Технология Л. В. Свирской «Детский совет» как одна из инновационных форм работы с родителями
Авторы: Бреславцева Елена Викторовна, Василенко Юлия Валерьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.
Дата публикации: 27.02.2018
Статья просмотрена: 3087 раз
Библиографическое описание:
Бреславцева, Е. В. Технология Л. В. Свирской «Детский совет» как одна из инновационных форм работы с родителями / Е. В. Бреславцева, Ю. В. Василенко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3190/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здравствуйте, уважаемые родители! Современное образование значительно отличается от тех условий, в которых росли и воспитывались мы с вами.
Цель современного образования — содействовать становлению ребенка как личности. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Реализации этой цели способствует внедрение инновационных технологий. Одной из них является технология, разработанная Лидией Васильевной Свирской, — «Детский совет». Что такое детский совет? Это технология, которая объединяет взрослых и детей, предусматривает полноправное их взаимодействие и участие в образовательном процессе. Планирование детской деятельности — основной компонент «детского совета». Дети строят планы на день, обозначая, что каждый из них будет делать в течение дня. Кто-то решает продолжить вчерашнее занятие (вырезание, подклейку книг, игры в игровых уголках), кто-то хочет заняться чем-то новым и спрашивает совета других детей. Этот этап характеризуется объединением детей по интересам, где воспитатель может подключить незадействованных детей к общей игре, чтобы еще больше сплотить детский коллектив. Или наоборот развести конфликтующих детей по разным подгруппам, заинтересовав их новой деятельностью.
Сегодня мы с вами проведем наше родительское собрание в рамках этой технологии. Детский совет всегда начинается с постановки проблемы. Я принесла для вас несколько игрушек, рассмотрите их, пожалуйста. Расскажите, что вы видите? (Мягкие игрушки, внешне целые, но звук не работает). Нравятся ли вам игрушки? Все ли с ними в порядке? Можно ли с ними организовать полноценную игру?
— Вы правы, игрушки внешне целые и пригодны для игры, но не понятно, какие звуки они издают, что говорят. И чтобы они заработали, нам необходимо их починить.
В современном педагогическом словаре появилось определение ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), вот и наши игрушки тоже оказались таковыми.
Итак, перед нами возник вопрос, тема «Кто такие дети с ОВЗ?»
Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности, например, особые потребности в развитии речи.
Роль развития речи ребенка трудно переоценить. Овладение ею перестраивает процессы детского восприятия, памяти, мышления, совершенствуются все виды детской деятельности и социализации. Дети с нарушениями речевого развития, либо его задержкой относятся к категории детей с ОВЗ.
Как вы думаете, кто должен помочь ребенку преодолеть нарушения речи?
воспитатель |
учитель-логопед |
педагог-психолог |
родители |
В рамках нашего совета мы используем модель трех вопросов.
Как вы считаете, каким видят ребенка на пороге школы, каждый из участников образовательного процесса?
вопрос |
воспитатель |
логопед |
психолог |
родитель |
Каким я хочу видеть ребенка на пороге школы? |
(ответы родителей записываем в графах)
Что делает, для достижения поставленной цели каждый участник образовательного процесса?
вопрос |
воспитатель |
логопед |
психолог |
родитель |
Методы и приемы (Как?/какие методы и приемы будем использовать?) |
ТРИЗ Применение элементов ТРИЗ в индивидуальной и подгруппой образовательной деятельности Технология проблемного обучения «Проблемная ситуация» Последовательное, целенаправленное выдвижение перед воспитанниками познавательных задач. Технология игрового обучения Повседневное применение в индивидуальной, подгруппой, фронтальной образовательной деятельности Технология проектной деятельности Деятельность в рамках проекта «Город мастеров» (Краевая площадка передового педагогического опыта) |
Технология развития речевого дыхания и голоса Применение в индивидуальной, подгруппой образовательной деятельности Технология развития артикуляционной моторики Ежедневное применение во всех видах образовательной деятельности Динамические паузы в сочетании с речью Физминутки сопряжены с лексической темой Технологии логопедического обследования Изучение анамнестических данных ребенка (анкетирование родителей); изучение речевого и психического уровня развития ребенка; анализ полученных результатов Технологии развивающего обучения Определение специальных коррекционных методов обучения, которые оказывают помощь в преодолении трудностей. Информационно-коммуникацион-ные технологии Использование презентаций, флеш-анимаций, интерактивных коррекционных игр |
Арт-терапевтические технологии: — песочная терапия; — изотерапия; — сказкотерапия; — куклотерапия; — мандалотерапия; — камнетерапия и т. д. Игровые технологии Игры с правилами. Игры-соревнования. Игры-драматизации. Режиссёрские игры. Сюжетно-ролевые игры. Сказкотерапия. Метод создания проблемных ситуаций с элементами самооценки. Приёмы, социально-направленные на создание ситуации успеха и комфортности. Тренинги. Самопрезентация.
Технология сохранения истимулирован яздоровья (гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация и т. д. Коррекционные технологии (технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, элементы сказкотерапии и т. д.) |
Итак, мы с вами хорошо представляем, какими хотим видеть наших детей к окончанию детского сада, знаем, какие технологии и приемы использовать. А вот при каких условиях мы получим желаемый результат?
(ответы родителей)
Есть еще одно условие, которое просто необходимо для достижения оптимального результата. Давайте разгадаем ребус и напишем это важное слово. (родители отгадывают слово и пишут на доске)
вопрос |
воспитатель |
логопед |
психолог |
родитель |
При каких условиях? |
СОТРУДНИЧЕСТВО |
|||
Конечно же, своевременная логопедическая помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся недостатки как в речевом, так и в психическом развитии, а в ряде случаев даже утратить их, обеспечив тем самым полноценное развитие личности.
Однако, СОТРУДНИЧЕСТВО педагога, психолога, логопеда, родителя в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы и является гарантом наиболее полноценного развития ребенка.
«Сотрудничество — одно слово, но оно содержит в себе все высокие нравственные качества. Только в сотрудничестве можно воспитать человека для человека. Вот то поле, на котором дальние и ближние цели сходятся, совпадают поле сотрудничества с людьми. Успех развития ребенка — в успешном сотрудничестве воспитателей, родителей и детей!» С. Соловейчик