Проектная деятельность в средней группе «Космические путешественники»
Автор: Черняева Людмила Анатольевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 17.01.2018
Статья просмотрена: 2513 раз
Библиографическое описание:
Черняева, Л. А. Проектная деятельность в средней группе «Космические путешественники» / Л. А. Черняева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 82-87. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3077/ (дата обращения: 19.12.2024).
Актуальность проекта
Дошкольный возраст — важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки умственного, нравственного и физического развития ребёнка.
Интересно наблюдать, как заинтересованность одного ребёнка захватывает сначала его близких друзей, затем «круг по- интересам» разрастается, и уже у всей группы «идея фикс»!!!
Так происходит и у нас. В преддверии праздника «Дня космонавтики», Мила К. принесла детскую энциклопедию о космосе, которую дети рассматривали с большим интересом. Затем на детском совете Андрей Л. с энтузиазмом рассказывал, как он летел на самолете и звёзды были так «близко — близко, что можно дотянуться до них рукой».
И что бы не потерять детскую инициативу, мы, педагоги, разработать творческо — познавательно- исследовательский проект, посвящённый космосу.
Коротко рассказать о космосе невозможно! Ведь узнав об одном факте, детские мысли переносят их к другим «почему и зачем». Именно поэтому совместно с детьми была выбрана проектная деятельность. Работая по теме «Космические путешественники» мы предлагаем личностно — ориентированный подход к развитию ребёнка. Через различные виды детской деятельности развиваются умственные, познавательные и коммуникативные способности.
Так же мы подключили к нашему проекту и родителей, музыкального работника, педагога ИЗО.
Финальным продуктом наших исследований была выставка работ воспитанников, которые они делали на протяжении всего проекта. А творческая работа с родителями была для детей особой гордостью. На заключительном занятии, мы пригласили к нам гостей, детей из соседних групп, провели для них концерт «Ты — космический путешественник».
Паспорт проекта
Название проекта |
«Космические путешественники» |
Продолжительность проекта: |
среднесрочный 12 -25 апреля |
Тип проекта: |
Информационно-творческий |
Участники проекта |
Дети средней группы дошкольного возраста «Затейники» |
Образовательные области |
|
Актуальность |
Каждый ребёнок является первооткрывателем, исследователем окружающего его мира. Открывая для себя новые истины, познавая мир, дети активно задают вопросы «Почему? Зачем?». Загадки Вселенной, тема космоса всегда являлась темой привлекательной, т. к. именно неведанное, непонятное, недоступное глазу будоражит детскую фантазию. Вместе с ребятами средней группы мы решили заняться проектом, который удовлетворит потребности детей в жажде знаний, стремлению к открытиям, потребность к умственным впечатлениям, любознательность. Удовлетворение этих потребностей приведёт детей к интеллектуальному и эмоциональному развитию. Проект направлен на развитие кругозора, формирование у детей познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за первооткрывателей космоса), нравственных ценностей. |
Цель проекта |
Формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми. Расширять словарный запас, творческие способности детей. Воспитывать гордость за советских и российских космических первооткрывателей. |
Задачи проекта: |
– Уточнить знания детей о первом лётчике — космонавте Ю. А. Гагарине; – Формировать представление о космосе, – Обогатить активный словарь детей специфическими терминами и названиями; – Закрепить словообразование родственных слов от слова «космос», употребление прилагательных; – Развивать коммуникативные навыки: монолог и диалог; – Развитие связной речи; – Развивать умение делать элементарные умозаключения и выводы; – Развивать умение прогнозировать те или иные действия; – Воспитывать доброжелательность и активность в процессе познания; – Продолжить знакомить с картинами известных художников; – Развивать умение и навыки работы с пластилином; – Привлечь родителей к образовательному процессу в ДОУ; – Изготовление поделок совместно с родителями на тему «Космические путешественники»; |
Ожидаемые результаты |
Реализация проекта позволит сформировать у детей более точное представление о космосе, отечественной космонавтике. Дети узнают об учёных и исследователях космического пространства, строении Солнечной системы, созвездиях. Данный проект позволит развить творческую активность детей и родителей, воспитать патриотические чувства у дошкольников. |
Продукт проектной деятельности |
|
Ресурсы проекта |
Наглядность, лото, лего, интернет, литература, развивающие задания |
Форма проведения итогового мероприятия |
Отчетный концерт «Мы –космические путешественники». Исполнение танца «Дружба», стихов и песен о космосе. |
Модель трёх вопросов
Что язнаю? |
Что хочу узнать? |
Что сделать, чтобы узнать? |
- В нём можно летать, как птица (Захар) — Земля — планета (Алина) — Там в космосе — планеты (Катя) — Бывают разные планеты, например Меркурий (Юля) — Можно на ракете летать (Даша) — А ещё есть солнце (Маша) — Космонавты летают в космос на быстрой ракете (Самсон) — А инопланетян не существует (Захар) — Первый космонавт — Гагарин (Наташа) — В космос летают космонавты(Саша) — Космос — это такая чернота, на которой висят звёзды(Тихон) — В космосе есть такая штука — невесомость (Соня) |
- Есть ли жизнь в космосе (Миша) — Как делают ракеты (Ева) — Кто туда летает (Катя) — Зачем надо — космос (Тихон) — История космонавтики (Л.А.) — Что едят в космосе(Вероника) — Как живут на кораблях, можно спать?(Юля) — Что такое звёзды и их возникновения (Л.В) Что делают астронавты (Саша) |
- Спросить у родителей (Катя) — Вы расскажите (Захар) — В компьютере (Соня) — Книги почитаем (Миша) |
План реализации проекта
Сроки |
Содержание иформы работы |
Время врежиме |
Взаимодействие сучастниками проекта |
Вторник |
Составление модели трех вопросов по теме «Космические путешественники» |
Вечер |
Воспитатель, дети |
Среда |
Составление плана проекта. информирование родителей о задачах проекта. Включение их в проект |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети |
Четверг |
Детский совет. Беседа и презентация «Первый космонавт» Ц. математики:собери картинки; Ц. конструирования:собери ракету, космодром; Ц. искусств: оригами ракета; Ц. чтения: чтение отрывка романа — сказки «Незнайка на Луне» Н. Носова; Ц. искусств: раскраски Ц. игры: Д\и «Звёзды»; |
Во время утреннего сбора Вечером |
Воспитатель, дети |
Пятница |
Детский совет. Беседа — общение «Герои космоса», «Первые животные в космосе»; Ц. науки: космос в банке; Ц. здоровья: пальчиковая гимнастика; Ц. игры: Д\и «где мы были- не скажем, а что делали покажем», «Разгадай ребус»; Ц. искусств: лепка космонавта; Ц. кулинарии: приготовить завтрак космонавта; Ц. речи: ситуативная беседа «Что я могу увидеть в космосе»; Ц. математики: посчитай и запиши «Больше — меньше»; «Математическая цепочка»; |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети |
Понедельник |
Детский совет. Беседа «Земля — колыбель человечества. Наша планета».; Ц. кулинарии: приготовление космического салата; Ц. спорта и здоровья: эстафета «Ты — настоящий космонавт» Ц. искусств: изготовление модели Земли; Ц. игры: «Что мы видели не скажем, а что делали покажем». Ц. речи: выучить стихотворение про космос; |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети Инструктор по фк., воспитатель, дети. |
Вторник |
Детский совет. Ц. речи: придумай рассказ о звезде, планете по образцу; Ц. искусств: изготовление гантелей для космонавтов; Ц. книги: чтение энциклопедии «Космос»; Ц. музыки: прослушивание детских песен о космосе; выучить песню о космической дружбе; Ц. искусств: рисуем космонавтов, оформление стенгазеты. |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети Музыкальный руководитель, воспитатель, дети |
Среда |
Детский совет. Беседа: «Планеты Солнечной системы. Есть ли жизнь на Марсе?» Ц. математики: д\и «Больше — меньше»; «Математические квадраты»; Ц. речи: говорим правильно «Хочу, хотят, хотим»; Ц. науки: изготовление муки из овса; Ц. книги: выучить стихи, о космосе; Ц. игры: с\р игра «Встреча с инопланетянами»; Ц. искусств: рассматривание картин о космосе, лепка космонавтов и летающих тарелок; |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети |
Четверг |
Детский совет. Ц. речи: беседа «Созвездия. Интересные факты»; Ц. математики: «Четвертый лишний»; посчитай, сколько планет изделий ты знаешь, сколько планет в созвездии; Ц. игры: с\р игра «Космический корабль»; Ц. искусств: раскрашивание изделий из теста; рисование в технике граттаж; Беседа ситуативная «Говорим правильно — хочу, хотим, хотят» (закрепление); Ц. конструирования: построй летательный аппарат, инопланетян, космодром; |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети |
Пятница |
Детский совет. Презентация: «От болта до ракеты»; Ц. искусств: рисунки на тему космоса, выставка работ «Разноцветный мир космоса»; Ц. математики: назови, посчитай, запиши планеты, продолжи цепочку; Ц. музыки и театра: прослушивание детских песен о космосе, разучивание танца «Дружба»; Ц. здоровья и спорта: подвижные игры «Повтори за мной», игра в мяч; |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети |
Понедельник |
Детский совет. Ц. искусств: Рисунки в стиле граттаж, лепка, аппликация. Выставка «Разноцветный космос»; Ц. речи: ситуативная беседа «Значение хлеба в нашей жизни»; Ц. речи: игра «Чья? Чьё? Чьи?»; ситуативная беседа — рассуждения «Зачем нам полёты в космос?» Ц. здоровья: арт. гимнастика «Космос»; Ц. математики: «Четвертый лишний», «Больше — меньше»; Ц. искусств: «Аппликация космонавт», оригами «Ракета». Изготовление пригласительных билетов на отчётный концерт. |
На детском совете утром. Вечером |
Воспитатель, дети |
Вторник |
Детский совет. Ц. безопасности: изготовление макета свода правил «Если я встретил инопланетянина»; Итоговое мероприятие. Концерт. Выступление детей: чтение стихов, исполнение песен о космосе, танца «Дружба», подвижные игры, отгадывание загадок, дефиле в костюмах космонавтов |
На детском совете утром. |
Воспитатель, дети, родители, музыкальный работник. |
Таким образом, в процессе реализации проекта «Космические путешественники», у наших ребят, на ряду с развитием познавательных способностей, обогатился словарный запас, расширились научные представления о космосе. Широко проявились такие качества, как инициатива и творчество. Пришло осознание важности и уникальности планет, и планеты Земля в том числе. Дети поняли важность профессий, связанных с освоением космоса. Ребятами было просмотрено множество презентаций по теме «Космос», проведено огромное количество различных бесед по этой теме, из которых они получили знания. И этими знаниями они могут поделиться с другими детьми. Рассказать о современных достижениях в направлении развития космоса.
Для родителей:
– Просматривать и обсуждать информацию из фильмов, мультфильмов, телепередач: о космонавтах, луноходах, звёздных путешествиях, звёздных войнах;
– Понаблюдать за разными фазами луны(новолуние, узкий серп, половина луны, полнолуние)
– привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя анкетирование, создание книг-самоделок, газет и другие форм работы;
– стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
– способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
– установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
– возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений;
– Оформление выставки совместного творчества «Космос руками детей и их родителей»
– Ширмы: «12 апреля всемирный день авиации и космонавтики», «Полёт к звёздам»;
Оказание помощи в подготовке и проведении итогового занятия «Космические путешественники».
Литература:
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М. «Мозаика-Синтез», 2005.
- Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
- Калашников В. О звездах и планетах.
- Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
- Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
- Левитан Е. П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
- Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
- Скоролупова О. А. Покорение космоса. — 2-е изд., Москва, 2007.