Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста
Автор: Рахматова Зарема Абдуганиевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 07.11.2017
Статья просмотрена: 576 раз
Библиографическое описание:
Рахматова, З. А. Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста / З. А. Рахматова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2811/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлена характеристика развивающей среды, раскрыты и обоснованы основные компоненты создания музыкальной среды для развития импровизации у детей дошкольного возраста. Проанализировано содержание понятия «импровизация» и доказана необходимость использования различных видов музыкальной деятельности в процессе обучения и воспитания дошкольников. В статье уделено внимание и особенностям подготовки специалистов к работе с дошкольниками, которые имеют разносторонние научно-теоретические знания из различных областей наук, владеют инновационными технологиями обучения и воспитания, способные с первых дней самостоятельной работы увлечь ребенка своей толерантностью, неординарностью, эрудицией и профессиональной компетентностью.
Ключевые слова: музыкальная среда, импровизация, музыкальная деятельность, духовное развитие, личность, дети дошкольного возраста
Одной из основных целей современного общества является развитие личности, в которой заложена развитая духовность, основы которой задаются еще в дошкольном возрасте. Важную роль в духовном становлении личности играет музыка и музыкальная среда.
Термина «среда», трактуется как: совокупность природных или социальных условий, в которых протекает жизнедеятельность какого-либо организма; группа людей, связанных общностью профессии, интересов [2]. Именно понятие «среда» отражает зависимость и взаимосвязь условий, обеспечивающих развитие личности, ее взаимодействие с окружающими. Это комплекс внешних явлений, стихийно действующих на человека и в значительной степени влияющих на его развитие.
Ярко и педагогически образно описал сущность, различные типы среды и их влияние на формирование личности воспитанников Я. Корчак в работе «Как любить ребенка». Он определил четыре вида среды: «догматическую», «беззаботное потребление», «внешней карьеры», «идейную среду» [4, с. 78].
Под музыкальной средой нами понимается педагогически организованный воспитательный процесс, в котором формируется личность под влиянием музыки.
Создание соответствующей среды — главный фактор обеспечения подготовки специалистов, имеющих разносторонние научно-теоретические знания из различных областей наук, владение инновационными технологиями обучения и воспитания, способные с первых дней самостоятельной работы увлечь ребенка своей толерантностью, неординарностью, эрудицией, компетентностью. Важными компонентами музыкальной компетентности музыкального руководителя А. Радынова считает творческие умения исполнительской и словесной интерпретации музыки. Профессионализм в работе музыкального руководителя невозможен без постоянной поддержки уровня исполнительского мастерства, который определяет степень восприятия детьми музыкального произведения, а значит и реализацию «триады»: композитор-исполнитель-слушатель.
Современному специалисту дошкольного образования, как воспитателю, так и музыкальному руководителю, недостаточно только самому владеть этими качествами, важно еще уметь их передавать (внушать, демонстрировать) — как детям, так и взрослым.
Постоянное общение с детьми требует особого диалога между педагогом и воспитанником, а сутью его станет сама музыка. Особое значение приобретает сказанное, учитывая развитие музыкально-импровизаторских проявлений детей.
Что же такое импровизация вообще и музыкальная, в частности? Как известно, импровизация — это создание чего-то нового. В словарях импровизация определяется как «словесное или музыкальное произведение, созданное во время выполнения, без предварительной подготовки» [5]. При широком распространении и давности истории импровизация и сегодня остается одним из наименее изученных явлений. Замечательными импровизаторами были В. Сухомлинский, С. Шацкий. В какой бы отрасли она не проявлялась — это всегда был отход от шаблона. Не случайно психологи, например, Б. Рудин, рассматривают импровизацию как первое творчество. Но, связывая это с дошкольниками, мы можем говорить о новом для конкретного ребенка, и то как это новое согласуется с индивидуальным опытом ребенка на музыкальных занятиях, где тесно взаимосвязаны чувства и мысли, достижение единства творческих устремлений воспитателя и воспитанника.
Свобода в суждениях, творческая активность и инициатива детей, а также удовлетворение от занятий появляются именно благодаря музыке. Развитие творческой личности ребенка и его музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении взаимосвязаны. Традиционно в качестве одного из важных познавательных процессов старшего дошкольника необходимо рассмотреть воображение. Воображение — одно из универсальных творческих способностей, а понятие «творческое» определяет для ребенка акцент новизны и оригинальности создаваемых воображением образов.
Творчество — деятельность, которая порождает нечто новое, никогда до этого не существовавшее. Импровизаторские способности ребенка обнаруживаются в различных видах музыкальной деятельности. Поэтому зная личностные характеристики каждого дошкольника, музыкальный руководитель ищет возможности их развития. Свобода в суждениях, творческая активность и инициатива детей, а также удовлетворение от занятий появляются именно благодаря музыке.
Возможности детей в оценке музыки исследовали Н. Ветлугина, А. Шелепенко, Н. Чичерина, Л. Комиссарова. Ими было установлено, что некоторые знания о музыке помогают детям осознать средства музыкальной выразительности, услышать общий характер произведения, углубляют восприятие, способствуют мотивированной оценке. Музыкальную среду разнообразными средствами воздействия формирует индивидуальный опыт детей, который они проявляют в различных видах деятельности.
Психология рассматривает среду как результат и процесс творческого саморазвития личности, педагогика добавляет понимания среды как показателя профессионализма педагога, который создает и организует ее. Авторы концепции создания развивающей среды в системе дошкольного образования (В. Петровский, Л. Кларин, Л. Стрелкова и др.) определяют условия организации художественно-эстетической среды, которые (при определенной модификации) могут быть использованы в организации музыкальной среды на других начальных уровнях. Музыкальную среду изучают как поле социально-культурной деятельности, образ жизни, сферу передачи и закрепления социального опыта, культуры и субкультуры, как музыкальное творчество как сферу культуры. Музыкальная среда включает в себя совокупность музыкальных ценностей, видов музыкальной деятельности, личностных элементов, которые в своей взаимосвязи воздействуют на ребенка.
Влияние музыкальной среды на развитие импровизации у детей дошкольного возраста осуществляется через все виды музыкальной деятельности: слушание, пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах. Полноценное восприятие является необходимым условием воспитания у детей любви и заинтересованности в музыке, формирования у них музыкального вкуса.
Музыкальное восприятие — сложный чувственный поэтический процесс, наполненный глубокими переживаниями, в нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучности, опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, наблюдение за развитием музыкальных образов и соответствующие реакции на них.
Данные отечественных и зарубежных исследований свидетельствуют о том, что из всех видов художественной деятельности в дошкольном учреждении больше всего детей привлекает музыкальная деятельность. Дети с удовольствием поют, играют, двигаются под музыку. Учеными обнаружены средства педагогического воздействия, которые способствуют формированию интереса детей к музыке в разносторонней музыкально-импровизаторской деятельности. Собственное пение, ритмические движения под музыку, аккомпанемент самих детей на простых музыкальных инструментах вызывает у них радость, хорошее настроение, создают жизнерадостную атмосферу, столь необходимую для развития именно импровизаторских способностей.
Также для развития импровизаторских способностей детей в практике ДОУ широко используются музыкально-дидактические игры. Важность музыкально-дидактических игр в том, что они помогают ознакомить в доступной форме с такими сложными понятиями в музыке, как музыкальный жанр, форма музыкального произведения, а также с отдельными средствами музыкальной выразительности и основными свойствами музыкального звука.
Музыкально-дидактическая игра должна включать развитие игровых действий. Например, Н. Ветлугина делит игры для развития музыкально-сенсорных способностей на настольные, подвижные, хороводные. Именно в детских хороводных играх усваиваются простые формы сценической деятельности, что является одним из синтетических средств формирования всестороннего творческого потенциала личности. Ознакомление с различными жанрами фольклора способствует проникновению личности в духовную (моральную, эстетическую) сущность народной обрядности, в которой каждый персонаж, каждая песня, игра, действие имеют символическое значение и многомерное содержание. В процессе ознакомления детей с фольклорными музыкальными произведениями, играми, танцами, песнями, традициями и обычаями происходит освоение элементов музыкального языка и использование игровой и двигательной активности, танцевальной пластики, музыкально-ритмических умений и навыков, воспитание культуры слушания и выразительности музыкально-игрового и танцевального исполнительства, способности к музыкально-двигательной и сценической импровизации.
Одним из существенных принципов при развитии импровизации у детей дошкольного возраста является принцип доступности. Музыкально-дидактические игры для дошкольников должны быть простыми и доступными, интересными и привлекательными. Только тогда они становятся своеобразным возбудителем желаний у детей петь, слушать, играть и танцевать [3]. Неоспоримый факт, что именно специалист дошкольного образования может повлиять на творческое развитие и становление личности дошкольника, его интересы, ценности, идеалы. Собственно импровизацией станут мелодии, придуманные детьми в разных образах с использованием различных штрихов: темпа мелодии, силы звука, тембра музыкального инструмента и тому подобное. Воображаемыми могут быть явления природы, животные, люди. Если такую работу проводить систематически, привлекая детей к творчеству и сотворчеству, можно достичь достаточно высоких результатов. Музыкальные руководители ДОУ должны видеть цель музыкального развития ребенка, в основе которой — воспитательная функция музыки. Термин «воспитательная функция музыки» отражает не только процессуально воспитательное воздействие на ребенка, но и предполагает определенный духовно-практический результат этого влияния в структуре личности. В этом контексте считается необходимым осознание будущими специалистами дошкольного образования возможностей музыкального искусства и импровизации в развитии ребенка и собственной роли в приобщении к ней дошкольников.
Таким образом, музыкальное воспитание определяется как процесс целенаправленного воздействия музыки на личность, в связи с чем, у детей формируется чувство и вкус, любовь к музыке, умение импровизировать, слушать и наслаждаться музыкой.
Литература:
1. Асмолов А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. — М.: МГУ, 1990. — 367 с.
2. Ивченко А. Толковый словарь русского языка / А. Ивченко. — М.: Фолио, 2006. — 540 с.
3. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников / Н. Г. Кононова. — М.:1982. — 360 с.
4. Корчак Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. — Екатеринбург: У-Фактория, 2003. — 352 с.
5. Словарь иностранных слов. — 16-ое изд., сспр. — М.: Рус. яз. 1988. — 624 с.
6. Тарасова К. В. Формирование восприятия музыкального ритма у детей дошкольного возраста. — Автореф. дис.... канд. пед. Наук: 13.00.01 — теория и история педагогики / К. В. Тарасова. — Москва, 1974. — 18 с.
7. Усова А. П. Обучение в детском саду. — второй изд. / А. П. Усова.- М.: Просвещение, 1970. — 207 с.
Ключевые слова
личность, дети дошкольного возраста, импровизация, духовное развитие, музыкальная среда, музыкальная деятельностьПохожие статьи
Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...
Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования
Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...
Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры
Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...
Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии
Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы
В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...
Адаптивная физическая культура в вузах России
В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...
Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...
Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры
Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...
STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...
Похожие статьи
Нетрадиционные техники изобразительного творчества как путь развития творческих способностей обучающихся 10–12 лет в условиях дополнительного образования
Творчество в современной системе образования играет колоссальную роль в развития и совершенствовании личности. Обучающегося окружает мир вещей, несущий на себе отпечаток развития цивилизации, как совокупность материальных ценностей и представлений со...
Музыкальное воспитание как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях дополнительного образования
Статья посвящена анализу проблемы социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в меняющихся социально-экономических, политических условиях жизни. Выявлено, что одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ в сист...
Правовое просвещение младших школьников на уроках физической культуры
Проблема правового воспитания подрастающего поколения актуальна для современной России, в связи с чем возникает необходимость выявления условий эффективности ее решения. В статье определены научные и социально-педагогические основы правовой социализа...
Развитие творческого мышления у учащихся на внеклассных занятиях с использованием дидактических игр по химии
Современный этап общественного развития характеризуется динамичными инновационными процессами, меняется взгляд на набор способностей и навыков специалиста XXI века, при этом креативное мышление является одним из ключевых среди них. Развитие творческо...
Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника
В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...
Мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер создания ситуаций успеха в образовательной среде школы
В статье приводится авторское представление о первом шаге на пути создания ситуаций успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью формирования у них субъектности. Данный шаг составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся дл...
Адаптивная физическая культура в вузах России
В данной статье автор исследует концепцию адаптивной физической культуры (АФК) и ее роль в контексте индивидуальной адаптации и улучшения физического состояния людей с различными ограничениями и особенностями. В нынешних условиях учебного процесса в ...
Профессиональная проба как эффективное средство профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В статье рассмотрены возможности использования сетевых информационных технологий в учебном процессе, которые открывают большие возможности для развития у учащихся умения работать с информацией, что является необходимой современной компетенцией. Также...
Формирование у детей раннего возраста первичных представлений о профессиях взрослых в детском саду через дидактические игры
Сформированные в раннем возрасте представления о профессиях взрослых играют важную роль в будущем профессиональном становлении ребенка. В статье рассматривается методика формирования первичных представлений о профессиях у детей 2х-3х лет в детском са...
STEM-технологии. Первые шаги в робототехнику: использование робота bee-boot «Пчелка» в работе с детьми дошкольного возраста
В данной статье рассматривается использование STEM-технологий с детьми дошкольного возраста и их влияние на быструю адаптацию детей в информационном пространстве и практическую реализацию полученных знаний. В статье описываются этапы работы по програ...