Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста
Авторы: Галич Татьяна Николаевна, Багаева Татьяна Юрьевна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №3 (13) май 2018 г.
Дата публикации: 07.05.2018
Статья просмотрена: 1693 раза
Библиографическое описание:
Галич, Т. Н. Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимания у детей дошкольного возраста / Т. Н. Галич, Т. Ю. Багаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 3 (13). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/92/3359/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается влияние художественно-продуктивных видов деятельности на развитие внимание у детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: художественно-продуктивная деятельность, внимание, влияет, дошкольник.
Известный психолог С. Л. Рубинштейн один из первых разрабатывал эту проблему: «Проблема влияния внимания на деятельность» одна из основных проблем психологии внимания [1, c.154].
Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный возраст в соответствии с закономерностями психического развития считается подготовкой к обучению в школе. Успешное обучение детей невозможно без достаточного развития таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление.
С целью художественно-эстетического обучение ребенка основную значимость представляет моделирующий характер продуктивной деятельности, представляющую возможность согласно собственному мнению отображать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И тем самым благоприятно влияет на развитие внимание, воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.
Немаловажно у детей развивать эстетический подход к окружающему миру, умение видеть и понимать прекрасное, совершенствовать художественный вкус творческое умение в художественно продуктивной деятельности. Дошкольника интересует все колоритное, звучащее, движущееся. В данном интересе сочетаются и познавательные интересы, и эстетическое отношение к предмету, что проявляется как в оценочных явлениях, так и в деятельности детей.
В процессе изображения укрепляется отношение к изображаемому, поэтому ребенок испытывает те переживания, которые ощущал при восприятии данного явления. В связи с этим огромное влияние на развитие внимания детей оказывает содержание работы.
Под художественно-продуктивной деятельностью мы понимаем деятельность, в результате которой мы получаем продукт. Через продуктивную деятельность в дошкольном возрасте стремительно формируется психологические процессы, развивается произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружеские отношения, взаимопомощь и т. д.). Такая творческая деятельность оказывает большое влияние на характер детей, так как она успокаивает и расслабляет психику. Обучаясь любимым и увлекательным процессом, будь то шитье, вышивка, аппликация ребенок может выплеснуть эмоции, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и дает возможность старшим проследить душевное состояние ребенка. Деятельность может помочь адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: ярость, обиду, боль, радость.
А. В. Запорожец считает: «Что хотя дети четырех — шести лет и начинают овладевать произвольным вниманием, то непроизвольное внимание остается преобладающим на протяжении всего дошкольного детства» [4, c.127].
Детям сложно сосредоточить внимание на однообразной, малопривлекательной и потому скучной для них деятельности, за то в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долгое время оставаться внимательными.
На занятиях применяемые продуктивные виды деятельности и элементы игры, при частой смене форм деятельности удерживает внимание детей на достаточно хорошем уровне. Необходимо отметить то, что, начиная со старшего дошкольного возраста, дети становятся способными удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально-значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). У детей дошкольного возраста развивается устойчивость внимания, увеличивается динамика работоспособности. Дети могут долго заниматься какой-нибудь увлекательной для них деятельностью, таких как: рисование, вырезание, лепка или игра [2, c.67].
Продуктивная деятельность, как и каждый ручной труд, содействует улучшению сенсомоторики — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В ходе создании поделок шаг за шагом формируется система определенных умений и навыков. Развитие творческих конструктивных способностей идет с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Способствует развитию мышления, внимания, зрительного восприятия, старательность, независимость, умение доводить начатое дело до конца.
Причины отставания в развитии мелкой моторики рук нужно связать с прогрессивным развитием научно — технического прогресса. Разъясняется тем, что отцу или матери легче посадить ребенка за пк или тв, включив на несколько часов игры или мульты, тем самым отсраняясь от занятий с детьми полезной работой и в том числе ручного труда — это требует внимания, заботы, упорства, времени.
Со временем занятия продуктивной деятельностью помогут определить степень развития психологических процессов (внимания, воображения, памяти и др), развитие мелкой моторики и координация движения рук, что является разумным развитием и готовности к школьному обучению. Дошкольники зачастую ощущают трудности в овладении навыками письма. Неподготовленость к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, может послужить причиной к появлению отрицательного отношения к учебе, беспокойного состояния в школе. В связи с этим в дошкольном возрасте нужны механизмы, важные для овладения письмом, условия для накопления ребенком практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Занятия художественно-продуктивной направленности окажут благоприятное влияние на общее развитие ребенка, сформируют его наиболее независимым и уверенным в себе. К концу дошкольного периода кисти рук ребенка становятся наиболее подвижными и гибкими, что содействует благополучному овладению навыками письма в дальнейшем.
Данная отличительная черта считается одной из причин, согласно которым коррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. При рисовании с натуры у детей развивается внимание.
Развитию художественных видов деятельности способствует не только общедоступность и привлекательность, но и некоторые определенные возрастные характерные черты ребенка.
Психолог Н. С. Лейтес к их числу относит «реактивность» детей на «непосредственные впечатления, доставляемые органами чувств», «чуткость к образно-эмоциональным моментам», характерное для этого периода соотношение первой и второй сигнальных систем. Дети в целом схожи к так называемому «художественному типу, для которого характерны яркость восприятия, внимания, образная память, богатство воображения и некоторая недостаточность абстрактного мышления [3, c.124].
Продуктивная деятельность представляет огромное значение в воспитании эстетических чувств дошкольника. Занятие рисованием представляет большие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Продуктивная деятельность демонстрирует людям мир реально существующей красоты, формируют его убеждения, оказывает влияние на психологические процессы, поведение, содействует развитию творческих способностей детей, которые быть может в процессе освоения дошкольниками и практического применения ими знаний, умений и навыков [5].
Таким образом, художественно-продуктивная деятельность выступает как конкретная сторона психологического процесса развития ребенка, несводимая к проявлению той или иной психической способности. Она имеет синтетический характер. Этот процесс усовершенствования и развития многих психических одновременно: внимания, мышления, воображения и речи.
Продуктивная деятельность считается значимым средством всестороннего развития детей занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием содействует умственному, нравственном, эстетическому и физиологическому обучению дошкольников.
Литература:
- Запорожец А. В., Эльконин Д. Б. Психология детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1964. — 350 с.
- Долгова В. И., Иванова Л. В. Методические рекомендации по подготовке квалификационной работы на факультете психологии ЧГПУ. — Челябинск: ЧГПУ, 2015. — 64 с.
- Белая К. Ю. Инновационная деятельность в детском саду: методическое пособие. — М.: ТЦ СФЕРА, 2004. — 161 с.
- Рибо Т. Психология внимания // Хрестоматия по вниманию. — М.: Просвещение, 2001. — 208 с.
- Мухина B. C. Изобразительная деятельность как форма усвоения социального опыта. — М.: Педагогика, 2000. — 240 с.
Похожие статьи
Влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста
В статье рассматривается влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
К вопросу о теоретических основах развития любознательности в дошкольном возрасте
В статье рассматривается проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, выделяются психолого-педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности
В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования
В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...
Похожие статьи
Влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста
В статье рассматривается влияние предметно-игровой среды на развитие детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
В статье рассмотрены понятия «продуктивная деятельность», «познавательная активность», раскрываются психолого-педагогические условия формирования познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.
Предметно-пространственная среда группы как средство развития изобразительных навыков детей старшего дошкольного возраста
В статье описан опыт работы по внедрению в педагогический процесс детского сада теоретически обоснованных педагогических условий использования предметно-пространственной среды группы детского сада в развитии изобразительных навыков детей старшего дош...
Продуктивная художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста
В статье рассматриваются проблемы развития изобразительного творчества дошкольников и младших школьников в контексте продуктивного обучения.
К вопросу о теоретических основах развития любознательности в дошкольном возрасте
В статье рассматривается проблема развития любознательности детей дошкольного возраста, выделяются психолого-педагогические условия развития любознательности у детей дошкольного возраста.
Педагогические условия развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста
В статье рассматривается опыт реализации педагогических условий развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе.
Значение театрализованной деятельности в развитии коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
В статье автор пытается показать возможности театрализованной деятельности для развития коммуникативных навыков у младших школьников с задержкой психического развития.
Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности
В статье рассматривается проблема развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности. Раскрываются педагогические условия развития эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста в совместной деятельности.
Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника
В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности воспитанников через организацию детского экспериментирования
В данной статье представлен педагогический опыт по организации детского экспериментирования с детьми младшего дошкольного возраста. Представлены критерии сформированности познавательно-исследовательской деятельности детей данного возраста и разработа...