Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников
Автор: Урванова Наталья Юрьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 03.04.2018
Статья просмотрена: 14566 раз
Библиографическое описание:
Урванова, Н. Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников / Н. Ю. Урванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3256/ (дата обращения: 16.11.2024).
В пустых стенах ребенок не заговорит…
Е. И. Тихеева
Модернизация образования в ДОУ повлекла за собой совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности, а также при проведении режимных моментов, позволяющих ребенку более полно проявить себя и проявить активность. Интегративным результатом реализации указанных требований является создание развивающей образовательной среды. Классики отечественной психологии Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин говорили, что развивающая среда — это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.
В дошкольной педагогике под развивающей предметно-пространственной средой понимается естественная обстановка, которая рационально организована, насыщенна разнообразными сенсорными раздражителями, игрушками и игровыми материалами. На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее пространство, его наполняемость, то есть полноценное развитие ребенка дошкольного возраста будет успешно формироваться в условиях развивающей среды, которая обеспечивает разнообразную игровую, двигательную, творческую, продуктивную и речевую деятельность ребенка. Предметно-развивающая среда способствует наибольшему развитию индивидуальности ребенка, с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.
Организовывая предметно-развивающую среду, учитываю возможность установления оптимального контакта детей с детьми и с взрослыми, необходимость создания условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии с желаниями, настроениями, возможностями детей, возможности построения непересекающихся центров активности, которые позволяют детям свободно заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Организация предметно–развивающей среды несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Особое внимание уделяю предметной среде, прежде всего ее развивающему характеру. Одной из основных задач считаю обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, речевую, двигательную и иную активность детей.
Познавательно-речевое развитие может рассматриваться как основа для полноценного развития личности каждого ребенка. Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды детской деятельности. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, на занятиях, при планировании и обсуждении рисунка, наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т. д. зависит успешность деятельности ребенка, его приятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира.
Работая по основной образовательной программе МБДОУ № 56 г. Апатиты, разработанной с учетом основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М.А Васильевой, Т.С Комаровой, парциальной программы «Приобщение детей к русской народной культуре» О.А Князева, М.Д Маханева и адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелым нарушением речи с учетом примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелым нарушением речи под редакцией профессора Л. В. Лопатиной.
Определила тему «Предметно пространственная среда, как средство познавательно-речевого развития». Исходя из проведенного мониторинга речевого развития детей группы, поставила перед собой следующие
Задачи:
- Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.
- Обогащать эмоционально — чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.
- Формировать систему знаний об окружающем мире, представления о его целостности.
- Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.
- Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно — речевой деятельности.
- Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития речи дошкольников. Познакомить родителей с разнообразными формами работы по активизации речевого развития детей.
При построении РППС группы использовала следующие принципы:
‒ Принцип «дистанции, позиции при взаимодействии», ориентирующий на организацию пространства для общения взрослого с ребенком «глаза в глаза», способствующего установлению оптимального контакта с детьми, который реализуется через уголок «уединения».
‒ Принцип «активности», возможность ее проявления и формирования у детей и взрослых путем участия в создании своего предметного окружения, осуществляется в уголках групп: «дом», «строительный», «спортивный».
‒ Принцип «стабильности — динамичности», ориентирующий на создание условий для изменения и созидания окружающей среды в соответствии со «вкусами, настроениями, меняющимися возможностями детей» который можно последить в изменяющемся уголке «изодеятельность + настольные игры».
‒ Принцип «комплексирования и гибкого зонирования», реализующий возможность построения непересекающихся сфер активности, позволяющий детям свободно заниматься одновременно разным видам деятельности, не мешая друг другу; только в зонированных уголках «дом», «магазин», «больница», «строительный», изодеятельность».
Построение развивающей среды с учетом изложенных принципов дает ребенку чувство психологической защищенности, помогает развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
С целью создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в группе созданы следующие уголки:
‒ Уголок речевой активности
‒ Уголок Книги
‒ Уголок Изо
‒ Театральный уголок
‒ Уголок природы
‒ Уголки сюжетно-ролевых игр
‒ Физкультурнооздоровительный уголок
‒ Строительный уголок
‒ Икт технологии, ТСО.
В речевом уголке находятся:
1. Игры для развития речевого дыхания.
Правильное дыхание — залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка. В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок». Также дети очень любят играть в «Футбол», но гол здесь нужно забить не ногами, а воздушной струёй.
Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом», «В деревне», «Родная природа». Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по картинкам с фабульным развитием действия. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа, а затем и сам рассказ.
В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один — много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком»;, «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речи.
Рядом с речевым уголком расположена детская библиотека «Уголок книг». Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Наряду с художественной литературой в книжном уголке представлена познавательная литература, тематические энциклопедии в соответствии с возрастом детей. Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, специальные занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на познавательно-речевое развитие детей. На литературном материале дети усваивают сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, эпитет и др. Введение понятия «сравнения» и работа с ним как со средством художественной выразительности оказывают большое влияние на богатство речи (образность, выразительность). Дети не только упражняются в умении выделить сравнения в художественных произведениях, но и участвуют в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. При этом они учатся употреблять характерные для сравнения союзы как, словно, будто. Систематический анализ произведений готовит детей к последующему более осознанному освоению структуры текста, правил построения связных высказываний. Дети начинают понимать, что любая сказка имеет главную идею, героев (действующих лиц), последовательность событий.
Театральный уголок
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный уголок с разными видами театра (настольный, пальчиковый, Би-ба- бо кукольный, теневой). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память и связная, а также диалогическая и монологическая речь.
Строительный уголок
Строительный уголок мы также используем для речевого и познавательного развития детей. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят.Проводим такие игры, как, «Профессия строитель», Строим город», «Построй гараж для машины». При помощи таких наводящих вопросов, как, что находится перед домом? за домом? кто живёт в доме? кто пришёл в гости к кукле? что находится в доме? развиваем умение детей составлять творческие рассказы, развиваем фантазию, в процессе таких игр дети, учатся понимать значения предлогов и правильно использовать их в речи (в, на, около, перед, под)
Уголок природы
В нашей группе есть уголок природы. Он содержит календарь природы, разнообразный материал для экспериментирования, фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать получают новые знания о предметах и явлениях.
В уголке природы продолжается работа по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря, поощряется проявлений интереса к смыслу слов, совершенствуется умение использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания.
Уголок изодеятельности
Этому уголку отведено светлое в группе место. Воспитанники знакомятся с работами художников и народных мастеров, с произведениями декоративно-прикладного искусства. Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики, развивает речевое творчество детей.
Физкультурно-оздоровительный уголок
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Султанчики, флажки, скакалки предназначены для выполнения общеразвивающих упражнений, дыхательной гимнастики, организации подвижных игр, игр-соревнований. Способствуют развитию органов дыхания, что оказывает огромное влияние на развитие речевого аппарата ребенка. В нашей картотеке подвижных игр, есть такие игры, которые сопровождаются песнями, стихами, считалками. Детям очень нравятся такие игры, как, «Два Мороза», «Мы — весёлые ребята», «Краски», «Почта». Данные игры пополняет словарный запас, обогащают речь, вырабатывается дикция, развивается память, речь.
Уголки «Сюжетно— ролевых игр»
Мы создали необходимые условия для проведения сюжетно-ролевых игр, таких как, «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Школа», что способствует развитию ролевой речи детей, умению вести диалог с партнером — сверстником, партнером — взрослым.
Уголок «Школа»
Здесь мы помогаем детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты). Способствуем формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитываем дружбу, умение жить и работать в коллективе. Учим строить игру по предварительному коллективно составленному плану-сюжету. Проводим беседы о школьных принадлежностях с использованием иллюстрированного материала. В процессе игры дети комментируют собственные действия, что содействует закреплению и развитию грамматического строя речи, обогащению словаря и совершенствованию разговорной речи
Уголок «Поликлиника»
В игровом уголке «Поликлиника» собраны разнообразные материалы: ростомер, весы, коробочки, пузырьки, фонендоскоп, шприцы, градусник, микроскоп, медицинский халат. Здесь воспитываем чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. Разыгрываем такие ситуации, как «На приеме у лор-врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Всё это помогает формировать представление об окружающей среде у детей, умению общаться, обогащать словарный запас словами профессионализмами, развивать у детей слуховое и зрительное внимание, память, воображение, интонационную выразительность речи.
Уголок «Семья»
В сюжетно-ролевом уголке «Семья» решаем игровые проблемные ситуации: «Когда мамы и папы нет дома» (забота о младших, выполнение посильной домашней работы, «Мы готовимся к празднику» (совместные дела с семьей, «Встречаем гостей» (правила приема гостей, поведение в гостях, «Наш выходной день» и др. Во время игры особенно важно ребёнку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовать с ним свои действия. Всё это служит развитию связной речи, ее выразительности, эмоциональной окрашенности
ИКТ-технологии позволяет формировать у детей умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией. Развиваются умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Интерактивная доска — универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс так, чтобы у детей повысился интерес к занятиям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций. Работа с интерактивной доской позволяет по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания.
Видео игровые презентации дают возможность изучить новый материал, просмотреть картины, увеличить изображение, детально рассмотреть, интерактивные презентации— задания развивают, не только логическое и абстрактное мышление детей, помогают сформировать навыки необходимые для обучения в школе: принимать самостоятельные решения, быстро переключаться с одной деятельности на другую. При этом использование ИКТ на ООД по развитию речи позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольникам.
ТСО (ауди магнитофон, ДВД-проигрыватель, телевизор)
Применение звукозаписи, прослушивание передач, связанные с занятиями по развитию речи. Это, прежде всего чтение мастерами художественного слова стихов и рассказов, входящих в круг детского чтения, стихи, рассказы, спектакли, прямо или косвенно раскрывающие и дополняющие программный материал. Просмотр познавательных телепередач для дошкольников «Ребятам о зверятах», «Уроки тетушки совы» развивают любознательность и интерес к животным и растениям жарких и холодных климатических зон, обогащают словарный запас детей новыми словами и названиями о представителях животного мира и растений.
В своей работе по данному направлению в рамках образовательной области «Речевое развитие» проводила консультацию для педагогов «Роль семьи в познавательно-речевом развитии ребенка», принимала участие в конкурсе среди групп детского сада «Речевой уголок группы», «Игры на развитие речевого дыхания».
Работа с родителями, направленная на формирование познавательно-речевого развития в семье, является необходимым условием в нашей работе. Для повышения педагогической компетенции родителей в вопросах по познавательно — речевому развитию использую традиционные формы работы, проведение родительских собраний, цель которых просвещение родителей по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста, консультации: «Учения с увлечением», «Игры на кухне», «Как вырастить гения», «Говори правильно», «Наши пальчики играют». Оформляю фотовыставки, видеосъемки на странице интернет группы «Кораблик для дальнего плаванья» с занятиями и играми по познавательно — речевому развитию «мы играем целый день, целый день играть не лень».
Одна из наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями по речевому развитию детей — это проведение речевого театрализованного праздника. Речевой основой праздника становится то, что готовилось вместе с детьми дома: инсценировка стихотворения, сказки, рассказа. Основным моментом творческой театрализованной игры является выполнение роли. В процессе игры ребенок создает образ действием, словом, что дает ему возможность активно развивать речевую деятельность.
В практике нашего детского сада оказались очень плодотворными и интересными выставки, проводимые совместно с родителями («Осенняя палитра», «Зимний калейдоскоп», «Весенняя капель», «Мы любим наш детский сад», «Россия — Родина моя»). В приемной группы оформлен уголок для родителей «Уголок логопеда» где размещается перечень игр по познавательно-речевому развитию детей, выставляются разнообразные консультации логопеда, предлагается литература.
Подводя итог, можем сказать, что Развивающая предметно — пространственная среда выступает в роли движущей силы становления и развития личности, а также присущих ей видов деятельности. Она способствует формированию разносторонних способностей, субъектных качеств дошкольника, обозначает его индивидуальность, стимулирует разные виды активности, создает благоприятный психологический климат в группе, создавая реальные и разнообразные условия для её проявления. Обогащение познавательной сферы посредством занятий, экспериментальной деятельности, наблюдений за окружающими явлениями. Работа по познавательно-речевому развитию детей тесно связана с развитием всех сторон речи. В процессе обогащения сознания детей различным познавательным содержанием, происходит расширение, закрепление и активизация словаря, совершенствуется грамматический строй речи, дети общаются друг с другом и с воспитателями, оформляют свои мысли в связанные высказывания. В речи детей существует множество проблем и правильно организованная предметно-развивающая среда создает возможности для преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку закреплять свои способности не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие самостоятельности и самодеятельности, формирует чувство защищенности и уверенности в себе, а значит, способствует гармоничному развитию личности, способностей, овладению способами деятельности.
Как показывает практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения.
Литература:
- ФГОС дошкольного образования, Министерство образования и науки Российской Федерации
- Новоселова С. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах /С.Новоселова. — М.: Просвещение, 2001. — 89 с.
- Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений: /Н. А. Рыжова. — М.: Линка-Пресс, 2004.
- Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду [Текст]: /Т.Анохина //Дошкольное воспитание. — 1999. — № 5. — С.32–34.