Вопрос экологического воспитания в работе со старшими дошкольниками и родителями в ДОУ | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №2 (12) март 2018 г.

Дата публикации: 05.03.2018

Статья просмотрена: 147 раз

Библиографическое описание:

Смирнова, Т. С. Вопрос экологического воспитания в работе со старшими дошкольниками и родителями в ДОУ / Т. С. Смирнова, Т. С. Зольникова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 2 (12). — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/87/3205/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Великий педагог Василий АлександровичСухомлинскийсчитал необходимым вводить малышей в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Исходя из основной образовательной программы дошкольного учреждения одной из задач по развитию экологического воспитания является: знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Направление обеспечивает формирования представления о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также навыков культуры поведения в природе.

Причиной актуальности экологического воспитания является:

  1. Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования.
  2. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

Целью программы, которую мы предлагаем, является развитие познавательной активности старших дошкольников через экологическое воспитание.

Задачи:

создание предметно–пространственной среды, обеспечивающей ребенку возможность для самовыражения;

повышение педагогической компетентности родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе;

обогащение представлений у детей о ценности природы и правилах поведения в ней;

расширение кругозора воспитанников на основе знакомства с природой родного края;

развитие у детей эмоционально-чувственной сферы и желание помогать природе;

обобщение опыта работы по теме на различном уровне.

Для решения задач в рамках поставленной цели были определены следующие направления работы:

– Обогащение развивающей предметно-пространственной среды (РППС)

– Взаимодействие с воспитанниками

– Взаимодействие с родителями

– Распространение и обогащение собственного педагогического опыта.

Для решения поставленных задач с детьми читали художественную литературу: С.Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик», И.Бунин «Листопад», Г.Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», рассказы и загадки о животных; играли в экологические игры: «Ласточки и мошки», «Чья птица улетит дальше?», «Какого растения не стало?». Также мы беседовали на разные темы «Приметы осени», «Как нужно вести на природе?», «Хвойные деревья», «Где растения любят жить?», «Зачем нужно беречь природу?», «Зеленая аптека». Дети освоили тематические настольно-печатные игры «Зоологическое лото», «Времена года», «Как зовут тебя, деревце».

Занятия художественным творчеством помогло осуществить коллективные работы: аппликация «Золотая осень», пластелинопластика «Ветка рябины», рисунки по трафаретам «Морское царство», «Осенняя веточка», создание макета из природного материала «Царство лесных зверей».

Для осуществления задуманного плана просмотрели видеоролик «Как люди охраняют природу». И написали письмо жителям леса.

Работа с родителями используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы, которые мы отразили в таблице.

Таблица 1

Формы взаимодействия сродителями воспитанников

Традиционные

Нетрадиционные

Родительские собрания

Ежедневные беседы

Консультации

Рекомендации

Выставки литературы, игр, совместного творчества

Папки- передвижки

Информационные стенды

Творческие отчеты воспитателей и детей перед родителями (утренники, концерты)

Интерактивные игры

Мастер-классы

Анкетирование

Буклеты

Памятки

Информационная газета детского сада «Журавлик» для педагогов и родителей

Для организации работы с родителями было проведено родительское собрание, на котором родителям была предложена анкета «Экологическое образование в семье», целью которого стало выявление отношения родителей к вопросам экологического образования дошкольников в детском саду и его реального осуществления в семье. В анкетировании приняло участие 20 родителей.

Проанализировав анкету было выявлено, что 45 % родителей недостаточно уделяют внимание экологическому воспитанию, а именно не имеют дома комнатных растений и домашних животных, не изготавливают кормушки для птиц, не читают детям книги о природе, не знают правил поведения в природе. Поэтому я решила поподробнее остановиться на экологическом воспитании не только детей, но и родителей.

Для родителей были изготовлены буклеты «Лес-наш друг», «Мусорная фантазия», «Берегите природу», «Экологическое воспитание в семье», «Страшные факты о загрязнении природы». По данному материалу также была оформлена выставка книг в информационном центре для родителей «Писатели и поэты о природе».

На официальном сайте ДОУ для родителей была предложена анкета и тестовые задания по экологическому воспитанию. Совместно с родителями, по итогам анкетирования, подготовлены для детей кроссворды и интерактивные игры.

В дальнейшем планируется провести совместно с родителями и детьми экологическую викторину «Природа вокруг нас», где будут закреплены знания поведения в природе.

Предполагается, что в результате нашей работы будет собран достаточно богатый материал в центре познавательного развития, дети подготовительной группы научатся соблюдать правила поведения в природе, родители станут больше внимания уделять вопросу экологического воспитания в дошкольном возрасте.

Литература:

  1. Федоренко Н. В. Актуальность экологического воспитания дошкольников в современном мире. Социальная сеть работников образования nsportal.ru [сайт]. URL: https://nsportal.ru/user/737867/page/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое воспитание, природа, ребенок, родитель, правило поведения, детский сад, игра, экологическое сознание.
Задать вопрос