Роль художественной литературы в обучении детей правильному поведению на улице | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 26.02.2018

Статья просмотрена: 539 раз

Библиографическое описание:

Кобылянская, Т. М. Роль художественной литературы в обучении детей правильному поведению на улице / Т. М. Кобылянская, Г. З. Курмакаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3176/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо выделяется воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль или другое транспортное средство.

Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знания, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода его из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги, территория детского сада, школы), умел наблюдать и оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Основными направлениями воспитания безопасного поведения на улицах являются: воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература, конструирование, изобразительное искусство, игра. Огромную роль играет использование художественной литературы по тематике безопасного поведения детей на дорогах. Оно должно строиться с учётом особенностей родного языка, его расширение за счёт терминов, заимствованных из других языков и вжившихся в родную речь.

Дети должны уметь оперировать такими понятиями как транспорт (легковой и грузовой), мостовая (проезжая часть, улица), тротуар, пешеходный переход (наземный, подземный и надземный), светофор, дорожные знаки (запрещающие что-то, указывающие на что-то, предупреждающие об опасности), регулировщик, а самое главное — пешеход.

Как нельзя лучше эта тема безопасного поведения детей на дорогах нашла своё отражение в детских художественных произведениях: загадках, пословицах, стихотворениях, рассказах… Писатели, используя «искусство слова» изображают действительность в словесных образах. Предметом изображения для них является человек, ребенок, его поведение, поступки, переживания. Слово обладает огромными возможностями. Оно порождает в сознании детей картинки из реальной жизни, которые они уже видели, которые существуют здесь, совсем рядом. Писатель затрагивает с помощью слова хрупкие нити детского сознания, способные передать тончайшие движения детской души и возбудить ответные эмоциональные порывы. Показать, научить, предупредить и обезопасить — вот основные задачи, которые ставит писатель в своём произведении.

Золотой сокровищницей, классикой стали называть такие детские художественные произведения как «Про одного мальчика», «Скверная история», «Дядя Стёпа — милиционер», «Моя улица» С. Михалкова; «Посмотрите, постовой», «Это улица моя», «Самый лучший переход» Я. Пишумова, «Азбука безопасности» И. Лешкевича; «Улица» Я. Акима; «Машина на нашей улице» М. Ильина, «Знакомьтесь — автомобиль», «Законы улиц и дорог», «Дорожная грамота» И. Серебрякова, «Красный, жёлтый, зелёный» А.Дорохова; «Автомобиль» Н.Носова, «Для чего нам нужен светофор» О. Тарутина, «Азбука безопасности» О.Бедари и много других.

Азбуку улиц,

Проспектов, дорог –

Город всё время

Даёт нам урок.

Азбуку города

Помни всегда,

Чтоб не случилась

С тобою беда

призывает Я. Пишумов в своём стихотворении «Дорожная азбука». Будь внимательным! Подсказка на каждом шагу. Наш город — это «букварь», в котором всё просто от «А» до «Я», нужно только выучить.

А что поведают нам эти строки поэта, о ком они?

А стоит на мостовой,

Как волшебник, постовой,

Все машины одному

Подчиняются ему.

Волшебник-постовой — это строгий хозяин. Его все слушаются. Его волшебные предметы — это жезл и свисток. Все его жесты понятны, он всегда придёт тебе на помощь. Для того и вышел он на перекрёсток, чтобы помогать водителям и пешеходам.

А вы, ребята, хорошенько запомните сигналы хозяина дороги, они помогут вам решить задачки, преподнесённые жизнью.

Все люди, и большие, и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами. А легко ли быть настоящим пешеходом? Легко! Когда ты хорошо знаешь «Правила дорожного движения».

Делаем ребятам

Предостережение:

Выучите срочно

Правила движения,

Чтоб не волновались

Каждый день родители,

Чтоб спокойно мчались

Улицей водители.

Обращаясь к ребятам, Ю.Яковлев в своём стихотворении «Правила дорожного движения» отмечает, что, зная строгие правила настоящий пешеход, это тот, кто спокойно идёт по шумному городу, не шарахается от автомобилей. Он не заставит беспокоиться близких, он ведёт себя на улице уверенно. Его уважают водители, он ценит свою жизнь и никогда не попадёт под машину.

Дорогие ребята, вы твёрдо знаете, что тротуар — для пешехода, а мостовая — для машин. А теперь отгадайте загадки о дорожном порядке:

Для этого коня еда –

Бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся,

По дороге он несётся.

(автомобиль)

Дом по улице идёт,

На работу всех везёт.

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках.

(автобус)

Я мчусь, держусь за провода,

Не заблужусь я никогда.

(троллейбус)

Наш приятель тут как тут,

Всех домчит он в пять минут.

Эй! Садись-ка, не зевай,

Отправляется …

(трамвай)

Глаз зелёный загорится,

Значит, можно нам садиться.

(такси)

Чудо-дворник перед нами

Загребущими руками

За одну минуту сгрёб

Преогромнейший сугроб.

(снегоочиститель)

Вот машина так машина –

Высотою с дом кабина

И колёса высотою

Выше нас с тобою вдвое.

(самосвал)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальёт пожар любой

Смелая дружина.

(пожарная машина)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.

(велосипед)

О чём же вы узнали из загадок? Что нового запомнили?

О дорожных видах транспорта (грузовом и легковом). Он движется по проезжей части (мостовой).

Но рано или поздно пешеходу приходится ненадолго сойти с тротуара. Не просто так, от нечего делать, а чтобы перейти улицу. Где попало и как попало улицу переходить нельзя!

Но кто же это, что за чудо — отгадай!

Добежала зебра до угла

И на мостовую прилегла.

И оставила свои полоски

Навсегда лежать на перекрёстке.

(переход «зебра»)

Переход широкий, длинный.

Можно смело здесь шагать.

Пусть стремглав летят машины –

Им меня не запугать!

Загадка и строки из стихотворения Я Пишумова «Самый лучший переход» говорят о том, что правильно переходить улицу необходимо по пешеходному переходу, где нарисованы белые полоски — «зебра» или

Беспокоитесь? Напрасно,

Я примерный пешеход:

Здесь подземный, безопасный,

Самый лучший переход.

Этот переход самый безопасный. По нему и надо переходить улицу. Спокойно, удобно и быстро. Идёшь подземным коридором, а машины едут поверху. Никто никому не мешает. Запомни: когда рядом есть подземный переход, по мостовой улицу переходить нельзя!

Машина идет за машиной. Конца не видно. Такая вот улица, что никак не перейти. Будешь стоять с утра до самого вечера.

Но вдруг шофёры нажали на тормоза. Стоят автомобили, не шелохнутся.

У любого перекрёстка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

«Свет зелёный — проходи.

Жёлтый — лучше подожди.

Если свет зажегся красный –

Значит двигаться опасно!

Стой!»

Говорит нам в своём стихотворении «Светофор» Р.Фархади.

Запомните, маленькие пешеходы, что означают сигналы помощника-светофора. Красный цвет — стой. Жёлтый — жди. Зелёный — иди. Вот и вся наука. Остаётся только запомнить и быть внимательным! Не очень сложно, зато очень важно.

Пусть запомнят твёрдо дети:

Верно поступает тот,

Кто лишь при зелёном цвете

Через улицу идёт.

Напоминает нам С.Михалков в своём стихотворении «Светофор». Стоишь на тротуаре — посмотри налево. Свободна дорога? Тогда иди, но не беги.

Тут шалить, мешать народу

За-пре-ща-ет-ся!

Быть примерным пешеходом

Раз-ре-ша-ет-ся.

Убеждает В.Семернин.

Дорога не терпит к себе небрежного отношения, здесь необходимо быть предельно внимательным. Цена за озорство, хвастовство и беспечность очень высока — это цена человеческой жизни.

Но кто при красном свете

Шагает напрямик?

А это мальчик Петя –

Хвастун и озорник.

И взрослые, и дети

Едва сдержали крик:

Чуть не убит был Петя,

Хвастун и озорник

Такие же «смелые» Мишка и его друг описаны Н.Носовым в рассказе «Автомобиль», решившие прокатиться на бампере машины. Они поступили очень необдуманно. И это едва не привело к несчастью. Своим рассказом Н.Носов призывает детей, что все свои поступки, действия на улице надо просчитывать, пытаться предвидеть, к каким последствиям они могут привести.

Дети должны осудить таких Петек, Колек, Мищек, которые ставят под угрозу свою собственную жизнь, судьбы шоферов, своих родителей, разрушают своим скверным поведением счастье окружающих их людей.

А вдруг бы заявил шофёр

«Мне наплевать на светофор» -

И как попало ездить стал.

Ушёл бы постовой с поста,

Трамвай бы ехал как хотел,

Ходил бы каждый как умел.

Умеючи, доступно, слово писателя учит детей познавать действительность через художественные образы, определять и предвидеть опасность дорожной ситуации и возможность её избежания, чётко выбирать безопасные маршруты движения. На примере поведения своих героев, мастера художественного слова показывают, что знание «Правил дорожного движения» детьми необходимо и важно. Роль художественной литературы в этом процессе бесспорна!

Основные термины (генерируются автоматически): улица, безопасное поведение, ребенок, детский сад, дорога, дорожное движение, машина, пешеход, художественная литература, пешеходный переход.
Задать вопрос