4,5 % всей детской популяции относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в социальной реабилитации. Прогноз на ближайшее десятилетие весьма неутешительный количество детей с ОВЗ имеет тенденцию к увеличению.
В городе Ачинске доля детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья составляет 15 % от общего количества детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду доля воспитанников с ограниченными возможностями здоровья за период с 2012 до 2017 года увеличилась с 7 % до 23 % от общего количества воспитанников, посещающих детский сад. Дети с различными нозологиями: тяжёлые нарушения речи, задержка психического развития, легкая умственная отсталость, расстройство аутистического спектра, нарушение опорно-двигательного аппарата.
В нашем детском саду организованы группы, имеющие статус комбинированных, где осуществляется инклюзивное образование (совместное обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), которое предусматривает доступность для всех, устранение барьеров для равноправного и открытого участия детей в образовательном процессе и жизни детского сада. Данное направление предоставляет детям с особенностями в развитии возможности для социализации, для приобретения чувство собственной ценности и значимости в современном сложном обществе. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии.
В настоящее время распространение процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях страны является не только требованием времени, но и представляет собой реализацию прав детей на образование в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада является социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды социально незащищенных семей, дети с задержкой психического развития, дети с расстройствами аутистического спектра, дети с интеллектуальной недостаточностью), создание специальных образовательных условий, учитывающих специфику коммуникативной и познавательной деятельности детей, имеющих статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями. Для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья большое значение имеет коррекционно-развивающая работа (использование методических пособий, дидактических материалов, проведение индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития), для которой необходимо оборудование для создания инновационной модели развивающей образовательной среды. Нами была адаптирована практика «Инновационные формы и приёмы работы с дошкольниками имеющими расстройство аутистического спектра», которая помогает создать условия для социализации и полного социального и познавательного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует не только комплексному развитию познавательной активности детей, но и направлен на социальную адаптацию ребенка с РАС.
Описание практики будет изложено на примере цикла коррекционных занятий учителя-дефектолога с ребенком с РАС. За основу взята методика АВА терапия, описание применения визуального плана и чек-листа.
Большинству детей с аутизмом очень сложно воспринимать информацию на слух, а значит и трудно учиться по устным инструкциям. Кроме того, им практически невозможно планировать и выстраивать в цепочку слова и действия.
Наша задача на основе тех задатков, которые дала ребенку природа, помочь приспособиться к жизни, научиться социально приемлемому поведению, овладеть навыками самостоятельности в силу своих возможностей. Для этого существует множество видов визуальной поддержки:
‒ это письменные инструкции
‒ изображения подсказки
‒ расписание дня (картинки)
‒ различные пошаговые инструкции
Сегодня мы остановимся подробнее на визуальном плане и чек-листе. Вот как выглядит визуальный план, который мы используем для коррекционных занятий с ребенком.
Один из видов расписания, которое в своей работе (занятии) использует учитель-дефектолог, чек- лист, вот как он выглядит.
Его мы также изготовили сами. Что же такое чек-лист?— это список, содержащий ряд необходимых действий (пунктов) для выполнения работы, или предметов, которые необходимо взять с собой (в командировку, например). Смысл чек-листа — не допустить ошибку! Понятие чек-лист пришло к нам из авиации, использование умного инструмента предполагает исключить возможность пилота допустить ошибку, это может привести к смерти многих человеческих жизней. Этот инструмент используется не только в авиации, но в медицине, строительстве, в бизнесе.
Оформлен может быть в виде таблице, где есть список и обязательно отметка о выполнении.
Что дает чек-лист в применении в работе с дошкольниками с расстройством аутистического спектра:
‒ осуществление визуальной поддержки ребенку (нет тревоги, больше вероятности отсутствия вспышек негативного поведения, а значит, коррекционная работа пройдет более эффективно;
‒ отрабатываем навык следовать инструкциям взрослого, работаем над коммуникацией;
‒ отрабатываем навык действовать последовательно (эта аналитическая деятельность) необходимая для жизни в социуме.
Учитель дефектолог для коррекционного занятия с применением чек-листа, согласно запланированных для отработки определенных навыков, подбирает картинки с изображением средств для работы. Например, картинки:
‒ металлофон — развитие слухового и зрительного восприятия; отработка навыка соотносить заданные педагогом основные цвета;
‒ игрушка –лизун отработка навыка произвольного внимания, развитие тактильного восприятия и мелкой моторики;
‒ гусеница — закрепление навыка соотносить цвет и размер предмета, развитие мелкой моторики;
‒ кубики, закрепление навык слухового восприятия, и действовать по словесной инструкции педагога: «КАК-я»
‒ прищепки) — отработка навыка контролировать свое поведение, выполнение установки педагога: «ЖДИ»
Принцип действия чек-листа на коррекционном занятии, организовать общение с ребёнком опосредовано, за счет визуального расписания.
Например: учитель дефектолог на начало занятия выкладывает перед ребёнком чек-лист с последовательным планом всего занятия.
Приступаем к действию по средствам чек-листа:
Если в системе работать с ребёнком, то принцип работы ему знаком. Ребёнок переносит первую картинку на другую сторону поля чек-листа и из общего количества подготовленных дидактических пособий выбирает игру для выполнения первого задания. Тем самым оставляя отметку о выполнении.
Таким образом, осуществляется последовательность выполнения всех запланированных задания.
Основой работы с ребёнком с РАС является применение элементов методики Ава-терапии, которая позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на поведение ребенка с РАС и изменить его, модифицировать.
Суть методики заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, если ребенку нравится, он будет повторять эти действия, если не нравится — не будет. Применение элементов методика Ава-терапии на коррекционных занятиях позволяет достичь следующих результатов в работе с ребенком с РАС:
‒ улучшаются навыки коммуникации;
‒ нормализуется адаптационное поведение;
‒ улучшается способность к обучению.
Для применения данной методики нами был изготовлен планшет «Сначала— потом», вот как он выглядит.
Планшет «сначала— потом» позволяет ребенку следовать указаниям, и обучаем его новым навыкам, обучаем понимать инструкции. Данный планшет — это визуальная последовательность двух действий обозначенная в картинках, которая облегчает коммуникацию ребёнка и педагога.
Данный планшет сообщает ребенку о неком приятном событии, которое произойдет после завершения не совсем приятной задачи. Как это работает? Из наблюдений за ребенком можно увидеть на что происходит позитивная реакция. В нашей практике в основном мы используем пищевое поощрение (конфетка). Учитель дефектолог работает по принципу сначала занятие, потом конфетка.
Важно. Можно использовать планшет в работе с неговорящими детьми.
После того как ребенок понял концепцию визуальной последовательности, благодаря планшету сначала— потом, можно переходить к более сложному визуальному расписанию, для различных событий в течении дня. Это может быть:
‒ посещение туалета
‒ прием пищи
‒ одевание
‒ занятия
А также для поощрения ребёнка, применяем, по методике Ава терапия, планшет для визуальной поддержки «Смайлики», с помощью смайлика, учитель дефектолог отмечает успешное выполнение задания ребёнком. Данный планшет мы также изготовили сами, из пластиковой панели, текстильной липкой тесьмы и карточек «Смайликов», в количестве 10 шт.
Также на этом планшете размещены два визуальных указателя для ребёнка «ЖДИ» и «ИДИ», оформлены они в виде картинок, которые учитель дефектолог использует для регулировки поведенческих реакций ребёнка. В ходе коррекционного занятия с ребёнком с РАС нередко возникают вспышки негативных реакций на действие или просьбу специалиста, тогда на помощь приходит планшет с табличкой «ЖДИ», что способствует устранению негативной реакции на занятии, выработки навыка контролировать свое поведение в целом.
Для целостного восприятия практики по применению инновационных методов и приёмов в работе с дошкольниками, имеющими РАС, предлагаем посмотреть фрагмент видеозанятия с ребёнком.
Образование таких детей предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитания и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.
В городе Ачинске функционирует тридцать три дошкольных образовательных организации, пять из которых комбинированной направленности, в частности наш детский сад.
В детском саду организованы группы, имеющие статус комбинированных, где осуществляется инклюзивное образование (совместное обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), которое предусматривает доступность для всех, устранение барьеров для равноправного и открытого участия детей в образовательном процессе и жизни детского сада. Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достичь наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Важную роль в социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья играет окружающее пространство, которое стимулирует активность ребенка, делает его творцом своего предметного окружения и, следовательно, творцом своей личности.
Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья предполагают на первоначальном этапе работы насыщение сенсомоторного пространства, так как при дефектах подобного типа, как правило, наблюдается выраженное отставание в развитии восприятия, речи, общей моторики и координации движений, недостаточность эмоционально-волевой сферы, бедность игровой и продуктивной деятельности.
В детском саду имеется кабинет учителя-дефектолога для диагностирования и организации индивидуально-коррекционных занятий с детьми. Среда кабинета оснащена пособиями для познавательного развития, раздаточным и демонстрационным материалом, многое из перечисленного учитель-дефектолог и родители делали своими руками. К сожалению, мы не имеем специального оборудования для создания инновационной модели развивающей образовательной среды.
В рамках реализации плана городского методического объединения учителей -дефектологов в 2016–2017 учебном году было организовано взаимодействие с образовательными организациями города, с целью позиционирования опыта работы по созданию условий для социальной интеграции детей по теме: «Инновационные формы иприемы работы, сдошкольниками имеющие расстройство аутистического спектра». Популяризация опыта работы с дидактическим материалом «ЧЕК-ЛИСТ» осуществляется через взаимодействие с дошкольными образовательными учреждениями, создание информационных буклетов.
Деятельность в рамках данной практики по сопровождению детей с РАС осуществляют, учитель-дефектолог и учитель-логопед, педагог-психолог, которые прошли курсовую подготовку по методике АВА терапия.