Азбука общения с воспитанниками
Авторы: Югова Марианна Рафаильевна, Бычкова Виктория Григорьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 06.02.2018
Статья просмотрена: 81 раз
Библиографическое описание:
Югова, М. Р. Азбука общения с воспитанниками / М. Р. Югова, В. Г. Бычкова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3125/ (дата обращения: 16.11.2024).
В центр к нам поступают очень с ложные дети, которые требует особого внимания и кропотливой работы. Период адаптации проходит по — разному — у кого легко и быстро, у кого длится долго и тяжело. Дети приходят со своими правилами и жизненным опытом, который в большинстве случаев отрицательный. Почти все не умеют слушать других людей, нам надо быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Требуется определённое умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием. Не меньшее значение имеют слушать и понимать этих детей, так же осознавать свои чувства и действия в различные моменты общения с этими детьми. Постепенно дети приспосабливаются к новым условиям жизни. В общении с этими детьми мы придерживаемся следующих правил:
Никаких моралей и нравоучений в общении.
Для каждого ребенка нужно найти свой ключик.
Первая задача научить ребенка наладить коммуникативные связи.
Вторая задача научить ребенка радоваться лучшим моментам в своей жизни.
Объяснить, что любое поражение — это маленький шаг назад и прогнозирование дальнейших целей, чтобы этого не допускать.
Третья задача воспитатель друг, товарищ, помощник.
Обучение детей пониманию себя и своих поступков.
Воспитание чувства сопереживания и понимания людей.
Развитие самостоятельности ребенка и повышения самооценки.
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Часто улыбка и есть главное. Улыбкой благодарят. Улыбкой вознаграждают. Улыбкой дарят тебе жизнь». Мы стараемся чаще улыбаться. Стала уже крылатой фраза: «Счастье — это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само по себе, ему надо научиться.
С каждым воспитанником разрабатываются направления работы с ним. Заводится дневник наблюдений. Мы работаем с дошкольниками.
У детей не сформированы ценностные понятия, не развиты эмоции сочувствия, ребенок не владеет навыками контроля и саморегуляции поведения, не может длительное время держать в голове правило и образец, действовать по инструкции, не умеет договариваться в процессе «совместной деятельности и осуществлять взаимопомощь.
Мы ставим следующие задачи, которые стараемся решить в процессе жизнедеятельности воспитанника в центре.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных способностей и навыков; мотивации деятельности.
- Развитие навыков понимания собственного «Я», своей индивидуальности;
- Развитие умения радоваться каждому успеху.
- Учить оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Воспитательные:
- Четко знать хорошие и плохие поступки.
- Учить понимать эмоциональное состояние товарища, взрослых людей.
- Усвоить понятие «Честно» «Не честно», «Правильно» «Не правильно», «Можно» «Нельзя».
- Научить правилам поведения в разных местах.
Очень хорошо помогает художественное слово. Есть много замечательных стихотворений различных авторов, где на примере различных героев рассказывают про правила жизни.
Это работа продолжается много лет.
Направления работы по произведениям:
- Знакомство с книгой, рассматривание иллюстрацией, чтение, беседа.
- Заучивание стихотворения.
- Работа над инсценировкой стихотворения.
В процессе этой работы решаются все задачи. Эта работа привлекает детей, очень сильно заинтересовывает их.
Стихи Саши Черного 18 век.
Мишка, мишка, как не стыдно!
Вылезай из-под комода!
Ты меня не любишь, видно.
Это что еще за мода!
Как ты смел yдpать без спpоса,
Hа кого ты стал похож!
Hа несчастного баpбоса,
За котоpым гнался еж.
Весь в пылинках, паyтинках,
Со скоpлyпкой на носy.
Так pисyют на каpтинках
Только чеpтика в лесy!
Целый день тебя искала —
В детской, в кyхне, в кладовой,
Слезы локтем вытиpала
И качала головой.
В коpидоpе полетела —
Вот, цаpапка на гyбе.
Хочешь сyпy? Я не ела,
Все оставила тебе!
Мишка-миш, мохнатый мишка,
Мой лохматенький малыш!
Жили были кот и мышка…
Hе шалили! Слышишь, миш?
Извинись! Скажи: «Не бyдy
Под комоды залезать!»
Я кyплю тебе веpблюда
И зеленyю кpовать.
Самый свой любимый бантик
Повяжy тебе на гpyдь.
Бyдешь милый, бyдешь фpантик,
Только ты послyшным бyдь!
Hy да ладно. Дай-ка щеткy.
Hадо все пылинки снять,
Чтоб скоpей тебя, ypодкy,
Я смогла поцеловать!
Воробей мой, воробьишка!
Серый-юркий, словно мышка.
Глазки — бисер, лапки — врозь,
Лапки — боком, лапки — вкось…
Прыгай, прыгай, я не трону —
Видишь, хлебца накрошил…
Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть…
Ветер сыплет снегом, злюка,
И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,
Будем азбуку учить…
Ближе, ну еще немножко…
Фурх! Удрал… Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасиба не сказал.
Вот без слов автора:
— Мама я влюбился в девочку одну.
— Да ну)
— Только я не знаю где она живёт,
— Ну вот
— Не расскажешь папе? Это мой секрет!
— Нет, нет!
— Это девочка такая, прямо девочка такая, в общем девочка такая ей уже пять лет!
— Мы гулять хотели около у пруда
— Да, да)
— Мы хотели вместе лазить на чердак.
— Так, так...
— Не расскажешь папе? Это мой секрет!
— Нет, нет
— Это девочка такая, прямо девочка такая, в общем девочка такая. Я на ней женюсь!
Жужжащие стихи.
Встретил я в лесу Ежа.
Ёж лежал в лесу жужжа.
Я спросил Ежа: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Ёж сказал: — Я не жужжу,
После ужина лежу.
Я на ужин съел ужа,
Может, он лежит жужжа.
Я сказал Ужу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Уж в ответ: — Я не жужжу.
После ужина лежу.
Жабу съел я у болота.
Может, её жужжать охота.
Жабе я кричу: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
Жаба квакнула Ужу:
— И совсем не я жужжу.
Проглотила я Жука,
Жук жужжит наверняка.
Все кричат Жуку: — Скажите,
Отчего вы так жужжите?
— Ну, жужжу, — ответил Жук. -
Иждаю нормальный жвук...
Я всегда, когда лежу
После ужина, — жужжу!
(Адрей Усачев).
Существует много стихотворений которые можно найти. И работа по ним получается по ним длинная, кропотливая и плодотворная.
Януш Корчак
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Иногда вроде ключик к ребенку нашел, но цели не достиг. И ошибок получается несколько:
- Стараешься изменить то, что изменить не в силах. А что можно изменить, мы не замечаем и как следствие не изменяем.
- Вроде слышим воспитанника, но не стараемся понять.
- Нужно быть эмоционально грамотным и уметь отслеживать свои чувства.
- Нужно учиться строить длительные отношения с детьми. Говорить о чувствах. Спрашивать о переживаниях. Научить просить о помощи и не лезть в душу, если не просят.
- Учится разрешать конфликтные ситуации.
- Постоянно работать над собой и искать новые методы и приемы работы с детьми.
Литература:
- Смирнова Е. О., Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Буре Р. С., Островская Л. Ф., Воспитатель и дети: Пособие для воспитателя дет. сада. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985.