Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час»
Авторы: Барба Марина Фёдоровна, Рыбаченко Алена Богдановна, Денисова Татьяна Викторовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 15.12.2017
Статья просмотрена: 285 раз
Библиографическое описание:
Барба, М. Ф. Развитие индивидуализации дошкольника в образовательной организации посредством технологии «Активный час» / М. Ф. Барба, А. Б. Рыбаченко, Т. В. Денисова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2858/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одним из основных принципов дошкольного образования является «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования» (ФГОС ДО. п. 1.4).
Федеральный образовательный стандарт дошкольного образования требует внесения изменений в само содержание образовательного процесса, в результате которого главным приоритетом становятся индивидуальные потребности каждого ребёнка.
Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются предпосылки становления личности. Начинается развитие саморегуляции (произвольности) поведения. Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно — в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.
Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. В психологическом словаре А.В Петровского и М. Г. Ярошевского саморегуляция характеризуется как, (от лат. regulare — приводить в порядок, налаживать) — целесообразное функционирование живых уровней организации и сложности. Психическая саморегуляция является одним из уровней регуляции активности этих систем, выражающим специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексии субъекта. Общие закономерности саморегуляции реализуются в индивидуальной форме, зависящей от конкретных условий, а также от характеристик нервной деятельности, от личностных качеств субъекта и его привычек в организации своих действий, что формируется в процессе воспитания. Уже в 20-х годах в школе Л. С. Выготского начинались исследования произвольной регуляции различных психических процессов в связи с идеей культурно-исторического развития психики человека и опосредственного характера высших психических функций, обусловленного употреблением внешних и внутренних знаков (средств). Как показывают исследования, уже на первом году жизни начинают формироваться произвольные движения. В период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи. С 4 лет развивается контроль за своими действиями, а нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет. Уже в дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития основ произвольной саморегуляции. У ребенка, как и у взрослого, по мере роста его личности, повышаются способности к произвольной психической регуляции и самоконтролю. В детском возрасте способность подчинять свою психическую жизнь ярким живым образам фантазии совершенно естественна, во-первых, потому что основной тип регуляции психики у детей как раз непроизвольный, во-вторых, потому что слово у ребенка очень близко к конкретному образу. Слова легко оживляют у детей яркие впечатления и реальные ощущения, способные запустить естественные механизмы саморегуляции. Требования детского сада, а затем школы создают необходимость формирования произвольной памяти и мышления, дальнейшего развития произвольной саморегуляции эмоциональных проявлений, внимания и восприятия как главного резерва их способностей, творческих возможностей, жизненных сил и интересов.
Дети поколения живут и развиваются в новых социокультурных условиях в отличии от других поколений. Постоянная занятость родителей, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации таких детей. Вомногих детских садах отдаётся большее предпочтение когнитивному развитию дошкольника, тогда как социально-личностному развитию уделяется меньшее внимание. С одной стороны это происходит потому, что в школе повысились требования к интеллектуальному уровню первоклассников, а с другой стороны обусловлены недостаточной разработанностью методик социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста.
Целевые ориентиры, определяемые ФГОС, говорят о сформированности инициативы и самостоятельности детей:
‒ ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; -способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
‒ ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
‒ ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В нашем проекте «Активный час» мы делаем акцент именно на развитии детской инициативы и самостоятельности, так согласно ФГОС ДО, ведущей целью подготовки к школе является формирование у дошкольника именно этих качеств, так необходимых для овладения учебной деятельностью, и еще, конечно, любознательности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Проблема заключается в том, что не все воспитатели приветствуют детскую инициативу и самостоятельность, что в значительной степени негативно влияет на развитие личности ребенка и его дальнейшей социализации (это касается обучения и общения детей в школе).
После выявления этой проблемы, мы начали искать способы её решения.
За основу проекта «Активный час» была взята технология «Клубного часа», переработана и дополнена под детей нашего детского сада, где в приоритете стоят инициатива и самостоятельность детей.
Задачи «Активного часа»:
‒ воспитание у детей самостоятельности и ответственности за свои поступки;
‒ обучение ориентировки в пространстве;
‒ воспитание дружеских отношений между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим;
‒ способствовать проявлению инициативы в заботе об окружающих, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;
‒ развитие умения планировать свои действия и оценивать их результаты;
‒ закрепление умений детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу;
‒ развитие стремлений детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства;
‒ обучение детей приёмам решения спорных вопросов и улаживания конфликтов;
‒ поощрение попыток ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми разнообразным впечатлениям;
‒ приобретение собственного жизненного опыта (смысловые образования) переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Целевая аудитория:
‒ дети старшей и подготовительной группы;
‒ воспитатели и специалисты ДОО;
‒ руководство ДОО;
‒ родители воспитанников;
Для реализации проекта «Активный час» была проведена подготовительная работа, прежде всего среди родителей и педагогов.
Родители, на собрании, заранее были предупреждены о том, что в ДОУ будет проводиться данное мероприятие (день недели, время проведения). Их информировали о том, как это повлияет на детей, каким образом будет обеспечиваться их безопасность.
Мы работаем по «деятельностному» типу «Активного часа», когда в основе лежит самоопределение ребенка в выборе различных видов деятельности. Например, в физкультурном зале проходят подвижные игры, в музыкальном зале спектакль, в кабинете дефектолога проводятся эксперименты и т. д.
Специалисты и воспитатели предварительно обсуждают и определяют:
- Тематику «Клубных часов», перспективный тематический план «Активного час» на полугодие.
- Определяют правила поведения детей во время «Активного часа».
- Разрабатываются организационные моменты проведения «Активного часа».
- Определяют порядок начала программы «Активного часа». Сколько групп будет участвовать, какие именно группы, как подготовить детей к первому «Активному часу».
Каким образом организован:
Один раз в неделю, по средам, II половина дня.На выбор детям предлагается:
‒ «Лаборатория экспериментов»;
‒ «Сказочный мир музыки»;
‒ «Психологическая гостиная;
‒ «Добрые сказки»
‒ «Весёлые краски»;
‒ «Светофорик — наш друг!»
‒ «Песочные тренинги для дошкольников» (с использованием столов для пескотерапии; рисование песком).
Принимают участие:
‒ подготовительные группы (62 ребёнка)
‒ старшие группы (59 детей)
После завершения «Активного часа», все дети участники, каждый в своей группе, с воспитателем, садятся в круг. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая пока очередь дойдет до них.
Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе «Активного часа» и обсуждает их с детьми и специалистами (в подходящее для этого время, находя пути их решения в совместной деятельности).
После проведения каждого «Активного часа» на планёрке воспитатели и специалисты обмениваются мнениями, достижениями, обсуждают возникшие трудности и пути их решения.
В результате проведения «Активного часа» происходит формирование у детей предпосылок к учебной деятельности, успешная социализация, произвольная саморегуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.