Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Взаимодействие с родителями

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 19.06.2018

Статья просмотрена: 485 раз

Библиографическое описание:

Каменская, О. А. Интерактивные формы работы с родителями как основа успешной социализации детей дошкольного возраста / О. А. Каменская, Г. Г. Фиткулина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 57-62. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3455/ (дата обращения: 19.12.2024).



В условиях реализации ФГОС ДО родители продолжают оставаться полноценными участниками образовательного процесса. Педагогический состав ДОО является помощниками в воспитании и обучении детей. Проблема состоит в том, чтобы выстроить отношения с родителями так, чтобы они были не только деловые, но и партнерские. Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Поэтому мы решили, что нам нужны нетрадиционные формы общения, а формы организации досуговой деятельности. Организация досуговых мероприятий — эффективное направление деятельности для работы с родителями. Традиционно организация досуговых мероприятий находится в компетенции музыкального руководителя, который определяет тему, форму и содержание досуга (праздника), а воспитатель отвечает за реализацию праздника: закрепляет игровой и музыкальный материал, изготавливает атрибуты, костюмы и декорации.

Разработка приемлемых для реализации интерактивных форм досуговых мероприятий проходила в связке «музыкальный руководитель — воспитатель». Мы обсуждали героев, которых могли бы сыграть родители, декорационные решения, которые помогли бы нам создать нужную атмосферу праздника и т. д.

Досуговые формы организации общения, которые мы предложили родителям, призваны были установить теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми — это стало основной задачей для успешной социализации детей в ДОО.

Первым шагом было привлечение родителей к исполнению ролей на утренниках. Конечно, это было не массово. Одно дело прийти на утренник в качестве зрителя, и другое дело — оказаться на сцене. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с каждым родителем, предлагая ту или иную форму участия в празднике.

Музыкальный руководитель продумывал сценарии таким образом, что родители являются непосредственными участниками праздника. Это предполагало сотрудничество с родителями через совместную деятельность: подготовку костюмов, исполнение ролей и проведение игр.

В процессе взаимодействия с родителями, на протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду, все больше родителей высказывало пожелание участвовать в досуговых мероприятиях

Вследствие растущих творческих запросов, мы решили задействовать больше родителей, у нас был организован и проведен праздник «Ночь в детском саду» в подготовительной группе.

Эта идея не нова, многие сады г. Новосибирска практиковали такую форму организации досуга, но, в отличие от наших коллег, у которых все роли исполняли работники детского сада (не только педагоги, но и обслуживающий персонал), у нас подавляющее большинство ролей исполнили родители.

Было проведено установочное родительское собрание, на котором музыкальный руководитель ознакомил с примерным сценарием проведения праздника, выбрал основной состав участников, примерно рассказал о действиях каждого персонажа. На воспитателя легли функции реквизитора и декоратора помещений, так как все помещения в детском саду были задействованы.

Начало праздника проходило в неформальной обстановке: ответственные родители и педагоги с детьми собрались вокруг костра на участке, где в тесном кругу дети и родители общались, вспоминали и рассказывали забавные истории, пели песни, прыгали через костер. Этап праздника проходил в форме квеста — путешествия с заданиями: в саду нас встречал музыкальный руководитель в роли Ночной Феи Детского Сада, которая провела детей по намеченному маршруту по всему детскому саду.

На кухне детей встречала Мышь загадками и с молоком и сухариками, чтобы дети подкрепились после уличных забав.

В групповых помещениях детей встречали Лиса Алиса и Кот Базилио с математическими заданиями,

Король и Принцесса с конкурсом «Накорми принцессу»,

Гадалка с магическими предсказаниями в педагогическом кабинете,

Нафаня проверял знания о здоровом питании в кладовой завхоза.

В прачечной Морской Царь и Русалка испытывали смелость ребят,

а Богатыри в бойлерной — силушку богатырскую,

Марья-Искусница занималась с детьми изготовлением кукол-оберегов и т. д.

Завершился праздник чаепитием в музыкальном зале и грандиозным фейерверком, организованными ответственными родителями. Надо отметить, что все семьи воспитанников с увлечением готовили костюмы и занимательные конкурсы для детей, принимали участие не только мамы, папы, но и бабушки, дедушки, тети, братья.

Продолжая работу в этом направлении, мы реализуем такую форму организации праздника — «Гостиная», где родители являются такими же полноправными участниками, как и дети. Например, к празднику8 Марта мы попросили наших мам подготовить небольшой рассказ об имени своего ребенка. Родители подошли к этому творчески: некоторые мамы сочинили стихи, с удовольствием играли вместе с детьми в «фанты», вместе с детьми танцевали, лепили пирожки с конфетами, выпекали и пили чай со своими кулинарными шедеврами.

Интерактивные формы организации досуговой деятельности — это важный момент в построении доверительных взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для профессиональной деятельности каждого педагога (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений положительно сказывается на образовательном процессе в целом).

Совместные праздники с родителями надолго остаются в памяти взрослых и детей. В результате проведения таких мероприятий у родителей меняется отношение к ребенку и к нам, педагогам и специалистам детского сада, которые ежедневно занимаются с детьми, вкладывая свою душу, знания и силы. Родители стали помощниками и в финансовом отношении, оказывая помощь в создании предметно-развивающей среды в группе в рамках попечительского фонда ДОО.

Такие мероприятия не только объединяют родителей и детей, но и создают атмосферу тепла и доверия во взаимоотношениях воспитателя и родителей, что служит основой для успешной социализации детей в детском саду. За время проведения интерактивных форм праздника у нас сложился замечательный творческий тандем. Музыкальный руководитель и воспитатели образуют единый творческий коллектив, который может реализовать практически любую нетрадиционную форму проведения праздника.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, родитель, музыкальный руководитель, ребенок, исполнение ролей, мероприятие, образовательный процесс, отношение, педагог, успешная социализация детей.

Похожие статьи

Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада

Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Похожие статьи

Современные формы работы с родителями как фактор повышения эффективности взаимодействия семьи и детского сада

Интерактивные методы обучения как способ повышения мотивации обучающихся

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Социально-психологическая поддержка старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе

Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Общение со взрослыми и сверстниками как основной фактор формирования коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста

Экологическое воспитание как фактор развития мотивации у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Активные формы обучения как фактор сохранения психологического здоровья учащихся

Профориентация старшеклассников как основа выявления интересов и формирования будущей профессии

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Задать вопрос