Народные игрушки Подмосковья как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 23.02.2018

Статья просмотрена: 271 раз

Библиографическое описание:

Кондукторова, Н. В. Народные игрушки Подмосковья как средство развития познавательного интереса старшего дошкольника / Н. В. Кондукторова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3181/ (дата обращения: 16.11.2024).



Встатье рассматривается познавательный интерес дошкольников средствами народных игрушек Подмосковья. Автором раскрываются различные подходы к классификации народных игрушек, проблема развития познавательного интереса старших дошкольников.

Ключевые слова: народные игрушки Подмосковья, познавательный интерес старших дошкольников.

The article considers the cognitive interest of preschool children by means of folk toys of the Moscow region. The author reveals different approaches to the classification of folk toys, the problem of the development of cognitive interest of older preschoolers.

Key words: folk toys of Moscow region, cognitive interest of senior preschoolers.

Историческое прошлое, богатое наследие ценности и духовных идеалов значимы для развития педагогической науки. Важным является возвращение к истокам народных культур и внедрение педагогического опыта в практику работы с детьми. Приобщение подрастающих поколений к национальной культуре становится актуальным вопросом в современной системе образования. «Каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности». [1]

Именно в дошкольном возрасте на начальном этапе начинается становление личности, «ее ориентации на социум». По утверждению Д. Б. Эльконина закладывается позитивно-оценочное отношение к социальному миру, окружающим людям, к самому себе. Дошкольное детство — пора интенсивного развития ребенка, время, кода значительно расширяется и круг его интересов, которые заставляют дошкольника стремиться к познанию окружающей его действительности. [3]

В концепции социального развития С .А. Козловой показатель социализированности личности — ее обращенность на других людей и на себя. В процессе социализации важно создавать условия приобщения ребенка к субкультуре своего народа. [2] Игрушка выступает тем важнейшим элементом культуры, который позволит удовлетворить потребность в познании детей. В наше время дети, которые «живут среди избытка однообразных игрушек, страдают от этого. Они все время неудовлетворенные, хотя у них, казалось бы, все желаемое есть. От того, что ребенок не может формировать творческий потенциал, умственные и волевые способности в свободной игре, он все время вял и недоволен. Современная игрушка перестала быть элементом игры, а стала свидетельством достоинства и элементом его имущества. Игрушки сейчас покупают не для того, чтобы играть, а для того, чтобы похвастаться. Детство охвачено этой рыночной стихией, у ребенка все больше и больше игрушек, в которые он не играет, которые просто лежат в его комнате как его имущество». По убеждению Смирновой Е. О. сейчас «родители откупаются количеством игрушек из-за недостаточного внимания». [4]

Важно, чтобы у дошкольников были «полезные игрушки». Что же это за игрушки? Мы считаем, что традиционные игрушки, в которые дети играли испокон века, помогут создать воображаемое пространство необходимое для игровой деятельности дошкольника. Кроме традиционных игрушек: обычных кукол, мягких игрушек, детских столовых приборов, солдатиков, машинок, и народные игрушки не будут препятствовать ребенку в игре. У ребенка должны быть любимые игрушки. Такими могут быть не только современные, но и народные. Народные игрушки должны не вытеснять современные игрушки, не заменять их, а существовать рядом с ними, дополнять их, давать ребенку то, чего не способны дать современные игрушки. [1]

Функции народной игрушки (информационная, мотивационно — стимулирующая, сенсорная, гедоническая, эвристическая, аксиологическая, культурологическая, учебная, развивающая, воспитательная) определяют ее полифункциональный характер. С. Ф. Русова считает, что обучение детей с самого начала должно быть построено на той родной почве, на которой растет ребенок, чтобы она была крепко связана с теми впечатлениями, что их заложила в душу ребенка родная семья, родной дом. А так же принципами, определенных в ФГОС ДО, являются «учет региональных особенностей народного искусства близкого и понятного детям», «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности»; образовательная область «Познавательное развитие» «предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий». [5]

Мир народных игрушек сложен и разнообразен, потом изучение его требует классификации. Исследователи неоднократно пытались классифицировать народные игрушки. Наиболее прямолинейной классификацией является разделение игрушек на две группы:

‒ игрушки, в которых основной чертой является пластичные, художественно-эстетические факторы: куклы, лошадки, птицы и другие;

‒ игрушки, основной функцией которых является результат осуществления определенной механического воздействия: коростели, колотушки, свистки, луки со стрелами, погремушки.

Более структурированным считается разделение игрушек по материалу, из которого они созданы: игрушки из дерева, глины, ткани, соломы, травы, бумаги, коры, кости, плодов различных растений, теста.

Также народные игрушки имеют разделение по образно-игровыми и типажно-функциональным признакам:

‒ антропоморфные образы куклы (из глины, дерева, травы, ткани, соломы, рогоза, комбинированные из разных материалов);

‒ зооморфные образы — домашние и дикие животные: бычки, дыбы, свинки, барашки, козлики, коровки (из глины, дерева, травы, ткани, соломы, рогоза).

‒ игрушки, имитирующие «взрослые» — мебель, посуда другие предметы быта, орудия труда (шкафы, стулья, столы, скамейки, миски, кувшины, колыбели, коляски, грабли, топоры). [1]

Г. Л. Дайн классифицирует народные игрушки на две группы, исторически сложившиеся и генетически связанные, но различающиеся между собой функционально и по образно-художественным характеристикам.

Классификация народных игрушек по материалу:

  1. Игрушки из дерева. Это — коростели, колотушки, мельницы, птички на колесиках с подвижными крыльями, тележки, карусели, кузнечики на колесиках. Из дерева делают также детская мебель, посуда, грабельки, музыкальные инструменты, птички-свистульки декорированных резным орнаментом петухов, лошадей, лошадей со всадниками.
  2. Игрушки из глины. (свистульки, свистели).
  3. Игрушки из соломы, лозы, бересты, травы, и других материалов. Из соломы делали погремушки ромбической формы, погремушки в форм шара, бычков, оленей, коньков, кукол разного типа.
  4. Куклы из ткани. [1]

Рассмотрим народные игрушки Подмосковья. Как было отмечено ранее, важно учитывать региональный компонент при создании условий для развития детей. Для развития познавательного интереса старшего дошкольника необходимо изучить «родную почву», на которой растет ребенок. Игрушки, которые веками мастерил народ, были сделаны из того природного материала, который всегда доступен.

Московская область расположена в самом центре Восточно-Европейской равнины. Природа региона поистине великолепна и разнообразна. В рельефе преобладают равнинные пейзажи, в западной части расположены небольшие возвышенности, а на восточной, наоборот, необъятные низины. На природу Московской области оказывает огромное влияние и геологическое строение почвы и грунта. Почва богата месторождениями глины, фосфоритов, торфа и минералов. Большую часть территории Московской области занимают леса (около сорока процентов всей площади): смешанные и хвойные. В бассейне Оки произрастают широколиственные дубравы, где встречаются липы, клены, ясени.

Именно природа Московской области определила направление народных промыслов региона. Мастерами московского региона создаются народные игрушки из дерева, глины, ткани. Исследования народных игрушек Подмосковья позволили нам провести следующую их классификацию по материалу, из которого сделаны.

  1. Игрушки из дерева (Богородская игрушка, загорская игрушка, бабенская игрушка, климовская игрушка)
  2. Игрушки из глины (Гжельские игрушки)
  3. Тряпичные куклы (игровые, обереговые, обрядовые)

Гжельские игрушки легко узнать по синей росписи на белом фоне. Среди гжельских игрушек можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Аленушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой, водоноску с коромыслом и другие игрушки. Интересна игрушка «Чудо-юдо, рыба-кит». Хорош игрушечный чайный сервиз и самовар.

Богородские игрушки — деревянные резные игрушки чаще бывают некрашеные и редко расписные. Основные виды расписных игрушек — куры, птицы на подставке с подвижным устройством и другие мелкие игрушки. Традиционным образом является медведь, он выступает в роли спокойного, доброго и смешного зверя, то с корзиной грибов или малины, то с гармонью, а то и обманутый хитрым мужиком.

Загорская игрушка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках.

Бабенские игрушки — деревянные вкладные яица, чашки, кольца, волчки, бирюльки, матрешки, шары, серсо, бильбо, многоуровневые пирамидки.

Климовские игрушки — деревянные токарные игрушки: каталки и пирамиды, игрушечная мебель и посуда, фигурки животных и популярных сказочных персонажей, кони-качалки и другие изделия. Широко представлен ряд дидактических игрушек, игрушек-дергунчиков, предназначенных для развития ребенка.

Тряпичные игрушки — традиционные игровые, обереговые, обрядовые куклы.

Время диктует новые правила. Материалы для изготовления игрушек видоизменятся, ремесленники вносят в народный промысел что-то новое, тем самым сохраняя традиции изготовления игрушки и поддерживая познавательный интерес детей к ее созданию и к самой игрушке. Таким образом, народная игрушка Московского региона продолжает жить и сейчас, как не простое произведение искусства, музейный экспонат и интерьерное украшение, а — объект игры, остается детской забавой, а значит развивает познавательный интерес детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Аббасова, Л. И. Народные игрушки Крыма как средство формирования этнонациональных ценностей культуры старшего дошкольника [Текст] / Л. И. Аббасова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54–1. — С. 3–10
  2. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов сред. проф. Образования / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 15-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2015. — 431 с.
  3. Козлова, С. А., Кожокарь, С. В. Развитие познавательного интереса дошкольников к творческой деятельности взрослого. — Монография. — М.: Школьная книга, 2016. — 160 с.
  4. Смирнова, Е.О, Абдуллаева Е. А. Во что играют наши дети. Игры и игрушки в зеркале психологии: — Ломоносовъ (Москва). — 2009. — 224 с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — Центр педагогического образования, 2014 г.- 32 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игрушка, Московская область, народная игрушка Подмосковья, ребенок, дошкольный возраст, загорская игрушка, Московский регион, народная игрушка, познавательный интерес детей, познавательный интерес старших дошкольников.

Ключевые слова

народные игрушки Подмосковья, познавательный интерес старших дошкольников

Похожие статьи

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Познавательные сказки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена познавательным русским народным сказкам как средствам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. В статье представлены русские народные сказки, которые призывают детей к патриотизму.

Развитие воображения дошкольников средствами сказки

В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возра...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Похожие статьи

Сказка как средство развития творческих способностей дошкольников старшего возраста

В статье говорится о роли сказки в развитии творческих способностей дошкольников старшего возраста, рассмотрены основные подходы определения «творческие способности», представлены основные приемы работы со сказкой, применяемых для развития творческих...

Современные мультфильмы как средство познавательного развития ребенка-дошкольника

В статье проводится теоретическое обоснование возможностей использования современных мультфильмов в качестве средства познавательного развития детей дошкольного возраста. На основе проведенного исследования делается вывод о том, что их использование ...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора

В данной статье исследовано развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством якутского фольклора. Раскрыты понятия: интерес, познавательный интерес. Проведена исследовательская работа в МБДОУ ЦРР Детский сад «Жемчуж...

Формирование эстетической культуры личности дошкольников средствами нетрадиционного рисования

В статье рассмотрены основные пути формирования эстетической культуры личности ребенка младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционного рисования. Раскрыты техники нетрадиционного рисования, описаны технологии их исполнения.

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Лэпбук как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа

В статье авторы раскрывают опыт работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой, традициями и историей чувашского народа с использованием лэпбука.

Роль фольклорной сказки в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены основные направления работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста с использованием фольклорных сказок. В статье отражены результаты экспериментальной работы по проблеме исследования; представлены основные направлен...

Познавательные сказки как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена познавательным русским народным сказкам как средствам патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО. В статье представлены русские народные сказки, которые призывают детей к патриотизму.

Развитие воображения дошкольников средствами сказки

В статье рассмотрена роль сказки в творческом развитии воображения детей дошкольного возраста. Определено понятие «творческого воображения» с точки зрения разных психологов, описаны особенности развития творческого воображения детей дошкольного возра...

Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос о роли сказки в формировании развития речи детей дошкольного возраста, описываются методы и игровые приемы работы со сказкой, а также этапы работы со школьниками по сказкотерапии.

Задать вопрос