Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников
Авторы: Золотарева Алла Викторовна, Золотарева Ольга Викторовна, Позднякова Анжелика Михайловна, Савинкова Ольга Николаевна, Гревцева Татьяна Александровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 14.11.2017
Статья просмотрена: 640 раз
Библиографическое описание:
Использование здоровьесберегающих технологий в коммуникативной деятельности дошкольников / А. В. Золотарева, О. В. Золотарева, А. М. Позднякова [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 67-69. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2816/ (дата обращения: 16.11.2024).
Коммуникативная деятельность каждого человека непременно присутствует в любой другой сфере его деятельности. Та же ситуация и с дошкольниками: познают ли они мир, играют или трудятся, занимаются спортом или музицируют — без общения не обойтись.
Каждому педагогу, ну а тем более, родителю, приятно видеть в своем ребенке собеседника. Но гораздо приятнее и, следует заметить, важнее, если твой ребенок-собеседник ЗДОРОВ!
Задача каждого педагога в условиях дошкольного учреждения — создать условия для сохранения и укрепления психического и физического здоровья воспитанников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников через создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы. Исходя из этого, педагоги приходят к поиску новых методов и средств повышения эффективности оздоровительной работы в ДОУ, а также создание благоприятных условий для гармоничного развития личности ребенка.
Работа по сохранению здоровья воспитанников должна проводиться системно, планомерно. Рассмотрим основные методики и технологии здоровьесбережения, которые педагог может использовать в непосредственно образовательной деятельности.
Пальчиковая гимнастика. Несомненно, это самый доступный и наиболее часто используемый вид работы. Пальчиковых игр и упражнений придумано до нас великое множество. Задача современного педагога обогащать опыт предыдущих поколений и находить новые упражнения. Следует заметить, что любое детское литературное произведение может быть использовано в данном виде работы. Здесь хорошо сработает принцип интеграции: мы не только работаем с пальчиками, но и знакомим ребенка с образцами художественной литературы. Педагогу стоит лишь внимательно отнестись к выбору: доступность и соответствие возрасту детей — это необходимые условия успешного применения пальчиковых игр. Хорошо, когда такой вид упражнений связан с темой недели, проекта или непосредственно образовательной деятельности.
Предлагаем один из авторских стишков для проведения пальчиковой гимнастики.
Мышки-малышки
Как-то раз в лесном домишке Поселились чудо-мышки! |
Сложить ладошки домиком-крышей Показать ладошками «фонарики». |
Мышка-малышка кивает головкой |
«Кивает» мизинчик. |
Мышка постарше топает громко. |
Постучать безымянным пальчиком по столу. |
Средняя мышка любит плясать |
Активно шевелим средним пальчиком, изображая его пляску. |
И на бумаге круги рисовать. |
Средним пальчиком «рисуем» круги в воздухе. |
Вот мышка-малышка мышаток ругает |
Погрозить указательным пальчиком |
За то, что они расшумелись опять. |
|
Вот мышки притихли |
Прижать четыре пальчика к ладони |
И старший мышонок погладит ребят |
Погладить большим пальцем прижатые пальчики. |
И уложить их спать. |
А.Золотарева
В описанной нами гимнастике не используются предметы-помощники. Но ведь часто их можно добавлять в гимнастику для большего эффекта. Это может быть обычный карандаш, мелкие игрушки, например, из киндер-сюрпризов, прищепки. Здесь фантазия безгранична.
|
Солнышко |
Светит солнышко в окошко Лучиками машет. Улыбается ребятам: Свете, Тане, Маше. Мы прищепочки прикрепим Солнышко украсим. Пусть оно всегда нам светит, Чтоб денек был ясным. |
Закреплять прищепки на каждый лучик картонного солнышка. |
А.Золотарева
Сочетание ритмического рисунка стихотворения и действия пальчиков дают очень хороший толчок для развития не только мелкой моторики, но и активизирует работу головного мозга. Зная о такой взаимосвязи, педагоги активно используют логоритмику. В издании «Психомоторика:словарь-справочник» В. П. Дудьева дается следующее определение: «Логоритмика — 1) одна из форм своеобразной активной терапии, основанной на связи слова, музыки и движения, и используемой в коррекционно-развивающих целях; 2) система музыкально-речевых упражнений, применяемая в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений» [1]. Логоритмические упражнения можно использовать в процессе работы по формированию коммуникативных навыков. Всем известная методика Железновых изначально создавалась для раннего музыкального развития детей в начале 90-х годов прошлого столетия. Отличительной особенностью данной программы является игровая форма подачи материала, комплексный характер, доступность и практичность. Музыкально-ритмическая деятельность улучшает общее физическое развитие, укрепляют мышечный корсет, формируют осанку, укрепляют нервную систему и являются профилактикой детских неврозов. Однозначным плюсом этой методики является то, что все упражнения и игры систематизированы: пальчиковые, подвижные, хороводные игры, знакомство с буквами. Такое разделение делает материал удобным в использовании. Существует множество других разработок, которые помогают гармонично сочетать развитие внимания, памяти, общей моторики. Главный принцип логоритмической работы для здоровьесбережения — взаимодействие: слов — музыки — движений.
С активизацией различных систем организма отлично справляется самомассаж. Здесь нам на помощь так же, как и в случаях с пальчиковыми играми, приходят игрушки, предметы-заместители и т. п. Игры с массажными мячиками увлекают детей и одновременно улучшают кровообращение, активизируют работу головного мозга, развивают тактильное восприятие. Массажных мячиков сейчас — великое множество: они и резиновые, и силиконовые, и пластиковые. Вариантов упражнений с такими «тренажерами» — масса. Можно прокатывать мячик по дорожке-руке, поочередно здороваясь с каждым пальчиком. Можно поиграть в прятки, сжимая небольшой мячик то в одной, то в другой ладошке.
Мы играем с мячиком колючим. Мы его катаем между наших ручек. Может этот мячик и не мячик вовсе? А колючий ёжик?! С детками смеётся! Он клубком свернулся и заснул в ладошке. Просыпайся, ёжик! Поиграй немножко! |
|
А.Золотарева
Не стоит забывать про массажные мячики, созданные своими руками. Это те же мешочки, наполненные крупой. Стоит попробовать найти мешочек с закрытыми глазами. Здесь кроме активизации точек на кончиках пальцев можно говорить и о развитии сенсорики.
Отдельно хотелось бы выделить самомассаж с использованием мячиков Су-джок. Метод Су-Джок объединил мудрость древнего Востока и современной медицины. Стоит заметить, что в ряде стран метод Су-Джок входит в государственные программы здравоохранения и образования. В переводе с корейского «Су» — кисть, «Джок» — стопа.
Использование мячиков Су-джок сделает занятия с ребенком более интересными и разнообразными. В играх с Су-джок развивается тактильная чувствительность, обогащаются знания детей о собственном теле. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.
На помощь педагогу опять приходят короткие стихи, песенки.
Покатился колобок, Колобок — колючий бок. Покатился по дорожке, Покатился колобок. |
|
Пробежал он по ладошке По ладошке — по дорожке. Повстречал он каждый пальчик Уколол его немножко. |
|
Но колючки не простые - Станут пальцы ловкими От массажа и зарядки Засмеемся громко мы! |
А.Золотарева
Использование разнообразных методов, приемов, средств делают занятия продуктивными в плане сохранения и укрепления здоровья детей, создаёт благоприятный психологический комфорт.
Литература:
- Дудьев В.П. Психомоторика: словарь-справочник www.psyoffice.ru/6-893-logoritmika.htm