Опыт работы реабилитационного центра. Реабилитация дошколят
Авторы: Мулова Галина Валерьевна, Воробьева Наталья Сергеевна
Рубрика: Типы дошкольных учреждений
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 06.04.2018
Статья просмотрена: 2266 раз
Библиографическое описание:
Мулова, Г. В. Опыт работы реабилитационного центра. Реабилитация дошколят / Г. В. Мулова, Н. С. Воробьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 105-107. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3287/ (дата обращения: 16.11.2024).
Предметом деятельности муниципального казенного учреждения «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Полярная звезда», находящегося в городе Новокузнецке, является оказание несовершеннолетним, включая несовершеннолетних с девиантным поведением, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении, квалифицированной социальной помощи, социальной реабилитации, социальной адаптации.
Основными целями деятельности Учреждения являются:
‒обеспечение временного проживания несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении, и оказание им содействия в дальнейшем устройстве;
‒оказание социальной помощи и реабилитации детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с различными формами и степенью их дезадаптации, с девиантным поведением, а также несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации или в социально-опасном положении.
‒профилактика безнадзорности и беспризорности, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
Основной вид деятельности Учреждения направлен на предоставление муниципальной услуги по социальному обслуживанию детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных несовершеннолетних детей, включающий в себя предоставление следующих видов услуг:
‒социально-бытовых;
‒социально-медицинских;
‒социально-психологических;
‒социально-педагогических;
‒социально-правовых;
‒социально-трудовых;
‒услуг в целях повышения коммуникативного потенциала получателей;
‒срочные социальные услуги;
‒услуги по социальному сопровождению.
В данном центре мы работаем воспитателями, с детьми дошкольного возраста. При поступлении детей, воспитатели проводят диагностику, которая помогает выявить уровень их развития. Большинство детей, поступающих в дошкольное отделение, педагогически запущены, они не посещали детский сад, не имели в достаточном количестве игрушек. На основании диагностики воспитатели составляют индивидуальные программы социально-педагогической реабилитации воспитанников.
Так как ведущей деятельностью ребенка является игра, поэтому в реабилитационной работе преобладает игровая терапия. В процессе игры дети познают окружающий мир, самого себя, свое место в этом мире. В процессе игры, ребенок накапливает знания, общается, развивает мышление и воображение. Чтобы игра стала развивающей для ребенка, мы учим его играть, поначалу просто оперировать игрушками, подражая реальным событиям, затем осваивать приемы сюжетно-ролевой игры. Основной принцип в работе с воспитанниками является индивидуальный подход, потому что дети разного возраста и разного уровня развития.
В Центре им предлагаются иные условия жизни, иная система взаимоотношений с людьми, другие ценностные ориентиры. Ребенок с неустойчивой психикой, не имеющий социально-бытовых навыков, с несформированной системой ценностей не может быстро адаптироваться к нормальной жизни, освоить систему требований и норм, на основе которых строится их новая жизнь.
Самая первая задача всех сотрудников, кто общается с ребенком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему поддержку в процессе адаптации к новой жизни. Процесс адаптации зачастую сложный. Для достижения цели нужно придерживаться следующих принципов в воспитании:
‒ теплая, заботливая, максимально приближенная к домашней, обстановка
‒ снисходительность окружающих
‒ любовь к ребенку и вера в него
Важнейшая социально-педагогическая задача — познакомить ребенка с новой жизнью, дать новые впечатления, отличные от тех, какие он испытывал до прибытия в Центр. Главная забота нашего коллектива состоит в том, чтобы в наибольшей степени удовлетворять интересы ребенка и помогать развивать у них социально-значимые потребности. Для адаптации детей чрезвычайно важны первые шаги. Необходимо, чтобы их вхождение в Центр осуществлялось в обстановке покоя, без суеты и возбуждения. У малышей с аутичным типом поведения повышенное внимание может вызвать негативную реакцию, поэтому задача воспитателя создать спокойную обстановку, найти занятие по душе, дать возможность ребенку комфортно войти в новую среду. Ровная, доброжелательная атмосфера дает возможность ребенку успокоиться, снять напряжение, страх, оценить новые условия жизни, выбрать линию поведения. В группе для ребенка важно получить возможность окунуться в атмосферу домашней жизни. Её создает всё — и тон общения воспитателя с детьми, и наличие своих вещей, одежды, обуви, и возможность найти любимые игрушки.
Необходимым условием социальной адаптации ребенка является разграничение в жизни Центра разрешаемого и запрещаемого «можно» и «нельзя». Но предъявляемые к нему требования выполнения норм, правил распорядка должны быть последовательны и гибки, исключающие жесткие и категоричные требования.
Опыт показывает, что когда применяется в воспитании авторитарный стиль, дети не только сопротивляются, но и проявляют агрессию, а это осложняет адаптацию ребенка. Степень снисхождения определяется конкретно. Нет необходимости препятствовать тому, что не опасно для ребенка, не наносят ему вреда и окружающим.
Исходя из опыта, есть три безоговорочных запрета: нельзя красть, брать без разрешения чужое; нельзя обижать слабых и беззащитных, нельзя уйти из группы, не поставив в известность воспитателя. Замечено, что дети хорошо приспосабливаются к запрету, если это подкреплено искренней уверенностью, последовательностью педагога.
Обучая детей новым навыкам, воспитатели понимают, что дети, нуждаются в эмоциональной поддержке и с ними многое надо начинать с чистого листа.Поэтому воспитатель дает ребенку образец действия, создает условия для успеха, поддерживает, сочувствует в затруднительной ситуации, вместе с ребенком ищет ошибки, радуется удаче. Система отношений к ребенку подчеркивает его индивидуальность, его значимость для окружающих. Например, каждый ребенок должен чувствовать внимание окружающих к значимым событиям своей жизни. Празднуем дни рождения каждого ребенка, отмечаем успех в любом занятии. Дети, которые находятся в Центре, всего этого не видели в своей семье. К хорошему они привыкают быстро и те нормы поведения, которые преподают им взрослые, они усваивают и следуют им. Однако такие позитивные перемены влекут за собой новые потребности, к удовлетворению которых надо быть готовым. Чем активнее мы пробуждаем самосознание ребенка, тем сильнее ощущает он жажду персонифицированной любви, тем чаще он задает себе вопрос насколько эта любовь прочна и искренна.
Чтобы развить у детей познавательный интерес, очень осторожно используются оценки. На первых порах оценивается и поощряется главным образом старание, желание получать знания, постепенно включая в степень оценки знания и умения, приобретаемые детьми. В ходе занятий предусматриваются коррекционные меры по развитию у детей логического мышления, активного словаря, памяти, внимания.
В программу педагогической реабилитации дошкольников для всестороннего общего развития включается нравственное воспитание. В процессе формируются этические представления, навыки культурного поведения в быту (в раздевалке, столовой, умывальной комнате, спальне) уважение к взрослым и их труду, умение дружно играть и общаться со сверстниками.
В процессе реабилитации дети постепенно приобретают умения слушать сказки, стихи, сопереживать героям. Воспитанники, которые уже длительное время находятся на реабилитации, могут рассказывать и показывать сказочные сюжеты с использованием настольного театра. Дети знают и различают геометрические фигуры, научились группировать предметы по цвету, размеру, форме, овладели счетом до 5 и обратно.
Воспитатели формируют у детей положительное отношение к природе, любовь к своему краю.
Проводится работа воспитателями по развитию речи и формированию у детей познавательных способностей. Мониторинг показал, что дети умеют отвечать на простые вопросы, составлять небольшие рассказы по картинке, драматизировать знакомые сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба».
Воспитатели работают по сенсорному развитию детей, предлагая им игры с разрезными картинками: «Накроем стол», «Одежда», «Животные»…
С детьми проводятся пальчиковые игры, для силы пальчиков используют пластилин, бумагу. Как результат более точные движения пальцев рук и как следствие развитие речи.
Досуговая деятельность направлена на поддержание интереса детей, стимулирование желания самостоятельно действовать, на становление и проявление своего «Я».
Совокупность перечисленных выше условий помогает детям освоиться в новой социальной среде, принять новые правила жизни и новых людей.