Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 31.05.2018

Статья просмотрена: 1195 раз

Библиографическое описание:

Боровская, Ю. В. Развитие творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования / Ю. В. Боровская, Е. С. Хомич. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 13-14. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3215/ (дата обращения: 19.12.2024).



Приобщение детей к прекрасному имеет важное значение для их полноценного развития. Среди многих видов деятельности, доступных дошкольникам, художественно-эстетическая деятельность занимает большое место, влияет на общее психическое развитие. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослых начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественной. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и, прежде всего рисование.

Современные психолого-педагогические исследования показывают, что рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям выразить свое представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение, дает возможность закрепить знания о цвете, форме. В процессе рисования у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое.

В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников. Исходя из требований ФГОС ДО — «развитие личности, способной к самоопределению и самореализации».

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги — все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества — разнообразие и вариативность работы с детьми непосредственно образовательной деятельности. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и ещё многие другие факторы — вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности.

Чтобы вызвать интерес к художественному творчеству, привить любовь к изобразительному искусству, развивать детское творчество в непосредственно образовательной деятельности используем нетрадиционные методы и приемы рисования. Работу по развитию творческих способностей с применением нетрадиционных техник рисования мы реализуем в рамках совместной, непосредственно образовательной деятельности, учитывая интеграцию с другими образовательными областями. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.

Опыт работы свидетельствует, чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, нужно использовать нетрадиционные способы изображения рисование пальчиками, печатание листьями, картофелем, морковкой, кляксография с трубочкой, восковые мелки с акварелью, оттиск с мятой бумагой, рисование поролоном. Каждый из этих методов — это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Эмоции, как известно, это и процесс, и результата практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.

В ходе работы используем разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, предоставляем возможность выбора. Создаем ситуации, где дети с одной стороны, могут применить усвоенные ранее знания, а с другой — ищут новые решения, творческие походы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостные удивления, желание созидательно трудиться.

В процессе реализации художественно-эстетической деятельности используем игровые моменты, физкультминутки, художественное слово и музыку.

Для сохранения интереса детей к деятельности используем инновационные образовательные технологии, такие как личностно-ориентированный, личностно-деятельный подход к детям, здоровьесберегающие и игровые технологии.

Для успешной реализации работы в данном направлении нами создана развивающая предметно-пространственная среда. В группе организован уголок творчества, который предусматривает наличие различных предметов и материалов для творчества детей. (цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, краски (гуашь и акварель), кисти тонкие и толстые, картон (белый и цветной), баночки для воды, фактуры и формы, печатки и шаблоны, салфетки, палитры, поролон, пробки, пенопласт, катушки, свечи, ватные палочки, камушки, перья, кусочки ткани, тычки, штампы в форме геометрических фигур и т. д.). Весь материал хранится в отдельных коробках. В центре художественного творчества имеются папки с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями к сказкам, рассказам, папка с образцами рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник изображения, технологические карты по рисованию, магнитофон, записи с музыкой. В группе оформлена выставка детских работ, позволяющая продемонстрировать детям свои успехи в творческой деятельности.

Овладение различными материалами, способами работы с ними, понимание их выразительности позволяет воспитанникам более эффективно использовать их при отражении в рисунках своих впечатлений от окружающей жизни. Для того, чтобы во время рисования усилить воображение, способствовать художественному замыслу и развитию художественных способностей, мы вместе с детьми придумываем сказки под музыкальное сопровождение, а также используем фольклорный и игровой материал. Это позволяет сделать рисование доступным, содержательным и познавательным, способствует развитию речи детей и интереса к рисованию.

Для того чтобы заинтересовать и вовлечь родителей в образовательный процесс, в группе регулярно организуются выставки детских работ, проводятся консультации и мастер-классы, на которых мы показываем, как рисовать нетрадиционными техниками.

Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребенок начинает лучше понимать чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что ничего не получится. Он уверен, что получится и получится красиво.

Литература:

  1. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011. № 7.
  2. Галанов А. С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству.- М., 2000
  3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. — М., 1997
  4. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.- М., 2000
  5. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1, — М., Изд. Скрипторий 2003., 2007
  6. Давыдова Г. И. Нетрадиционные техники рисования в детском саду» часть 2, — М., Изд. Скрипторий 2003., 2007
  7. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. — М., изд. Карапуз-Дидатика, 2007
  8. Рисование с детьми дошкольного возраста/под ред. Р. Г. Казаковой — М., 2006.
  9. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой. — М., изд. Творческий центр Сфера, 2005
  10. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников. — СПб, изд. Детство-Пресс, 2004
  11. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. — Ярославль, изд. Академия развития-Академия холдинг., 2004
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, образовательная деятельность, рисование, художественное творчество, возможность выбора, выставка детских работ, детское творчество, изобразительное искусство, материал, художественно-эстетическая деятельность.
Задать вопрос