Играем всей семьей
Автор: Кузьминская Вера Александровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 08.08.2017
Статья просмотрена: 205 раз
Библиографическое описание:
Кузьминская, В. А. Играем всей семьей / В. А. Кузьминская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 69-71. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2675/ (дата обращения: 19.12.2024).
Каждую минуту общения со своим ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи, но и формированию личностных качеств, а также станет своеобразным мостиком от мира детей к миру взрослых.
Речевые игры способствуют желанию у родителей помогать своему ребенку общаться с ним и сверстниками; учат правильно реагировать на проблемы и достижения своих детей. В процессе игры происходит развитие мотивационной основы речевой деятельности, расширение словарного запаса и совершенствование грамматического строя речи, а также немаловажным является развитие диалогической и монологической форм речи.
«Отгадай, очем?»
Взрослый называет пару предметов, действий, образов, а ребенок отгадывает: Солнце, море, жара-лето; портфель, учебники, тетради –это школа; елка, праздник, подарки — это Новый год и т. д.
«Придумай слово»
Играть лучше всей семьей. Определить тему игры. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не закончатся. Затем можно поменять тему и называть только сладкие слова (торт, конфета, пирожное) или только холодные слова (лед, снег, холодильник и т. д.).
«Волшебный клубочек»
Играет вся семья, играющие садятся по кругу. Кто-то из взрослых называет любое слово, например, «лето», и спрашивает у игрока, сидящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «солнце». Следующий игрок, услышав слово «солнце», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «жарко» и т. д.
Игра «Вперед за покупками»
Совершая покупки в супермаркете, подходим к молочному прилавку. Взрослый: «Угадай, какой молочный продукт нам нужно купить, его название начинается на звук — С -, -М-, -К-?. А теперь, найди на полке такой продукт в названии которого 5, 6 звуков». В молочном отделе покупки сделаны, идем в следующий отдел: «Найти фрукт, в названии которого 2 слога, затем 3 слога».
Игровое упражнение «Что приходит на ум?»
По дороге домой играем в игру ассоциации. Взрослый: «Что тебе приходит на ум, если ты услышишь слово город, море, земля?».
Игра «Рифмушки»
—«Давай поиграем в игру рифмы». Взрослый предлагает слова: мишка-шишка, миска — близко, жар-шар, пушка-катушка, лягушка-квакушка, сушка-петрушка…
Игра «Кто быстрей?»
Взрослый задает каждому игроку по очереди вопрос. Игрок на каждое названное слово делает шаг вперед. Нужно назвать 3 слова. Давать ответы нужно быстро, не задумываясь, если игрок быстро не смог назвать слово или назвал не верно, он пропускает ход. Тогда в игру вступает другой участник. Например: Что хрустит? (морковь, капуста, снег) Кто прыгает? Кто рычит? Чем можно смотреть? Что может летать? т. д. Выигрывает тот, кто первым придет к обозначенной цели.
Игровое упражнение «Закончи предложение»
Взрослый произносит предложения, а ребенок заканчивает фразу.
— Мальчики должны…
— Девочки умеют…
— Мальчики любят играть…
— Девочки любят играть…
— Мальчики защищают…
— Девочки заботятся о…
— Папа он…
— Мама она…
Игровое упражнение «Цепочка слов»
Взрослый: «Мы будем составлять цепочку из слов: я назову первое слово, а тот, кому я брошу мяч, называет свое слово на тот звук, на который заканчивается слово. При этом можно выбрать тему, например, называть только овощи или посуду, предметы одежды и т. д.
Игра «Волны»
Играет вся семья, взрослый бросает мяч ребенку и произносит любое слово тихо. Ребенок должен назвать это же слово громче и бросить следующему игроку, который в свою очередь называет слово чуть громче и бросает следующему и так далее.
Игра «Найди пару»
Ребенку предлагаются картинки. Он определяет с какого звука начинается название картинки и ищет среди других картинок ту, которая начинается с такого же звука.
Игровое упражнение «Сделай комплимент»
Ребенок и взрослый стоят друг напротив друга. И по очереди называют только положительные качества характера друг друга.
Игра «Кто что делает?»
Взрослый просит ребенка дополнить предложения, выразив свое отношение к данной профессии. Например, строитель строит дома, а учитель -...(что делает?); писатель -... парикмахер -... полицейский -... архитектор -... стюардесса -....
Игра “Помоги найти свое место”
Взрослый объясняет, что ребенку необходимо провести взрослого, от одного стула к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у взрослого будут закрыты повязкой. Вести взрослого ребенку нужно молча, осторожно, не задевая предметы.
Игра «Лего-автомобили: найдите ключи»
Описание: Взрослый объясняет, что в городе «Лего» начинался сезон соревнований на гоночных машинах. Но вот незадача, ключи от машин растерялись по трассе, и предстоит найти их. Для этого нужно выполнять словесные указания взрослого. Ключей всего десять. Нужно не ошибаться, ведь у каждого есть право ошибиться пять раз. Игра на время и необходимо проявить ловкость и быстроту, чтобы найти ключи.
Дидактическая игра «Речевой планшет»
Игра помогает овладеть элементарными формами звукового анализа и синтеза: делением предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки, выделением звука на фоне слова, определением местоположения звука в слове. В процессе использования пособия «речевой планшет» у ребенка формируются представления о звуке, слоге, предложении. Закрепляются навыки определения местоположения звука в слове, деления слов на слоги, составлении предложений по схеме. Таким образом, формируется сложные формы фонематического анализа и синтеза. Игра рекомендована для детей 6–7 лет. Материал: магнитная доска, обклеенная белой и коричневой (схемы) самоклеящейся лентой; магниты красного — гласные звуки, синего — твердые согласные, и зеленых цветов — мягкие согласные.
Методические рекомендации к игре:
‒ Определи, где находится звук (в начале, в конце, в середине) слова.
‒ Проанализируй звук (гласный, твердый и мягкий согласный) и расставь магниты соответствующего цвета.
‒ Составь слово на заданный звук, подбери картинку.
‒ Определи количество звуков в слове.
‒ Найди картинку, в названии которой есть заданный звук.
‒ Раздели слово на слоги.
‒ Составь слово, состоящее из двух, трех, четырех слогов.
‒ Придумай слово, на заданный слог.
‒ Составь предложение с определенным словом.
‒ Составь предложение по опорным словам.
‒ Составь предложение из двух, трех, четырех слов.
Литература:
- В. И. Селиверстов. Речевые игры с детьми. Москва. Владос 1994г. 343с.
- Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. Москва. Просвещение 1988г.63с.
- Л. Н. Смирнова. Логопедия коррекционно-развивающее обучение. Москва Мозаика-Синтез 2009г.