Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи
Авторы: Бурачевская Ольга Владимировна, Бурачевская Тамара Владимировна, Бурачевская Наталия Ивановна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (10) октябрь 2017 г.
Дата публикации: 08.10.2017
Статья просмотрена: 6212 раз
Библиографическое описание:
Бурачевская, О. В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2732/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются интерактивные игры в коррекции речевых нарушений. Описываются возможности применения технологии лэпбук в коррекционной практике. Представлены методические рекомендации по применению интерактивной папки лэпбук в работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые слова: интерактивные игры, лэпбук, lapbook, дети с нарушениями речи
Интерактивные технологии являются отражением древней мудрости: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, я смогу запомнить, позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда». Сами термины «интерактивные методы» и «интерактивное обучение» («interactive»: «inter» означает «между», «меж»; «active» от «асt» — действовать, действие) в широком смысле понимаются как как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой» и «обучение, построенное на взаимодействии» соответственно. В этом и заключается сущность интерактивных методов: обучение и коррекция происходит во взаимодействии всех участников коррекционно-педагогического процесса. Эти методы наиболее соответствуют как личностно-ориентированному подходу, так и инклюзивным тенденциям в образовании. Ведь они предполагают со-обучение (коллективное, кооперативное обучение, обучение в сотрудничестве), причем педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, помощника, создателя условий для инициативы детей. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии детей со своим опытом и опытом сверстников, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого ребенка, а новое знание, умение, отношение либо компетенция формируются на основе и в связи с таким опытом [4]. Таким образом, опыт ребенка-участника служит центральным источником развития, коррекции и обучения.
Включение интерактивных технологий в практику специального, интегрированного и инклюзивного образования позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса. Применение интерактивных средств обучения в коррекционной практике способствует формированию новой развивающей среды обучения детей с особыми образовательными потребностями. Эти средства актуальны, эффективны и дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться сначала в школе, а затем в дальнейшей жизни.
Интерактивная папка лэпбук («lapbook»: «lap» — колени, «book» — книга) имеет большой коррекционный потенциал. Данное пособие представляет собой небольшую папку, которую можно удобно разложить у себя на коленях либо на столе. По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и обобщать материалы для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т. е. содержание материала на протяжении длительного периода (до нескольких лет) закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка [1; 6; 9].
Папка лэпбук — сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать интерактивные папки начали американские педагоги. Такая папка как нельзя лучше отражает «золотое правило дидактики» (принцип наглядности), выдвинутое ещё Яном Амосом Коменским: «всё, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое для восприятия зрением, слышимое — слухом, запахи — обонянием, что можно вкусить — вкусом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-то предметы можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они будут несколькими чувствами». Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы, обобщенные общей темой. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок примет участие в поиске, анализе и сортировке информации, будет активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей, которые с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке, а с другой стороны, позволяют подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Такая интерактивная папка отвечает современным требованиям дошкольного и специального образования к пространственной предметно-развивающей среде и обеспечивает: трансформируемость — лэпбук позволяет менять пространство в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей; полифункциональность — использование папки в различных видах детской активности; лэпбук можно использовать в работе как со всей группой, так с подгруппой и индивидуально; вариативность — периодическая сменяемость игрового материала, обеспечивающего свободный выбор детей, появление новых материалов, стимулирующих активность детей; насыщенность — среда соответствует содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей: в одной папке можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал, использовать его в различных видах детской деятельности [2; 4; 8].
Данная интерактивная папка обеспечивает общение со сверстниками и со взрослыми. Посредством лэпбука ребёнок находит своё «я» в обществе людей, учится видеть, использовать и уважать возможности других. Общение, соответствующее возрасту ребенка, само выступает основным условием успешности развития коммуникативной деятельности в дальнейшем [3]. Таким образом, лэпбук играет большую роль в формировании социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста.
Рисунок 1 Схема интерактивной папки лэпбук по формированию произносительной стороны речи
В первоначальном виде лэпбук состоит из папки формата А4 или А3, в которую вклеиваются кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией по отобранной теме: от интересных игр до лексики и большого количества интересно поданной информации (Рис.1). Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей, формой представления итогов проекта или тематической недели и помогает развитию следующих умений: получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; спокойно отстаивать своё мнение; соотносить свои желания, стремления с интересами других людей; принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать т. д.); принимать и оказывать помощь; не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях; умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого [5; 7].
Технология изготовления состоит из нескольких этапов: выбор темы, постановка целей и задач, подбор содержания, продумывание игр, подбор картинного и иного материала, разработка форм подачи материала (двигающиеся детали, раскрывающиеся кармашки, гармошки и т. д.), выбор основы, подготовка элементов, выбор расположения деталей, компоновки листов, сбор интерактивной папки, подготовка методического паспорта лэпбука. В зависимости от цели изготовления наполнение интерактивной папки может отличаться и содержать: стихи по теме; загадки, пословицы, поговорки по теме; мнемотаблицы; ребусы по теме; раскраски; игра «найди тень»; мемори — парные картинки; наложенные картинки, перепутанные; оригами по теме; разрезные картинки; схема составления рассказа; мини-книжки; сюжетные картинки по теме для составления рассказов; наборы последовательных картинок для составления рассказов; сделай сам (поделки из пластилина, бумаги, листьев и т. д. на тему); вставь пропущенную деталь; различные игры на соотношение (в зависимости от темы); 10 почему; из истории; интересные факты; верю-неверю или правда или ложь; нарисуй по клеткам; тема в живописи; объемные накладки и т. п.
Создание лэпбука решает ряд задач современного образования. В условиях модернизации образования, педагогу необходимо искать новые методы и технологии обучения, которые помогали бы ему обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.
Литература:
- Андрюшина Н. Н. Лэпбук как нетрадиционная форма работы с детьми на логопункте дошкольной образовательной организации // Азбука детства. — Самара: ООО «НТЦ». — 2017. — С.84–86.
- Блохина Е., Лиханова Т., Морозова Л., Харина О. Лэпбук — наколенная книга // Обруч. Образование: Ребенок и Ученик. — 2015. — № 4. — С.29–30.
- Бурачевская Н. И. Интерактивные средства формирования произносительной стороны речи // Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании и науке» (24–28 апреля 2017 г.) / Бирск: ФГБОУ ВО БФ БашГУ, 2017. — С. URL: http://birskin.ru/index.php/2012–02–07–11–31–02/46–6-/295–2017–04–24–04–36–47 (дата обращения: 25.05.2017).
- Бурачевская О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 2 (6). — С. 95–97. — ISSN 2411–8184.
- Бурачевская О. В. Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития [Электронный ресурс] / О. В. Бурачевская // Педагогические инновации: от теории к практике. doi: 10.21661/r-113096 URL: https://interactive-plus.ru/ru/article/113096/discussion_platform (дата обращения: 3.06.2017).
- Бурачевская О. В. Развитие речи детей дошкольного возраста посредством картинно-графических схем и таблиц // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 148–150.
- Бурачевская О. В. Формирование пространственных представлений и пространственного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Бурачевская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 202–205.
- Classical Conversations Lapbooks and Supplements // Best lapbooks. URL: http://www.ajourneythroughlearning.net/lapbooking.html (дата обращения: 3.06.2017).
- Countries & cultures lapbooks // Lapbooks lessons. URL: http://lapbooklessons.com/Lapbooks (дата обращения: 3.10.2017).
Похожие статьи
Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...
Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников
В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.
Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы
В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.
Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития
В статье обозреваются игровые компьютерные технологии как средство коррекции и развития. Рассматриваются игровые приемы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития. Описываются коррекционные игры, применяемые в практике специал...
Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком
В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...
Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.
Похожие статьи
Возможности использования компьютерных технологий в работе с детьми с нарушениями речи
В статье раскрываются варианты использования компьютерных технологии в логопедической практике. Анализируются игровые приемы и методы работы с детьми с речевыми нарушениями. Обозреваются интерактивные игры коррекционной направленности, применяемые в ...
Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
В статье раскрывается понятие лэпбук, описаны преимущества использования лэпбука как элемента игровой технологии в развитии речи детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Современная игровая технология «лэпбук» как средство познавательного развития дошкольников
В статье рассматривается вопрос об использовании современной игровой технологии «Лэпбук» при организации занятий с дошкольниками.
Методическая разработка лэпбука «Домашние животные» как средства развития речи дошкольников разновозрастной группы
В статье рассматривается методическая разработка интерактивной папки лэпбук на тему «Домашние животные» как средство развития речи дошкольников разновозрастной группы.
Лэпбук как средство обучения детей дошкольного возраста в условиях ФГОС
В статье рассматривается вопрос возможности использования инновационного дидактического пособия — лэпбука — для организации занятий для детей дошкольного возраста (от трёх до семи лет).
Метод наглядного моделирования на занятиях по развитию речи в старших группах детского сада
В статье авторы рассматривают влияние метода наглядного моделирования на развитие речи детей старшего дошкольного возраста, а также виды и способы применения в детском саду.
Варианты применения игровых компьютерных технологий на коррекционных занятиях с детьми с особенностями психофизического развития
В статье обозреваются игровые компьютерные технологии как средство коррекции и развития. Рассматриваются игровые приемы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития. Описываются коррекционные игры, применяемые в практике специал...
Развитие детской инициативности и самостоятельности в процессе игры с лэпбуком
В статье описывается опыт использования лэпбука в игровой деятельности дошкольников для развития детской инициативы и самостоятельности. Авторы описывают сравнительный анализ эффективности методов и приемов игры с лэпбуком в развитии детской инициати...
Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.
Приемы наглядного моделирования на уроках как средство повышения познавательной активности детей с интеллектуальными нарушениями
В статье автор описывает приемы наглядного моделирования в работе с детьми с интеллектуальными нарушениями.