Современные проблемы молодого специалиста дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кошелева, А. А. Современные проблемы молодого специалиста дошкольного образовательного учреждения / А. А. Кошелева, Л. В. Горбулева, О. В. Нуйкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2876/ (дата обращения: 16.11.2024).



В системе дошкольного образования России за последние годы произошли большие изменения, которые повысили требования к личностному и профессиональному развитию педагога. Еще существеннее стала значимость начального этапа вхождения малоопытного педагога в образовательную среду дошкольного учреждения, который сопровождается рядом проблем.

Ведь зачастую, имея лишь теоретические знания, молодой специалист не успевает в полной мере включиться в стремительно меняющийся ритм дошкольной жизни. Заключается это в том, что за то время, за которое молодой педагог освоит на практике все технологии и методики, имеющиеся в дошкольном учреждении, появляются все новые и новые материалы, которые остаются неизученными и неосвоенными, образуя замкнутый круг в погоне за практическим освоением новых методик.

Поэтому мы считаем очень важным давать молодому специалисту возможность на практике познакомиться с методиками раннего развития детей, потрогать, изучить материал, проиграть и вникнуть в его суть, чтобы в дальнейшем он уже мог использовать свой опыт для построения собственной системы, для написания рабочей программы и определения собственного маршрута в системе образования.

Так сказать, внедрить технологию развивающего обучения и в высшие образовательные учреждения, чтобы студенты могли сменить устаревший теоретический объяснительно-иллюстративный способ получения знаний на активно-деятельностный.

«Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму» — почему бы данное высказывание Конфуция не применить и к молодым специалистам, перед которыми стоит задача обогатить окружающую среду и научить своих будущих воспитанников функционировать в ней. Но прежде — самим научиться ориентироваться в созданном пространстве.

Организации развивающей среды в детском саду способствует внесение различных авторских материалов, таких как: игровой набор «Дары Фребеля», блоки Дьеныша, палочки Кюизинера, игры Воскобовича, методика Марии Монтесорри, Бориса и Елены Никитиных, Глена Домана, Сесиль Лупан, Николая Зайцева и многих других.

Без практического применения этих методик педагогу будет сложно освоиться в образовательном учреждении, ведь они решают необычайно широкий диапазон задач — как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольники, и студенты. Каждую из них можно назвать спортивным комплексом, но для ума, для развития способностей ребенка, в том числе через самостоятельную деятельность.

Еще одной необходимой современной технологией, которой должен в совершенстве владеть молодой специалист, являются ИКТ. Помимо получения и обмена информацией посредством сети Интернет, актуальным является изучение возможностей интерактивной доски. Ввиду обстоятельств, продиктованных современными условиями, необходимо увеличивать наглядность, доступность и в то же время эффективный объем предоставляемой детям в рамках дошкольного образования информации, что представляется практически невыполнимой задачей без привлечения современных технологий, особенно в коррекционной работе и совместном образовании детей с ОВЗ в среде здоровых сверстников. С помощью интерактивных досок вполне возможно решить эти и многие другие задачи без привлечения больших финансовых и временных затрат. Интерактивная доска — ценный инструмент для обучения детей. Именно поэтому необходимо не только практическое изучение программ, но и создание с их помощью игр, развивающих заданий с применением его в логике непосредственной образовательной деятельности.

Интерес для изучения представляют и такие современные технологии, как:

Фонопедические упражнения — это метод развития артикуляции в сочетании со словом и музыкой.

Психогимнастика, к которой можно отнести мимические упражнения, музыку для релаксации, коммуникативные игры и танцы, этюды на развитие выразительности движений, импровизации, музыкотерапию.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Креативные гимнастики (например, гимнастика Е. Железновой «Музыка с мамой»).

Такие формы работы предусматривают применение нестандартных упражнений, заданий, творческих игр, направленных на развитие фантазии, творческой инициативы или импровизации, которые дети могут придумывать самостоятельно. Благодаря таким технологиям создаются благоприятные возможности для развития способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности, поэтому ими должен владеть не только музыкальный руководитель, но и молодой воспитатель.

Важнейшим направлением в работе детского сада является деятельность по оздоровлению, физическому развитию и валеологическому просвещению детей дошкольного возраста, поэтому важно владеть методиками в данной отрасли не только инструктору по физической культуре, но и воспитателю, умело интегрировать современные программы по физической культуре дошкольников, например включать в активную деятельность элементы детской аэробики, использовать новинки методической литературы, а также проективный метод обучения, которые благотворно отразятся на формировании двигательно-эмоциональной сферы детей.

Главное, не стоит забывать, что образовательная среда — это и сам педагог, который должен умело создавать познавательную задачу, ситуацию и предоставлять детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Для этого необходим навык построения проблемного обучения, которое активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Каждое новое знание приоткрывает ребенку малоизвестные стороны познаваемого объекта, пробуждает интерес к вопросу, догадки.

Этому помогут и практические занятия по изучению технологии проблемного обучения, технологии «Ситуация» известного всем автора Л. Г. Петерсон, и ТРИЗ (творческое решение изобразительных задач), с помощью которого дети учатся находить позитивные решения возникающих проблем, развивают мышление и творчество, фантазию и речь.

Проработка этих вопросов на практике на базе высших учебных заведений позволит молодому педагогу стать практико-ориентированным специалистом, который сможет увлечь и вести за собой ребенка, постепенно раскрывая его многогранную личность.

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, детский сад, дошкольное учреждение, интерактивная доска, методика, молодой педагог, образовательная среда, проблемное обучение, ребенок.
Задать вопрос