Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Автор: Киселок Ульяна Николаевна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 07.10.2017
Статья просмотрена: 3833 раза
Библиографическое описание:
Киселок, У. Н. Квест-игра как форма непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста / У. Н. Киселок. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 68-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2727/ (дата обращения: 16.11.2024).
В соответствии с законом «Об образовании в Российской федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования, что значительно повышает предъявляемые к нему требования [3]. Развивающее взаимодействие ребёнка с взрослыми и сверстниками является основой дидактической технологией федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ребёнок-дошкольник, человек играющий, поэтому и обучение входит в его жизнь через игру [2].
Последнее время широкое распространение в педагогической практике получили квест-игры. Всё чаще данная форма работы стала использоваться педагогами дошкольных образовательных учреждений.
Так что же такое «квест»? Квест — это игра, которая требует от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определён или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока [1].
Основной целью квест игр являетсяознакомление с новой информацией, закрепление имеющихся знаний. В ходе организации квеста с дошкольниками реализуются следующие задачи:
1) развивать интерес к предмету, творческие способности, воображение, поисковую активность;
2) формировать навыки исследовательской деятельности;
3) воспитывать чувство толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо пользоваться принципами:
1) доступности заданий (они не должны быть чересчур сложными для ребёнка);
2) системности (задания должны быть логически связаны друг с другом);
3) эмоциональной окрашенности заданий;
4) разумности по времени (необходимо рассчитывать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес до конца квест-игры);
5) использования разных видов детской деятельности во время прохождения квеста (задания должны быть многообразными).
При подготовке квест-игры для детей старшего дошкольного возраста необходимо придерживаться 3 основных правил:
1) игры должны быть безопасными;
2) вопросы и задания должны соответствовать возрасту;
3) споры и конфликты надо решать только мирным путём.
В нашем детском саду квест-игры проводятся с детьми старшего дошкольного возраста, потому что у них имеются навыки и определенный запас знаний и умений. Образовательные квесты проходят на территории детского сада, в групповых комнатах и других помещениях (музыкальный зал, кабинет заместителя по ВМР, кабинет завхоза). Для составления маршрута используем разные варианты:
1) маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены, а могут быть загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать);
2) карта-схема (схематическое изображение маршрута);
3) участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории).
Чаще всего используем в своей работе линейные квесты, где участники идут от одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на конечной станции.
Немного о технологии проведения квеста с детьми старшего дошкольного возраста (на примере, квест-игры «Дорожный квест»). Квест — игра начинается в группе, где перед детьми ставится цель (чаще всего цель отражается проблему, которую необходимо решить). В детский сад пришло письмо от капитана полиции В. И. Светлова, в нём написано, что, выезжая на особое задание, потерял очень важную вещь, которую он просит помочь найти. После этого воспитатель даёт инструкцию детям к выполнению задания — и игра начинается.
Первые задания в квесте всегда интеллектуального направления: головоломки, складывание пазлов, разрезных картинок и др. При решении интеллектуальных заданий у детей появляется желание решать задачи в игре осмысливая их и находить нестандартное решение. Далее дети, правильно сложив фотопазлы («Дорожный знак»), получают подсказку и видят, куда направится их команда дальше.
При прохождении квеста, дети выполняют задания в виде спортивных эстафет с игровым содержанием: например, доехать до подсказки на машине «Ловкие шофёры», за что получают поощрительные жетоны, карточки, значки, буквы и др. При выполнении физических упражнений дети стремятся к поиску оптимального (осмысленного) отношения к этой задаче (отгадав загадку, нужно «проехать» на машине и найти предмет-отгадку). В музыкальном зале или групповом помещении, дети могут выполнить задания с музыкальным сопровождением (прослушивание отрывка песни, где дети должны выйти подсказку).
Заканчивается квест-игра решением всех задач, поставленных перед игроками. Дети собирают в течение всего квест-игры подсказки, а затем командой отгадывают (например, при выполнении заданий игроки получали букву, в конце игры они собрали слово).
Таким образом, использование квест-игры в ходе непосредственной образовательной деятельности способствует повышению инициативности, любознательности; развитию логического мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлев Е. Н., Лобанова О.Б, Плеханова Е. М. Образовательный квест — современная интерактивная технология// Современные проблемы науки и образования. — 2015.
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» № 1155 от 17 октября 2013.
- Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» № № 273-ФЗ от 29 декабря 2012.