Проект «Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов. Создание мультфильма по детской авторской сказке» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Развитие дошкольника

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 29.06.2018

Статья просмотрена: 203 раза

Библиографическое описание:

Бурцева, С. Е. Проект «Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов. Создание мультфильма по детской авторской сказке» / С. Е. Бурцева, Т. М. Смирнова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 14-18. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3458/ (дата обращения: 16.11.2024).



Основная идея иактуальность:

В сентябре к нам в группу пришли новые дети. Знакомимся с детьми их родителями. Некоторые гордо говорят: «я татарин», «я грузинка», «я украинка», а другие прячут глаза, и только позднее мы узнаем, что в группе у нас и афганцы, и арабы, и азербайджанцы, и армяне, и евреи. Сначала мы немного растерялись: такой интернациональной группы у нас еще не было — дети из разных семей, со своими традициями, вероисповедованием, играми, между многими — языковой барьер. Все это затрудняет формирование детской общности: совместные игры не получались, т. к. дети не могли понять друг друга, найти общий язык, договориться, часто ссорились.

К тому же, мы столкнулись с негативным отношением некоторых детей друг к другу. Причиной этого были услышанные ими разговоры родителей и других взрослых. Дети повторяли их фразы, задавали вопросы: «Почему у Анисы и Нахид такие странные имена?», «Почему Илью на самом деле зовут Ильяс?», «Почему Тимур называет своего дедушку бабай?» и др.

Проблема отношений между детьми стояла очень остро, тогда мы решили, что детей надо познакомить с культурой и обычаями разных народов и лучше всего это сделать, читая народные сказки, потому что именно в сказках проявляется национальный колорит. А сочинение авторской сказки и создание мультфильма поможет сплотить детский коллектив.

Цель: Познакомить детей с культурой, обычаями, национальными особенностями, волшебными сказками разных народов. Сочинить с детьми авторскую сказку и снять по этой сказке мультфильм.

Задачи:

Образовательные:

  1. Учить детей принимать и учитывать особенности каждого.
  2. Учить детей самостоятельно искать нужную им информацию, планировать свои действия, подбирать материалы для реализации своего замысла.

Развивающие:

  1. Совершенствовать умения необходимые для выполнения своего замысла, развивать внимание и воображение.
  2. Развивать речь детей, умение поддерживать беседу, задавать вопросы.
  3. Развивать инициативу детей при создании сказочных героев и съемки мультфильма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к людям разных национальностей.
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку сообща играть, трудится, заниматься.
  3. Воспитывать уважение к труду сверстников, желание прийти на помощь товарищу.

Ресурсное обеспечение:

Магнитофон, SD диски с записью сказок в исполнении известных актеров, фотоаппарат, материалы для изготовления персонажей сказок (ножницы, проволока, обрезки тканей, нитки, разные виды клея, швейная фурнитура), материалы для изготовления декораций (картон, ватман, гуашь, кисти разных размеров), настольные лампы, рамка с оргстеклом, магниты.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся, бережно относится к культуре и традициям разных народов, познакомятся с волшебными сказками народов мира. С помощью взрослых дети смогут сделать сказочных героев, сочинить сказку и снять по ней мультфильм.

Формы исредства реализации:

Образовательные области

Совместная деятельность детей ивоспитателей

Совместная деятельность детей иродителей

Самостоятельная деятельность детей

Социально-коммуникативное развитие

Беседа с детьми: «Мы все разные, но все мы вместе».

Беседа с детьми: «Москва- многонациональный город».

Игра «Вежливые слова» (как попросить товарища о помощи и поблагодарить потом?).

Заседание детско-взрослого клуба «Задоринка» рассказы родителей о том, как живет их народ, какие праздники они отмечают, о национальной кухне и рукоделии, о том, что обозначают

имена их детей.

Рассматривание в книжном уголке книг и открыток о Москве, сборников сказок разных народов.

Совместные сюжетно-ролевые игры.

Познавательное развитие

НОД

«Знакомство детей с магнитами и их свойствами». «Знакомство

с линейкой», «Формирование понятий о деление целого на разные части», «Развитие геометрической дальнозоркости»,

«Сенсорное развитие в процессе работы с различными материалами»

Посещение родителями вместе с детьми музея «Этномир»

Посещение музеев культуры и быта у себя на родине. (в Украине, в Грузии, Армении, Азербайджане, в Татарстане)

Дидактические игры «Одень куклу в национальный костюм»

Разрезные картинки «Посуда разных народов», «Дома разных народов»

Речевое развитие

Чтение русских и прослушивание SD дисков народных сказок и национальных сказок тех народов, представители которых были в группе.

НОД

Сравнение русской народной сказки «Мальчик с пальчик» и еврейской сказки «Мальчик Бебеля».

Беседа «Почему сказки похожи?»

«Сочинение авторской сказки»

Разучивание ролей для съемки мультфильма.

Домашнее задание «Моя Родина» (подготовить с ребенком рассказ о своем народе, о городе, где родились родители о бабушках и дедушках)

В книжном уголке рассматривание наборов открыток и фотографий «Грузия», «Армения», «Азербайджан», «Татарстан»,

«Украина»

«Афганистан»

«Арабские Эмираты» «Израиль»

Художественно-эстетическое развитие

НОД

Рисование: «Моя любимая народная сказка», «Мой любимый сказочный герой»,

«Декорации для мультфильма».

Лепка: «Национальное угощение из соленого теста»,

«Герой из национальной сказки»

Прикладное творчество «Изготовление героев национальных сказок»

Домашнее задание: стенгазета «Моя Родина».

Рисование, лепка,

аппликация в свободное время.

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке:

Украинские:

«Рыбки», «Скрытый звоночек», «Веточка»

Грузинские «Хурхеваоба»(ходьба по ухабам)

«Большая артурма» (чехорда),

Татарские

«Буяну-буяну»(маляр и краски)

«Аксак-телке»(хромая лиса)

Армения

«Гушаки овэ»(отгадай кто)

«Карарцан»(статуя)

Заседание взросло-детского клуба «Задоринка» «Мама папа я –спортивная семья (национальные игры)»

Подвижные игры разных народов в свободное время

Этапы реализации

Сроки

Виды деятельности

Цель

Исполнители

подготовительный

Сентябрь-ноябрь

Чтение с детьми русских народных сказок и сказок народов мира.

Беседы с детьми о сказочных героях, их характерах, особенностях, одежде, именах.

Сравнение героев разных сказок.

Рассматривание иллюстраций разных авторов к сказкам.

Выбор детьми героя из сказки своего народа.

Изображение своего героя в национальной одежде.

Изучение литературы по изготовлению кукол.

Познакомить детей с народными сказками, их героями, национальными особенностями.

Познакомить детей с разными способами изготовлению кукол

Воспитатели, дети, родители.

основной

Декабрь-март

Изготовление своего героя.

1.Сворачивание проволоки для каркаса

2. Изготовление выкройки куклы

3. Сшивание с помощью взрослых и склеивание деталей.

4. Набивка тела куклы синтепухом.

5. Приклеивание волос

6. Оформление лица куклы.

7. Пошив одежды для сказочного героя (с помощью взрослых)

Сочинение сказки о приключениях героев

«Волшебное путешествие царевны Будур»

Исследовательская деятельность детей по изучению свойств магнитов.

Закрепление героев сказки на магнитах с помощью «липучки»

Разучивание ролей

Съемка мультфильма

Сделать героев для создания мультфильма

Научить детей сочинять коллективные сказки.

Научить детей снимать мультфильмы используя магниты.

Воспитатели, дети, родители.

Воспитатели, дети.

заключительный

Апрель-май

Обыгрывание сделанных героев в самостоятельных играх

Показ мультфильма детям других групп.

Выставка «Наши сказочные герои».

Познакомить детей других групп с героями национальных сказок, показать мультфильм и рассказать о том, как его снимали.

дети

Итоговые мероприятия:

  1. Показ мультфильма родителям на заседании детско-взрослого клуба «Задоринка».
  2. Показ мультфильма и рассказ о его создании на научно-практической конференции «День Науки» в Гимназии № 1590 имени Героя Советского Союза В. В. Колесника.

Рефлексия:

Мы считаем, что в результате нашей работы дети научились заботиться друг о друге, уважать национальные традиции и чувства других людей, делать героев сказок, сочинять сказки, рисовать декорации, снимать мультфильм

Мы считаем, что этот детско-взрослый проект благотворно отразился на развитии познавательных и коммуникативных способностей детей, их умениях выбирать и использовать нужную информацию, планировать свою деятельность. Также проект помог сплотить детей, сформировать детскую общность.

Приложение.

Сказка «Волшебное путешествие царевны Будур».

В далекой, жаркой стране арабских сказок, жила царевна Будур. Однажды ей стало скучно во дворце, и она пошла погулять, шла она, шла и пришла к морю. На берегу было весело, она собирала ракушки и делала и них ожерелье. Но вдруг поднялась огромная волна, и из нее появился Джин.

— Зачем пожаловала и нарушила мой покой? Я заберу тебя, и ты будешь моей пленницей, — сказал Джин.

Подхватил он царевну Будур и унес ее на незнакомый остров. Опустил ее на землю и сказал:

— Останешься здесь на веки, вечные.

Заплакала царевна горючими слезами. Плакала, она, плакала и увидела, как в траве что — то блеснуло. Присмотрелась она и увидела, что это была Золотая змейка.

—Не плачь, царевна, это не обычный остров, а сказочный. Это остров грузинских сказок и здесь живу я, Золотая змейка. Я не простая змейка, а дочка Солнышка, из сказки «Змеиное деревце». Я помогу тебе отсюда выбраться, — сказала змейка. — Я попрошу маму-Солнышко перекинуть мостик — радугу на другой остров.

Так они и сделали, и перебрались по радуге на другой остров. А там Шурале плачет, ему дерево пальцы защемило. Отодвинули царевна со змейкой дерево, освободили Шурале.

— Скажи нам, пожалуйста, кто ты такой и что это за остров, — попросила его Золотая змейка.

— Это остров татарских сказок, и здесь живу я, Шурале, лесной царь, — А вы кто такие?

— Я, царевна Будур, меня Джин похитил и сделал своей пленницей, а Золотая змейка помогла мне убежать.

Но вдруг небо потемнело, и появился Джин. Шурале превратился в большое дерево и спрятал Золотую змейку и царевну Будур под своими ветками. Не заметил их Джин и пролетел мимо.

— Я не могу вас долго прятать, Джин вернется и найдет вас, — сказал им Шурале.

Сделал Шурале из ветвей легкую лодочку, посадил царевну и змейку.

— Я отвезу вас на другой остров, — пообещал он.

Поплыли они по морю и приплыли к очень красивому острову. Это был остров скандинавских сказок, и жили на нем эльфы. Увидели их эльфы и закричали:

— Спасите нас, на нас напали злые грибы, их злой волшебник заколдовал.

— Садитесь скорее к нам в лодку, — сказал им Шурале.

Перелетели эльфы из своих цветов в лодку, и они поплыли дальше.

Вдруг подул сильный ветер, поднялись высокие волны, и начался шторм.

—Мы погибнем! Нас смоет волной! Что же нам делать? — закричали все.

Вдруг среди туч появился Волшебный орел. Спустился орел, подхватил лодочку и поднялся высоко над морем.

— Кто ты? — спросил его Шурале.

— Я Волшебный Орел из еврейской сказки «Волшебный Шамир». Я живу в «Сказочном лесу», который сделали дети в детском саду. Я отнесу вас туда, — сказал им орел.

Полетел орел над морем и принес лодочку в «Сказочный лес». Вышли их встречать сказочные жители.

— Оставайтесь у нас жить, — сказали они.

— Спасибо вам, сказочные жители, мы останемся у вас жить, — ответили им царевна, змейка, эльфы и Шурале.

И стали они жить-поживать и добра наживать, в «Сказочном лесу».

Литература:

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н. Е., Комаровой Т. С., Васильевой М. А. М.: «Мозаика-Синтез» 2015.
  2. Пропп В. Я. «Русская сказка» М. «Лабиринт» 2011.
  3. Пропп В. Я. «Морфология Волшебной сказки». М. «Лабиринт» 2011.
  4. Пропп В. Я. «Исторические корни волшебной сказки» М. «Лабиринт» 2011
  5. Детская энциклопедия «Мифология» Дорохина Л. Н., Макаревич В. М., Широкина Е. В., Шокарев С. Ю., Шуйская Ю. В. М. «РОСМЕН» 2008.
  6. Детская энциклопедия «Народы мира» сост. Волкова А. В. М. «РОСМЕН» 2011.
  7. Детская энциклопедия «Народы мира» сост. Широкина Е В. М. «РОСМЕН» 2012.
  8. Афоничева Е. А. «Куклы своими руками» М. АРС 2013.
  9. Мудрагель Л. «Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление». Спб. «Питер Пресс» 2015
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, сказка, Золотая змейка, герой, народ, авторская сказка, игра, показ мультфильма, помощь взрослых, съемка мультфильма.

Похожие статьи

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста»

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Похожие статьи

Проект «Формирование у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры»

Педагогический проект «Формирование национального самосознания у детей дошкольного возраста»

Развитие толерантности у детей старшего дошкольного возраста в процессе изучения национальных сказок и обычаев разных народов

Проект интегративного подхода к развитию творческих способностей дошкольников через театрализованную деятельность по мотивам народной сказки «Гуси-лебеди»

Программа развития креативности у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления дошкольников с народным творчеством (на материале формирующего эксперимента)

Конспект совместной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей среднего дошкольного возраста с применением ИКТ на тему «Весеннее чудо»

Конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с предметным миром для детей старшего дошкольного возраста «Наши помощники дома и в детском саду»

Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации

Опыт работы по применению лэпбука «Театр» для развития творческих способностей дошкольников средствами театрального искусства

Задать вопрос