Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий
Автор: Даминова Евгения Васильевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 20.11.2017
Статья просмотрена: 1487 раз
Библиографическое описание:
Даминова, Е. В. Конспект организованной образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Секреты дружбы» в старшей группе с использованием социо-игровых технологий / Е. В. Даминова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2854/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цель: Продолжать формировать представления детей о дружбе.
Задачи:
– воспитывать умение дружить;
– активизировать употребление в речи пословиц и поговорок о дружбе;
– учить взаимодействовать при выполнении общего дела;
– учить взаимодействовать в микрогруппах, распределять роли (кто отвечает, кто дополняет)
– расширить представления о дружеском взаимодействии;
– приобретать опыт в составлении творческих рассказов.
Интеграция образовательного процесса: ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Художественно эстетическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.
Материал кзанятию: Ноутбук, интерактивная доска; запись с Шапокляк; конверты с сюжетными картинками про дружбу для каждой компании; иллюстрации сказок «Иван Царевич и серый волк», «Бременские музыканты», «Крылатый, Мохнатый да Масляный», «Кот в сапогах»; листы красной бумаги (по количеству детей), модели изготовления сердца способом оригами (по одной каждой компании).
Ход образовательной деятельности
Ритуал приветствия
Повернись к соседу, улыбнись соседу
Повернись к соседу, пожми руку соседу
Повернись к соседу, обними соседа
Я, ты, он, она вместе дружная семья.
Воспитатель:
Друг без друга мы скучаем,
Вместе с радостью играем.
И нам ссориться не нужно.
Ведь всего сильнее...
Дети: Дружба.
Воспитатель: — Правильно. Каждый день мы собираемся все вместе чтобы весело провести время. А для чего ещё мы каждый день приходим в детский сад? (Ответы детей)
На экране (интерактивной доске) появляется Шапокляк с просьбой.
Шапокляк: — Ребята, расскажите мне что такое дружба, покажите, как вы умеете дружить и каким должен быть друг, ведь у меня даже друзей нет.
Воспитатель: — Ну что ребята, поможем Шапокляк (ответы детей).
Воспитатель: — Какие правила дружбы вы знаете? (Ответы детей)
Друг — это человек, с которым интересно играть, гулять, с которым можно разделить и радость, и печаль. Друзья помогают друг другу, поддерживают в трудную минуту, заботятся друг о друге. Друзья не обижают друг друга, не ссорятся, всем друг с другом делятся, а ещё друзья всё стараются делать вместе, ведь вместе интереснее и играть, и гулять, и песни петь.
Воспитатель:— А каким должен быть друг, мы, скажем играя в игру «Японская машина» Все участники игры выполняют синхронно ряд движений:
– хлопают перед собой в ладоши
– двумя руками хлопают по коленям (правая рука — по правой, левая — по левой)
– выбрасывать вверх правую руку вправо, щёлкая пальцами (называя прилагательное, например, верный);
– выбрасывать вверх левую руку влево, щёлкая пальцами (называя прилагательное, верный); следующий игрок называет другое прилагательное, например, честный — честный.
Шапокляк: — Ну вот сейчас я знаю правила дружбы и каким должен быть друг. Очень бы мне хотелось посмотреть, как вы умеете дружно играть и договариваться.
Воспитатель: Конечно, наши ребята дружные и умеют договариваться, вот посмотри. А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Клуб знатоков дружбы». Но для этого нам надо разделиться на компании. Возьмите каждый по одной картинке и займите место за столом, на котором лежит такая же картинка, как и у вас.
Воспитатель: Выберите капитана компании и название. Название компании должно соответствовать теме нашего мероприятия.
Каждой компании по очереди буду задавать вопросы, вы дружно обсуждаете, и капитан компании решает, кто отвечает на вопрос, а может ответить сам.
Но сначала давайте вспомним наш девиз «Один за всех — и все за одного», «Ни шагу назад, ни шагу на месте, а только вперёд и только все вместе»
Первое задание «Закончи пословицу»
Воспитатель: Издавна в народе дружба ценится и об этом нам говорят пословицы, которые складывал веками народ.Давайте с вами вспомним некоторые из них. Я буду начинать говорить пословицу, а вы её заканчиваете. Отвечает только та компания, которой адресован вопрос.
- Нет друга — ищи,…….. а нашел — береги.
- Не имей сто рублей,…….. а имей сто друзей.
- Дружба — самое дорогое……. сокровище.
- Дружба-дороже….. денег.
- Без друга в жизни…….. туго
- Дружба — как стекло, ………разобьёшь — не сложишь.
- Старый друг лучше -…….. новых двух.
- Друг познаётся……… в беде.
- Крепкую дружбу и……. топором не разрубишь.
Второе задание «Викторина по сказкам»
Воспитатель: — А как много сказок, рассказов о дружбе и друзьях. Читая их, вы приобретаете себе новых друзей в лице литературных героев. Сейчас мы узнаем, как хорошо вы их знаете.
— Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили — не тужили... Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
— В какой сказке бык, баран, свинья, кот, петух надумали жить в лесу? «Зимовье»
— Как зовут кота, который всё время говорил: — Ребята, давайте жить дружно! (Кот Леопольд).
— Что пропадало из сада Царя Берендея. (Золотые яблоки).
— Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? Вызывает ли у вас уважение ее поступок и почему? (Герда выручила своего друга Кая.)
— Как назвал своего друга Кот в сапогах? (Маркиз де Карабас).
— Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство — малиновое варенье.)
— Как зовут младшего сына царя Берендея, который привёз отцу Жар — птицу? (Иван Царевич)
— У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был рядом всегда. Кто он? (Пудель Артемон.)
— В каком городе выступали Бременские музыканты? (Бремен)
Воспитатель: — А какие ещё сказки о дружбе вы знаете?
Воспитатель: — Молодцы, ребята! А сейчас нас ждёт небольшая разминочка…
Музыкальная физ. минутка
Третье задание
Воспитатель приглашает капитанов компаний. Капитанам даётся конверт, в котором находятся четыре сюжетные картинки в перемешанном виде. (капитанам даётся задание, он, выслушав объясняет задание игрокам своей компании). Надо составить последовательную цепочку из картинок и составить рассказ. Рассказывать может капитан или поручить любому из игроков компании.
Игра «Актёры»
На столах в перевёрнутом виде лежат картинки со сказками. Каждой компании воспитатель предлагает взять одну картинку со сказкой, которую они должны будут показать с помощью жестов и мимики, чтобы другие компании могли узнать, какую сказку показала компания.
Воспитатель: Ну что, ребята, как вы думаете, справились мы с просьбой Шапокляк?
Сюрпризный момент (на экране появляется довольная Шапокляк с крокодилом Геной и Чебурашкой)
Шапокляк: — Спасибо вам ребята за помощь! Вы научили меня дружить, сегодня я многое узнала о дружбе и уже помирилась с Геной и Чебурашкой. Я буду выполнять все правила дружбы и не нарушать их.
Воспитатель: — Как вы думаете ребята, что нам помогло научить Шапокляк? (дружба)
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу. Предлагает детям сделать из бумаги с помощью модели сердечко для друга. Ведь сердечко — это символ теплоты, любви и дружбы.
(Под спокойную музыку дети делают сердечки для друзей)
Литература:
- А. П. Ершова, В. М. Букатов «Карманная энциклопедия социо — игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада», 2008 г;
- Л. Д. Короткова «Духовно — нравственное воспитание средствами авторских сказок», 2006 г.