Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками
Авторы: Паршина Ирина Викторовна, Левыкина Лилия Валентиновна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 04.05.2018
Статья просмотрена: 648 раз
Библиографическое описание:
Паршина, И. В. Использование здоровьесберегающих технологий как приоритетное направление образовательной деятельности с дошкольниками / И. В. Паршина, Л. В. Левыкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3298/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье авторы рассматривают проблему здоровья в дошкольном образовании, которая стала одной из ключевых в современное время. Это связано с одной стороны, со сменой образовательной парадигмы, ориентированной на личностное развитие каждого ребенка, а с другой стороны, интенсивное внедрение инноваций в современных дошкольных образовательных учреждениях, оставляющих очень мало шансов для сохранения здоровья ребенка.
Ключевые слова: дошкольное образование; дети дошкольного возраста, здоровьесбережение.
Охрана и укрепление здоровья — одна из важнейших задач дошкольного образования. Здоровье в настоящее время рассматривается как условие и базис для формирования и совершенствования социальных, духовных и интеллектуальных достижений человека. Такой взгляд на здоровье требует серьезного внимания к ребенку, так как ключевые вопросы количества и качества жизни человека сконцентрированы в периоде детства.
Понимая под здоровьем дошкольника интеграцию разнообразных характеристик его физического, психического и социально-нравственного развития, обеспечивающих определенный уровень умственной и физической работоспособности и быстрой, адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде, работу по здоровьесбережению детей дошкольного возраста можно рассматривать в нескольких аспектах — коррекция, сохранение и приумножение.
Традиции системы дошкольного образования и их развитие обеспечивают положительные тенденции охраны и укрепления здоровья воспитанников. Однако, по данным системы здравоохранения, в настоящее время состояние здоровья детей дошкольного возраста снижается. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Усилия работников ДОО сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Не случайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий в конкретном детском саду зависит от:
– конкретных условий дошкольного образовательной организации;
– организации здоровьесберегающей среды;
– от ООП ДО;
– от показателей здоровья детей;
– профессиональной компетентности педагогов.
Целью, которых является обеспечение возможности сохранения здоровья детей за период нахождения в детском саду; формирование необходимых знаний и навыков и использование полученных знаний в повседневной жизни. Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающие технологии в образовательной деятельности, необходимо применять некоторые технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Во-первых, это личностно-ориентированные, где в центр образовательной системы ставится личность ребенка, где необходимо обеспечить комфортные условия его развития и реализация природных возможностей.
Во-вторых, — педагогика сотрудничества. Приоритет воспитания над обучением позволяет в рамках формирования общей культуры личности, последовательно воспитывать культуру здоровья дошкольника и их родителей.
В-третьих, — технологии развивающего обучения, которые строятся на идеях Л. С. Выготского, в частности — его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития детей. Ориентация на “зону ближайшего развития” дошкольника позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Приоритетными направлениями для детей дошкольного возраста является воспитание потребности в здоровье и здоровом образе жизни. Работая с детьми дошкольного возраста необходимо использовать следующие принципы:
- Принцип «Не навреди!». Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, в конкретных условиях.
- Принцип сознательности. Нацеливать на формирование глубокого понимания, устойчивого интереса.
- Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи в совместной деятельности педагога с детьми.
- Принцип повторения является одним из важнейших. В результате многократного повторения вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип постепенности важен для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребенка. Предполагает преемственность ступеней обучения
- Принцип индивидуализации и доступности. Опираясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, необходимо планировать и прогнозировать его развитие.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
- Принцип наглядности — обязывает строить образовательный процесс с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания.
- Принцип активности — предполагает высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества дошкольников.
К факторам образовательной среды, которые значимы для сохранения здоровья дошкольника, относятся:
– методы и формы обучения;
– психологический фон совместной деятельности;
– санитарно-гигиенические условия;
– двигательный режим дня;
– рациональное питание;
– медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры в течение дня.
Важной составной частью здоровьесберегающей работы дошкольного образовательного учреждения- является рациональная организация образовательной деятельности с детьми в течении всего пребывания ребенка в саду. Показателем, которой является правильная организация совместной деятельности педагога с детьми — это и время проведения деятельности, и включение занятий активно-двигательного характера: (динамические паузы, занятия физической культурой, различные спортивные мероприятия). В образовательном процессе с детьми педагогам важно использовать оздоровительную технологию преодоления воздействия информационно-психогенных факторов, которая включает в себя:
– щадящий режим подачи информации;
– правильная дозировка заданий;
– использование элементов релаксации;
– использование элементов музыкальной терапии;
– проведение эмоциональной зарядки;
– определение и фиксирование психологического климата;
– организация контроля за соблюдением правильной осанки, позы, за её соответствием виду работы.
Важнейшей задачей совершенствования воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении является организация двигательной активности детей дошкольного возраста.
Недостаток двигательной активности — одна из наиболее распространенных причин снижения адаптационных ресурсов организма воспитанников. Учеными установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи и мышлением.
Таким образом, используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Применение в работе ДОО здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОО, если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку, то будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОО и родителей детей.
Литература:
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие — М.; Сфера, 2008.
- Маханева М. Д. Воспитание здорового ребёнка// Пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. — М.:АРКТИ, 1999.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). — М.: ВЛАДОС, 2002.
- Утробина К. К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 5–7 лет. — М.,2006.
- Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн — фитобар — сауна/ Методическое пособие // Под ред. Б. Б. Егорова. — М.,2004.
- Рунова М. А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. — М.: Мозаика — Синтез, 2002.
- Каралашвили Е. А. Физкультурная минутка/ Динамические упражнения для детей 6–10 лет. — М.,2002.
- Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. № 2. С.21–28.
- Алямовская В. Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В. Г. Алямовская //Дошкольное образование. — 2004. — № 17–24.
- Зедгенидзе В. Я. Формирование здоровья ребенка /В. Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. — 2007. — № 1.
- Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий. — М., 2001.
- Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
- СергиенкоТ. Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т. Е. Сергиенко //Методист. — 2006. — № 10.
Похожие статьи
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников
Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...
Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования
Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованно...
Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...
Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов
В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...
Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности
В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...
Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности
Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...
Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников
В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...
Похожие статьи
Здоровьесберегающие технологии в образовательном пространстве
В статье рассматривается проблема здорового образа жизни в современном обществе, которая стала главной и приоритетной задачей в укреплении здоровья и гармоничного развития личности. Сейчас информационная перегрузка растет, а стресс увеличивается, это...
Использование инновационных подходов при формировании культуры здоровья у дошкольников
Данная статья раскрывает проблему состояния здоровья современных детей и подчеркивает необходимость поиска новых подходов в формировании культуры здоровья у детей дошкольного возраста. Основываясь на педагогических постулатах и утверждениях, что веду...
Процесс раннего вмешательства в детское развитие: история Чикагского лонгитюдного исследования
Статья затрагивает проблему воспитания и обучения детей дошкольного возраста в США. В статье особо подчёркивается важность раннего дошкольного обучения детей. Анализ результатов проведённых в США исследований показал, что роль правильно организованно...
Детско-родительские сообщества в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-гармоничной личности, а это возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и госуд...
Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов
В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...
Мультимедийные технологии как средство развития интереса детей дошкольного возраста к двигательной деятельности
В статье поднимается проблема снижения двигательной деятельности детей дошкольного возраста и использование средств современных компьютерных технологий для повышения к ней интереса. Автор указывает на отрицательное влияние на здоровье ребенка вследст...
Роль физической культуры и спорта в духовном формировании личности
Статья направлена на изучение вопроса о связи физической культуры и духовного воспитания. Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время, подрастающее поколение, зачастую, не обладает высокой тягой к спорту и отдаёт предпочтение ви...
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...
Использование методик орф-подхода в развитии творческих способностей дошкольников
В данной статье автор рассматривает систему применения орф-подхода в дошкольном образовании как инструмент развития музыкально-творческих способностей детей, акцентируя внимание на дошкольном образовании как структурном компоненте образования. Также ...
Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы
Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...