Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи
Авторы: Полякова Наталья Михайловна, Лапина Маргарита Александровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 30.08.2017
Статья просмотрена: 664 раза
Библиографическое описание:
Полякова, Н. М. Игровая деятельность с песком в развитии творчества детей с нарушениями речи / Н. М. Полякова, М. А. Лапина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2688/ (дата обращения: 19.12.2024).
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребенком: принятие и поддержка его индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей и забота о его эмоциональном благополучии. Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению задач.
На сегодняшний день дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха, наблюдается снижение познавательных и творческих возможностей.
Для стабилизации эмоционального состояния ребенка используются различные игровые технологии с песком, и решаются коррекционно-развивающие и общеобразовательные задачи.
Игры с песком — современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Такие игры являются одним из самых любимых увлечений дошкольников, одной из форм естественной активности ребенка. Песок — это природный и поэтому очень приятный материал, податливый, способный принимать разнообразные формы.
Игры с песком дают большой воспитательный и образовательный эффект.
Во-первых, игры с песком имеют определённое функциональное значение — мы строим, мы изучаем и закрепляем геометрическую форму, цвет, размер.
Во-вторых, игры с песком имеют физиологическое значение для ребёнка, развивается мелкая моторика рук, ловкость, координация движений.
В-третьих, игры с песком развивают произвольное внимание, навыки произвольного поведения. В играх с песком существуют определенные правила, формируются умения работать в коллективе, по инструкции, предложенному плану.
В-четвёртых, данные игры влияют на психическое развитие ребёнка. Развивается речь, память, воображение, внимание, мышление, регулируется эмоциональное состояние.
В-пятых, приобретаются коммуникативные навыки.
Свойства песка несут в себе некую загадочность и таинственность и способны завораживать человека. Игры с песком успокаивают импульсивных, чересчур активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. Игры с песком — это и театр, сфера творческой деятельности ребёнка. Играя с песком, ребенок раскрепощается, так как он увлечен действием и игрой, а песок обладает релаксационным действием.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, используются игровые технологии с песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочками на песке, песочная анимация строительство из песка. При развитии творчества у детей делается упор на самостоятельность в создании рисунков из песка, различных построек, фигур, дети фантазируют, придумывают сказочные сюжеты, «оречевляют» свои действия и с удовольствием рассказывают о своих «песочных сказках».
Целью педагогической работы является развитие творческих способностей через игровую деятельность с песком у детей с ОВЗ.
Задачи:
− закреплять знания об основных свойствах песка;
− знакомить с техниками рисования песком: рисование сухим и цветным песком, рисование палочкой на песке, песочная анимация;
− развивать самостоятельность и творческие способности детей с тяжелыми нарушениями речи в работе с песком;
− развивать внимание, воображение, наблюдательность;
− развивать мелкую моторику, тактильные ощущения и координацию движений.
При организации игр с песком важно учесть следующее:
− песок должен быть закрытым;
− песок должен быть чистым;
− рядом должна находиться вода в лейке, чтобы можно было смочить песок;
− материалы должны быть размещены так, чтобы ими было легко воспользоваться и взрослому, и детям.
Условия работы с детьми:
− согласие и желание ребенка;
− специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению детской деятельности с песком;
− у детей не должно быть аллергии на пыль, от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.
Организовывая деятельность с песком, детям предлагается игровая ситуация «В гостях у Песочной феи». В начале закрепляются знания о песке (сухой, сырой), основные свойства сухого и сырого песка, устанавливаются правила игры в песочнице, детям предлагается воплотить в песке свои идеи теми способами, которые им больше нравятся.
При совместной деятельности с педагогом дети осваивают технику рисование сухим и цветным песком, рисования руками. Чаще такая деятельность проводится индивидуально или небольшими подгруппами.
Рисование песком — это занятие не только творческое и увлекательное, но и полезное. Как и любое рисование, рисование песком развивает фантазию, внимание, моторику пальцев рук и пространственное восприятие. Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить, а также активно развивается речь и обогащается словарный запас. Дети с удовольствием создают свои картины, придумывают названия «Восход солнца», «Поезд из Ромашкино», «Песочница у дома».
Рис. 1.
Очень увлекательным занятием для детей, окрашивание песка цветными мелками и создание из них разнообразных картин: «Цветы», «Бабочки», «Космос».
Рисование руками — это несколько другое рисование. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Дети осваивают разные техники рисования на песке: рисование одним пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, ребром ладони, щепотью, ладошкой, кулаком.
Рис. 2.
Дети с интересом создают картины на сыром песке: на ровной влажной поверхности палочкой рисуют различные изображения животных, людей и т. п., оставляют на влажном песке отпечатки ладоней, ступней или следов от обуви, делать руками отпечатки геометрических форм. При этом дети лучше запоминают их названия (круг, квадрат, треугольник) и величину (большой, маленький). Используются игры: «Рисуем палочкой», «Отпечатки», «Узоры на песке», «Дополни рисунок», «Повтори рисунок», «Песочный круг», «Нарисуй картинку», «Нарисуй отгадку», «Угадай, что это?».
Дети с удовольствием сооружают из песка сложные и крупные постройки. В процессе строительства из песка вырезают с помощью лопаток или дощечек из утрамбованной кучи — дома, корабли, машины, и т. д. Дети приспосабливают для формовки самые различные материалы: крупные формы деревянных рамок, полые кубы, банки без дна. Дети строят высотные дома, дворцы, терема, прокладывают железные дороги, сооружают бассейны, озёра. При этом щедро украшают постройки различными материалами и деталями. Например, цилиндрические высотные дома делают с лоджиями, вставляя на одинаковом расстоянии одинаковые окна из конструктора. В процессе строительства дети сочетают различные способы работы с песком. У детей при этом развивается умение организовать пространство, предвидеть размер и форму будущего сооружения. С удовольствием дети играют в «сыщиков», «кладоискателей», «археологов» (находят глубоко спрятанную в песок игрушку), строят подземные ходы, лабиринты, колодцы.
Эмоциональный отклик вызывает у детей возведение построек из «жидкого» песка. Для этого детям показывают новые приемы работы с песком: насыпать песок в ведро, смешать с водой, набрать получившуюся массу в ладошки и выпускать струйкой, песок при этом ложится узорами. Так строят высокие дворцы, замки, башни и другие сооружения конусообразной формы, постепенно наращивая постройку в высоту и ширину.
Организуя игры детей с песком, педагог должен включаться в строительство, объяснять, показывать приемы работы с материалом, помогать развивать сюжет игры.
Развитию интереса к строительству способствует привлечение детей к изготовлению различных поделок, которые они используют для обыгрывания построек.
Таким образом, игры с песком являются прекрасным посредником для установления доверительных отношений между воспитателем и ребенком, ребенком и родителями, способствуют созданию психологического комфорта и эмоционального благополучия каждого ребенка и в группе в целом. Они помогают создать хорошее настроение, повышают жизненный тонус, снимают напряжение, состояние внутреннего дискомфорта у детей, а также помогают накапливать жизненный опыт и развивают познавательную сферу ребенка. Дети овладевают разными способами познания, в том числе и экспериментированием в игре, что способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности.
Литература:
- Аромштам М. «Игры на влажном песке» / М. Аромштам. // Дошкольное образование: издательского дома «Первое сентября». – 2006. — № 12. — С. 6.
- Бондарцева С. Н. «Домик развития можно строить на песке» / С. Н. Бондарцева // Педагогический вестник. — 2006. — № 3.— С. 5.
- Васильченко Л. «Песочная терапия как средство развития деятельности ребёнка» / Л. Васильченко / Развитие и коррекция. — 2001. – № 10. – С. 42–47.