Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников
Авторы: Шайхуллина Айсылу Рашитовна, Сафиуллина Лидия Рафисовна, Казаморова Оксана Михайловна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 05.04.2018
Статья просмотрена: 3431 раз
Библиографическое описание:
Шайхуллина, А. Р. Опытно-исследовательская деятельность в познавательном развитии дошкольников / А. Р. Шайхуллина, Л. Р. Сафиуллина, О. М. Казаморова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3202/ (дата обращения: 19.12.2024).
В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Н. Н. Подьяков
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать.
ФГОС ДО направляет содержание образовательной области «Познавательное развитие» на формирование у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности (О. В. Дыбина, А. И. Савенков, О. В. Афанасьева). Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие изучаемого материала по ознакомлению с природными явлениями. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, инновационные технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. Задача педагогов ДОО раскрыть потенциал будущей личности, увидеть таланты ребенка и помочь их развить. Главное, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него познавательный интерес, умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.
В реализации познавательно-исследовательской деятельности выделяются три основных направления:
- Анализ условий для организации исследовательской деятельности, определение уровня готовности педагогов к использованию экспериментирования как метода обучения детей дошкольного возраста.
- Совершенствование методической работы, эффективное оснащение развивающей предметно-пространственной среды в группах и кабинетах.
- Вовлечение родителей висследовательскую деятельность ираспространение опыта работы среди педагогов.
Главной целью работы вреализации опытно-исследовательской деятельности является повышение качества познавательного развития дошкольников.
Задачи:
- Создание условий для развития и поддержки педагогами и родителями детской инициативы, творческого потенциала и самостоятельности каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
- Развитие познавательных интересов и активности детей, обогащение представлений воспитанников об окружающем мире.
- Социально-личностное развитие каждого ребёнка (развитие наблюдательности, любознательности и познавательной мотивации, самостоятельности, элементарного самоконтроля своей деятельности).
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в процессе реализации ФГОС ДО через систему методических мероприятий.
- Повышение педагогической культуры родителей по развитию познавательной активности дошкольников в процессе детского исследования в ДОО и семье.
Познавательно-исследовательская деятельность предусматривает взаимодействие с педагогами, детьми и их родителями. Формы работы с участниками образовательных отношений представлены в таблице.
Познавательно-исследовательской деятельности вразвитии личности дошкольников
Познавательно-исследовательская деятельность |
||
Повышение профессиональной компетентности педагогов |
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми |
Партнерские взаимоотношения с родителями |
Проведение: 1) конференций 2) семинар-практикумов 3) открытых ОД 4) мастер-классов Публикации статей |
1) диагностика 2) создание условий для опытно-исследовательской деятельности 3) проведение ОД, экскурсий, развлечений 4) участие в конкурсном движении |
1) размещение материалов на сайте ДОУ 2) рубрика «Поэкспериментируем» в уголках для родителей 3) мастер-классы 4) совместные выставки, ОД 5) участие в конкурсном движении 6) публикация статей в журнале |
Ожидаемый результат: любознательный, активный ребенок, умеющий видеть и объяснять причинно-следственные связи |
||
Результат: 1) распространение и обобщение опыта работы среди педагогов 2) обогащение представлений детей об окружающем мире 3) социально-личностное развитие каждого ребенка 4) повышение педагогической культуры родителей |
||
1. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Педагоги дошкольной образовательной организации строят учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д.) и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. В большей степени этому способствуют специально созданные воспитателем проблемные ситуации и обучающие игры.
С целью повышения профессиональной компетентности педагогов, целесообразно проводить различные мероприятия, направленные на сплочение и тесное взаимодействия всего коллектива ДОО. Так, эффективными могут быть педагогические советы «Проектно-исследовательская деятельность в формировании положительного отношения ребенка к природе», «Познавательно-исследовательская деятельность детей в ДОО», обучающие семинары-практикумы «Познавательное развитие детей через инновационные технологии», при подготовке к которым можно провести смотр-конкурс дидактических игр и пособий по опытно-экспериментальной деятельности с детьми. Благодаря таким мероприятиям, педагоги смогут совершенствоваться в своем творческом подходе к изготовлению пособий, игрового, обучающего материала, а это является прекрасным стимулом для развития самостоятельности и инициативы дошкольников в познании окружающего мира.
Особенную практическую значимость имеют мастер-классы, открытые занятия по ознакомлению с явлениями живой и неживой природы, например, «Сундучок загадок», «Тонет — не тонет», «Удивительные свойства песка», «Молочные реки», «Удивительные свойства воздуха». Интересны и полезны опыты с использованием микроскопов, кинетического песка, цветной воды и льда и т. д. В ходе открытых показов воспитатели имеют возможность презентовать свои наработки, игры перед своими коллегами и перенять опыт работы для дальнейшей своей деятельности с воспитанниками.
2. Воспитательно-образовательная деятельность сдетьми
В целях организации эффективной работы с детьми, педагогам желательно выяснить уровень знаний, умений и навыков воспитанников для реализации опытно-экспериментальной деятельности. На ее основе можно определить показатели уровня овладения дошкольниками познавательно-исследовательской деятельности, наметить пути и способы оказания помощи детям, с опорой на знание индивидуальных способностей и интересов каждого ребенка. По результатам наблюдений воспитатели могут разработать план работы по внедрению познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс.
Ни одну детскую деятельность невозможно успешно реализовать без создания в группе условий, способствующих проявлению познавательного интереса каждого ребенка. Для качественного проведения опытно-исследовательской деятельности важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Мини-центры экспериментирования, где в свободном доступе располагаются материалы для экспериментов (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), исследовательские наборы, макеты, позволяют воспитанникам путем проб и ошибок находить решения по изучаемым темам. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы. «Работа» вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества. А эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Итоговыми мероприятиями могут стать праздники и развлечения «Где можно найти свое отражение», «Солнышко смеется, а сосульки плачут», «Огород на окне», «Праздник мыльных пузырей», каждая из которых имеет свою познавательную значимость.
Таким образом, специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам познать многообразие окружающего мира, а педагогу сделать процесс обучения максимально эффективным и полезным, поддерживая интерес ребенка к новым открытиям.
3. Партнерские взаимоотношения сродителями
Известно, что ни одну воспитательно-образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами. Родителям интересны предлагаемые опыты с детьми в домашних условиях, связанные с изучаемым в детском саду материалом и соответствующие возрастной категории воспитанников.
Чтобы заинтересовать родителей содержательным общением с собственным ребенком вне стен детского сада, в родительском уголке можно оформить уголок «Поэкспериментируем!», «Мои открытия», где раскрываются различные формы проведения совместных опытов с детьми. Очень интересны и полезны вечера совместного творчества, мастер-классы с родителями по проведению опытов в семье, в ходе которых мамы и папы учатся использовать домашние подручные материалы, вещества для решения поставленной проблемы. Положителен опыт семей воспитанников по изготовлению бумаги, исследованию теста, растений, ознакомлению детей с изготовлением мыла и т. д. Как показывает опыт, совместные исследовательские проекты отличаются оригинальностью подачи материала, выдумкой, творческим подходом.
Согласованная и целенаправленная деятельность педагогов по применению исследовательской и экспериментальной деятельности в ДОО, позволяет достичь определенных результатов:
‒ материально-техническая база для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников соответствует требованиям ФГОС;
‒ систематизирована работа методической службы ДОО по развитию экспериментальной деятельности;
‒ качественно организована система повышения квалификации педагогов, позволяющая значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации исследовательской деятельности дошкольников;
‒ популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.
Таким образом, реализация системы работы по формированию поисково-исследовательской деятельности детей позволяет научить детей видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; анализировать объект; выдвигать гипотезы; делать выводы. Но достижение такого результата возможно только в случае взаимодействия всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Литература:
- Баландина Т. Б. Организация работы по экспериментированию в ДОУ//Дошкольная педагогика. 2012. — № 10. С.15–16.
- Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд.,испр. И доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
- Деркунская В. А. Игры — эксперименты с дошкольниками/ Центр педагогического образования, 2012. — 134 с.
- Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска // Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста — М.: ТЦ СФЕРА. — 2005. — 94 с.
- Емельянова М. С. Организация исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» //Детский сад от А до Я. — 2006. –№ 2. С. 36–37.
- Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность / Детство-пресс. — 2013. — 178 с.
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование// Старший дошкольный возраст. — М.: Педагогическое общество России. — 2003. — 160 с.
- Мартынова Е. А., Сучкова, И. М. Организация опытно — экспериментальной деятельности детей 2–7 лет.– М.: Издательство: Учитель. — 2011.- 274 с.
- Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена. — 2005. — 291 с.