Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста
Автор: Попова Галина Александровна
Рубрика: Организация игровой деятельности
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 05.02.2018
Статья просмотрена: 2091 раз
Библиографическое описание:
Попова, Г. А. Игры и упражнения для пальцевой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста / Г. А. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 101-103. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3116/ (дата обращения: 16.11.2024).
Становится очевидным, что в последнее время увеличилось количество детей, имеющих недостаточно развитую как общую, так и мелкую моторику, нарушения речи. Учитывая, что полноценная речь является необходимым условием для успешной социализации ребенка, необходимо как можно раньше начать её коррекцию. От своевременного формирования правильного произношения, зависят общая культура речи, и, следовательно, нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, а в дальнейшем успешное усвоение школьной программы.
И, как правило, если у ребенка есть нарушения речи, то, наверняка, существуют и проблемы с моторикой, но встречаются и исключения.
Учеными доказано, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это связано с тем, что в головном мозге человека есть зоны, отвечающие за речевые навыки. Роль рук в истории развития человечества играет особую роль. Именно руки дали возможность развить, путем жестов, тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.
И. М. Сеченов подверг критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения, в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.
Целенаправленно занимаясь развитием моторики, мы тем самым оказываем влияние на развитие речи ребенка. М. М. Кольцова и М. С. Рудина также подчеркивают, что совершенствование речевых реакций напрямую зависит от степени тренировки движения пальцев ребенка. По мере развития движений пальцев рук идет развитие речи ребенка.
Речь — это не только функция органов артикуляции, но результат согласованной деятельности различных областей головного мозга. Речь формируется во взаимосвязи с развитием мышления, памяти, внимания и других психических функций.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Недостаточно сформированная мелкая моторика, приводит к тому, что в школе дети испытывают трудности в овладении навыками письма Письмо — сложный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также — зрительного восприятия и произвольного внимания.
Следовательно, стимулируя мелкую моторику руки — активируются соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь и интеллект в целом. Хорошо развитая мелкая моторика, в старшем дошкольном возрасте, однозначно свидетельствует о достаточном уровне интеллектуального развития и психологической готовности ребенка к школе. Поэтому начинать развивать моторику необходимо как можно раньше, задолго до поступления в школу.
В старшем дошкольном возраста развитие мелкой моторики и координации движений руки, должно стать важной частью подготовки ребенка к школе, в частности, к письму. В процессе регулярного использования специальных упражнений у ребенка укрепляется мелкая мускулатура пальцев руки, совершенствуется зрительно-двигательная координация, улучшается ориентировка на листе бумаги, развивается зрительная память, речь.
Уделяя должное внимание различным заданиям, упражнениям, играм на развитие мелкой моторики рук и на развитие координации движений руки ребенка, мы решаем сразу две задачи:
- Влияние на общее интеллектуальное развитие ребенка;
- подготовки ребенка к овладению навыкам письма.
При поступлении детей в логопедическую группу, логопед, прежде всего, стремится сделать свои занятия увлекательными и разнообразными, чтобы вызвать у ребенка интерес к ним. В копилке каждого практикующего педагога имеется свой огромный арсенал игр, направленных на развитие мелкой моторики ребенка. Представленные ниже занимательные игры и упражнения по развитию моторики рук, помогут педагогу разнообразить индивидуальные и подгрупповые занятия с воспитанниками.
Упражнения с катушкой.
Для выполнения этих упражнений потребуются деревянные катушки от ниток. Ребенку предлагаются различные виды заданий: «Перевертыши», в котором требуется удержать катушку между средним и указательными пальцами руки, затем повернуть кисть и поставить катушку на стол противоположной стороной. «Прижми к ладошке», данное упражнение тренирует умение удерживать катушку большим пальцем и мизинцем за внешние стороны, а затем по команде взрослого прижать катушку к ладони или выдвинуть вперед и т. д. Манипулирую с предметом, в данном случае с катушкой, ребенок развивает мышцы пальцев рук. Учится контролировать их движения.
Упражнения со скрепками.
Интересна для детей работа с разноцветными скрепками. Последовательное соединение скрепок, также способствует развитию тонких движений пальцев рук. Вначале предлагается соединение и разъединение скрепок по желанию. Затем педагог может предложить выполнять упражнения, опираясь на карточки — схемы. На карточках написаны цифры и буквы. Цифры обозначают количество скрепок, которое необходимо соединить. Буквы указывают, скрепку какого цвета нужно использовать. Если дети еще не знают букв, можно использовать цветовое обозначение. Опираясь на такие схемы, дети выкладываю разноцветные «бусы». Данные упражнения целесообразно начинать с использованием небольшого количества скрепок, пяти штук, затем постепенно добавляя по две штуки и так до двадцати. При этом тренируется не только моторика, но идет закрепление счета, цвета, развитие фонематического слуха (определение первого звука в слове — названии цвета) и соотнесение его с буквой.
Игры с веревкой.
Это всем известные игры, когда на пальцы наматывается нить, а затем путем различных движений пальцев рук, получаются затейливые узоры.
История развития этих игр изучена не до конца. Первые истоки находят у американских индейцев и австралийских аборигенов, у эскимосов и африканцев. У разных народов, эти игры имеют свои названия и варианты. В Англии эту игру называют «кошкина кроватка», на Гавайских островах — «сеточка» и т. д. Некоторые веревочные фигуры можно связать с серьезной веревочной системой — узелковым письмом майя. У некоторых народов веревочные фигуры до сих пор играют роль «секретного письма», с помощью которого пересказываются древние мифы. Эти игры были популярной забавой и на Руси. Веревочные игры были популярны и среди детей младшего школьного возраста в 70- г. в России.
При использовании данных игр, у ребенка вырабатывается моторное планирование, что крайне положительно влияет на развитие речи ребенка.
Моторное планирование предполагает умение выстроить логику действия. Например, при разучивании нового танца, необходимо думать, куда ставить ногу, как повернуться и т. д. Это и есть этап моторного планирования. Когда же мы перестаем задумываться о порядке действий, это значит, что они перешли на уровень двигательных навыков.
Произношение звуков также требует сложного моторного планирования у малышей, которые учатся говорить, и у детей с речевыми трудностями. Тренировка моторного планирования крупных (ноги, руки, голова, тело) и мелких (пальцы) движений действительно помогает постепенно воспитать более сложное моторное планирование, необходимое для произнесения звуков. Чтобы был эффект, от таких тренировок, необходимо правильно выстроить структуру занятия. Все упражнения, направленные на развитие мелкой моторики должны быть непривычны для ребенка. Эффект неожиданности поддерживает интерес ребенка и стимулирует развитие произвольного внимания. Если ребенок изо дня в день собирает одни и те же пазлы и пирамидки, эти действия уже не требуют моторного планирования, они становятся навыками, а значит, не способствуют развитию речи ребенка. Поэтому для достижения поставленной цели, а именно, развития речи детей, имеет смысл использовать комплексы гимнастики, пальчиковые игры и занятия, требующие от детей осознанного моторного планирования. Эффективным будет применение пальчиковой гимнастики, при которой ребенок выполняет определенные действия под слова ритмичного стишка.
Таким образом, для развития речи важно воспитание моторного планирования, а именно умение ребенка выстроить логический ход действий.
Для воспитания моторного планирования, при проведении упражнений необходимо придерживаться правила: быстро выполнять или пропускать то, что уже легко получается. Останавливаться и тщательно прорабатывать те движения, которые не получаются, пока они не перейдут на уровень автоматизма. После этого движения бесполезны — подбираются новые. Эффективность повышается при выполнении движений по сигналу, под счет. Упражнения должны выполняться регулярно. Подобные занятия всего по 5 минут, но каждый день, дают очень хороший результат.
Развитие моторного планирования, а, следовательно, развитие мелкой моторики — это вспомогательный метод для стимуляции и коррекции речи ребенка.
На практике, предварительным этапом для освоения веревочных игр, стала Гимнастика для пальцев (англ. Finger Fitness, создатель этой программы тренировок — Грег Ирвин англ. Greg Irwin). Этот комплекс упражнений, направлен на улучшение координации движений пальцев, что естественно, положительно сказывается на выполнении веревочных фигур. Из этого комплекса были отобраны те упражнения, которые подходят для дошкольников и разбиты на группы по принципу «от простого к сложному». С начала дети «разогревают» пальчики. Ладошки «здороваются» друг с другом, при этом одна ладонь скользит по другой, после этого упражнения пальцы сжимают в кулак, затем резко разжимают. Так повторяют несколько раз. Затем ладони соединяют, держа руки вертикально, и соединенные ладони наклоняют поочередно в стороны. Следующий шаг — это скрещивание между собой указательного и среднего пальцев и мизинца с безымянным пальцем на одной руке, а затем на двух одновременно. После предварительного этапа, выполняются упражнения. Дети складывают пальцы в «замок», раскрывают «замок», меняя верхний палец и положения других пальце в «воротцах» и т. д. После предварительной разминки, переходим непосредственно к освоению веревочных узоров. Вариантов веревочных игр много. Играть в эти игры можно одному и вдвоём. Игра в паре, гораздо интереснее и полезнее для ребенка, как для развития моторики, так и выработки умения работать в команде. Использование веревочных игр, позволяет развивать не только моторику рук детей, но и повышает интерес к занятиям, развивает воображение детей. Создавая новую фигуру, которая имеет своё название, дети придумывают свои истории к ним.
Кому-то может показаться, что это очень сложно, но как гласит народная мудрость «Без труда — не выловишь рыбку из пруда». Попробуйте, и у вас получится, и дети с удовольствием будут проводить время за этой полезной игрой.
Литература:
- Афонькина Е. Ю., Афонькина А. С. Игры с верёвочкой Год:1997 Издательство: «Кристалл»
- Балабанчик Михаил «Узоры на пальцах» Самиздат
- Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущий руки и развития навыков письма у детей 6–8. М.: издательство «АРКТИ»;2016.
- М. Гарднер «Математические досуги» изд. «Мир». Москва,1972.
- Шебушева Ирина Дмитриевна Волшебные веревочки на пальцах. 50 способов удивить подружек и друзей. Издательство: Харвест, 2010.
- Кольцова М. М., РудинаМ. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игоротренинг. Спб.,1998.
- FINGER FITNESS Искусство контроля пальцев от Lorraine C. и Gregory G. Irvin перевод — OranJ