Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста
Автор: Барсукова Оксана Васильевна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 01.03.2018
Статья просмотрена: 4324 раза
Библиографическое описание:
Барсукова, О. В. Примерный годовой план адаптационной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста / О. В. Барсукова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 53-57. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3152/ (дата обращения: 20.12.2024).
1.1. Основные цели организации работы группы кратковременного пребывания (ГКП): осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду;содействие всестороннему развитию детей раннего возраста, их ранней социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения;повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей;развитие познавательной сферы детей, соответствующее возрасту; расширение кругозора, усвоение общественно выработанных способов использования предметов окружающего мира;взаимодействие с родителями с целью развития у них педагогической компетентности по отношению к собственным детям, по созданию необходимых условий для воспитания и полноценного развития ребенка, реализации заложенного в нем индивидуального потенциала, активного вхождения в окружающий мир взрослых и сверстников.
1.2. Основными задачами ГКП являются: организация периода адаптации ребенка к детскому саду; формирование у детей адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками; налаживание гуманных, доброжелательных отношений между детьми; укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивающее эмоциональное благополучие и учет индивидуальных возможностей детей; развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), развитие основных видов деятельности; подготовка детей к поступлению в детский сад.
1.3. В соответствии с этими задачами определяется основное содержание педагогического процесса в группе данного вида, которое заключается в обеспечении социальной адаптации ребенка, расширении его адаптационных возможностей, приобщении к миру человеческих ценностей, развитии основных сфер — эмоциональной, действенной и интеллектуальной в процессе занятий по образовательной программе.
Главная особенность групп адаптации и базисного развития для детей раннего возраста состоит в реализации принципа коммуникативной направленности воспитания и развития, т. е. целенаправленное формирование навыков общения со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.
1.4. Основные формы работы: групповая развивающая работа;индивидуальная работа;консультации для родителей;диагностические сеансы.
1.5. Штат специалистов: воспитатель, помощник воспитателя, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Распределение функциональных обязанностей участников педагогического процесса
Направление деятельности |
Воспитатель ГКП |
Помощник воспитателя |
Педагог-психолог |
Музыкальный руководитель |
Основные общие направления |
Организует и осуществляет воспитательно-образовательный процесс в соответствии с утвержденными программами воспитания и обучения детей в детском саду по ФГОС ДО |
Сопровождение детей во время режимных моментов |
Психологическое сопровождение детей; диагностика уровня актуального развития, консультативная помощь при планировании различных видов деятельности |
Осуществляет музыкальное воспитание и эстетическое развитие воспитанников в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду. |
Сотрудничество с семьями воспитанников |
Проведение специально организованных занятий с детьми и родителями, консультации родителей. |
Участие в организации открытых мероприятий и режимных моментов |
Консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей. Групповые и индивидуальные консультации и беседы. Просветительская работа. |
Консультирует родителей и воспитателей по вопросам музыкального воспитания детей в семье. Разрабатывает индивидуальные рекомендации. |
1.6. Рабочая программа ГКП: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2014. Программа ФГОС ДО «Циклы игровых комплексов с детьми 2–4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О. Е. Белова. — Волгоград: Учитель, 2015. Программа ФГОС ДО «Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение, комплексные занятия»/ И. В. Лапина. — Волгоград: Учитель, 2015. Программа ФГОС ДО «Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста»/ авт.-сост Е. В. Башкирова, Н. И. Куликова, Л. В. Климина. — Волгоград: Учитель, 2016., прочие парциальные программы, рекомендованные для развития детей раннего возраста.
1.7. Образовательная деятельность: образовательная деятельность проводится пять раз в неделю по 3,5 часа в утренние и/или вечерние часы.
1.8. Условия: 1). групповая комната.2). спортивный и/или музыкальный зал.3). медицинский кабинет.4). кабинет педагога-психолога. 5). участок для прогулок.
Годовой план работы группы кратковременного пребывания
№№ |
Виды деятельности |
Сроки проведения |
Участники |
Примечания |
|
||||
1.1 |
Разработка и утверждение планов работы на 2017–2018 уч. год, циклограмм, расписаний. Участие в составлении и разработке программы развития ГКП (по ФГОС ДО). |
Август — сентябрь |
Старший методист, педагогический коллектив |
Разработка документации |
1.2 |
Подготовка помещений к новому учебному году. Оснащение методическими материалами и учебными пособиями. |
Сентябрь |
Старший методист, педагогический коллектив |
Оборудование помещения |
1.3 |
Сбор информации и анамнестических данных. Изучение и анализ документации, медицинских карт, анкет, листов и т. д. |
Сентябрь |
Воспитатели групп, педагог-психолог, медсестра |
Составление анамнеза |
1.4 |
Участие в педсоветах, посещение семинаров, совещаний и прочих мероприятий, связанных с организацией деятельности ГБОУ Школы № 1590 |
В течении года |
Старший методист, педагогический коллектив |
|
1.5 |
Оформление документации. Ведение текущей, плановой и отчетной документации. Изготовление информационных папок, составление рекомендаций, подготовка стендовой информации и информационных листков в группах, оформление выставки творческих работ детей |
В течении года |
Воспитатели групп, педагог-психолог, музыкальный руководитель |
|
1.6 |
Пополнение инструментария, изготовление пособий, банка диагностических методик. Подбор развивающих программ в соответствии с поставленными задачами |
В течении года |
Старший методист, педагогический коллектив |
Пополнение банка данных |
1.7 |
Обработка и анализ результатов исследований. Подготовка заключений и методических рекомендаций. |
В течении года |
Воспитатели групп, педагог-психолог |
|
1.8 |
Повышение профессионального уровня. Распространение опыта работы. Работа над сайтом, семинары, публикации. |
В течении года |
Старший методист, педагогический коллектив |
|
|
||||
2.1 |
Оперативный контроль. Анализ санитарного состояния помещений. Анализ производственной дисциплины. Соблюдение правил внутреннего распорядка. |
В течении года |
Старший методист |
|
2.2 |
Состояние документации педагогов, наличие планирования воспитательно-образовательного процесса. Выполнение решений педсовета |
Раз в месяц |
Старший методист |
|
2.3 |
Тематический контроль. Оценка развивающей среды в ГКП. Экспертная оценка. |
Раз в три месяца |
Старший методист, педагог-психолог |
|
|
||||
3.1 |
Диагностическое направление. Наблюдение за детьми. Проведение первичной и вторичной диагностики уровня развития детей. Проведение диагностики протекания адаптации. |
Сентябрь — декабрь, апрель — май |
Педагог-психолог, воспитатели групп |
Мониторинг развития |
3.2 |
Дополнительная диагностика по запросам родителей (законных представителей) |
В течении года |
Педагог-психолог |
|
3.3 |
Организация и осуществление воспитательно-образовательного процесса в соответствии с утвержденными программами воспитания и обучения детей в детском саду по ФГОС ДО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, навыки самообслуживания |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
3.4 |
Подгрупповая развивающая и профилактическая работа с детьми |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
3.5 |
Индивидуальная развивающая и профилактическая работа с детьми |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
3.6 |
Психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса в соответствии с утвержденными программами воспитания и обучения детей в детском саду по ФГОС ДО |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
3.7 |
Профилактическое направление. Наблюдение за детьми на занятиях, в игре и свободных видах деятельности. Наблюдение за динамикой психического развития детей и протеканием адаптации |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
|
||||
4.1 |
Общие родительские собрания. Информирование родителей о содержании деятельности и режиме работы групп ГКП. |
Сентябрь |
Старший методист, педагогический коллектив |
|
4.2 |
Анализ проведенной работы за год |
Май |
Старший методист, педагогический коллектив |
|
4.3 |
Анкетирование родителей. Сбор первичных данных, анамнестических данных, выявление индивидуальных особенностей детей, отзывы о работе ГКП |
Сентябрь — октябрь, апрель — май |
Педагогический коллектив |
|
4.4 |
Просветительская и консультационная работа с родителями. |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
4.5 |
Консультирование родителей с детьми по вопросам детского развития, по результатам проведенных диагностик, по запросам родителей |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
|
||||
5.1 |
Наблюдение за детьми в игровой деятельности и режимных моментах. Наблюдение за адаптационным периодом с целью выявления и профилактики дезадаптации. Помощь в преодолении стрессовых состояний |
Сентябрь — ноябрь |
Педагогический коллектив |
|
5.2 |
Посещение организованной образовательной деятельности с целью проверки утомляемости детей. |
Раз в месяц |
Педагогический коллектив |
|
5.3 |
Изучение психолого-педагогических материалов. Учет индивидуальных особенностей детей |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
5.4 |
Организация лектория, групповых консультаций, презентаций. Анкетирование, тестирование, опрос родителей с целью сбора необходимой информации |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|
5.5 |
Оформление стенда и информационных ширм. Разработка индивидуальных рекомендаций |
В течении года |
Педагогический коллектив |
|