Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии
Автор: Горонина Татьяна Петровна
Рубрика: Коррекционная дошкольная педагогика
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.
Дата публикации: 25.06.2018
Статья просмотрена: 1247 раз
Библиографическое описание:
Горонина, Т. П. Комплексный подход к формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии / Т. П. Горонина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3473/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются организационно-методические аспекты комплексного подхода к формированию речемыслительной деятельности у старших дошкольников с нарушениями речи на коррекционно-развивающих занятиях. Анализируются методологические основания, принципы, задачи, содержание и методы реализации процесса формирования речемыслительных умений и навыков.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи, дизартрия, речемыслительная деятельность, суждения, умозаключения, коррекционно-развивающая работа, комплекс речемыслительных заданий, методические принципы.
Построение эффективной системы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями речи предполагает наличие определенного уровня развития речемыслительной деятельности, которая представляет собой единый процесс порождения мысли и речи, составляя материальную базу общения, и является условием формирования полноценной личности ребенка и готовности к школьному обучению. В связи с этим возрастает роль исследований, направленных на поиск путей оптимизации развития речевых и мыслительных процессов детей дошкольного возраста. Являясь процессом обобщенного отражения сущностных характеристик, причинно-следственных связей между явлениями окружающей действительности, который совершается как опосредованная вербальная деятельность по овладению логическими операциями, речемыслительная деятельность концентрирует в себе все достижения ребенка в речевом и психическом развитии.
Сложность и многоплановость проблемы речемыслительной деятельности выдвигает требование осуществления самых различных подходов к ее изучению. Фундаментальные исследования Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. позволили определить принципиальные положения, лежащие в основе связи мышления и речи, и наиболее значимые вопросы этой проблемы: когнитивные предпосылки развития речи и языка; закономерности и направления развития речи и мышления в онтогенезе; отношение мысли к слову в процессе порождения речевого высказывания; роль обучения в психическом развитии ребенка.
В полной мере речемыслительная деятельность возможна только при условии нормального развития речи и мышления. У детей с речевыми расстройствами нарушены основные компоненты речевой системы и имеются некоторые нарушения психических процессов, в том числе и мышления. Это в полной мере относиться и к такому распространённому нарушению как общее недоразвитие речи, которое достаточно часто осложняется дизартрическими расстройствами. В результате стойкое системное недоразвитие речи, характеризующееся комбинаторностью нарушений фонематического, лексического и грамматического компонентов речевой функциональной системы, вызывает вторичные нарушения в познавательной сфере и определяет неготовность к школьному обучению. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование коммуникативной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфер. Отмечается недостаточная устойчивость произвольного внимания, снижение речеслухового запоминания, не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия.
Дошкольники с общим недоразвитием речи при дизартрии имеют ряд общих специфических характеристик мыслительных действий и операций, связанных с относительной сохранностью ориентировочной основы и преимущественной недостаточностью отдельных звеньев исполнительного этапа речемыслительной деятельности: недостатки автоматизированности аналитико-синтетических процессов и процессов текущего контроля, недостатки соотнесения продуктов словесного анализа с образными представлениями, недостатки целенаправленности процессов сохранения заданных вербально логических отношений и избирательности речемыслительных связей. Все это препятствует формированию потенциально сохранных умственных способностях, тормозит становление речемыслительной деятельности. В связи с этим актуальность приобретает проблема комплексного подхода к развитию речевых и познавательных процессов у детей с общим недоразвитием речи при дизартрии как условие развития полноценной личности ребенка, его социальной адаптации и интеграции в общество.
Учитывая обусловленные речевой недостаточностью особенности развития детей с общим недоразвитием речи при дизартрии и актуальность проблемы готовности к школьному обучению решающее значение приобретает специальная организация формирования и развития речемыслительной деятельности как целостного комбинированного процесса во взаимосвязи всех ее структурных компонентах (когнитивного и речевого).
Все выше сказанное свидетельствуют о том, что в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с общим недоразвитием речи, при дизартрии необходимо предусмотреть занятия по комплексному системному развитию речи и речемыслительной деятельности с учетом структуры нарушения, уровня развития речевой и речемыслительной деятельности, сочетания различных форм и методов обучения на основе междисциплинарного подхода.
В основу предложенной методики по формированию речемыслительной деятельности дошкольников с нарушениями речи положены следующие методические принципы, которые выступают во взаимосвязи с друг другом и отражают специфику обучения.
Принцип взаимосвязи умственного и речевого развития детей, который базируется на понимании речи как продукта речемыслительной деятельности формирования и развитие которого тесно связанно с познанием окружающего мира. Известно, что речь опирается на сенсорное представление, которое составляет основу мышления и развивается в единстве с ним. Развитии речи необходимо проводить на основе развития содержательной стороны мышления. При определении содержания методики мы исходили из того положения что, усвоение речевого материала происходит в условиях решения мыслительных задач, а не путем простого воспроизведения.
Принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, развитие речи как целостного образования, который реализуется в таком построении работы, при котором осуществляется освоение всей формы языка в тесной взаимосвязи. В процессе развития одной из сторон речи развиваются и другие. В центре внимания должна быть работа над связным высказыванием, в котором суммируется все достижения ребенка во владении языком.
Принцип формирования элементарного осознания языковых явлений.
В основе усвоения речи ребенком лежит неосознанное обобщение явлений языка. У детей с речевыми нарушениями этот процесс происходит своеобразно и дисгармонично вследствие первичного недоразвития языковой способности. Необходимо на ранних стадиях коррекции формировать не только произвольность речи, но и ее осознанность. В наибольшей степени этот принцип продуктивен при обучении и воспитании детей с общим недоразвитием речи (алалией, дизартрией, ринолалией) и при подготовке к обучению и предупреждению нарушений письменной формы речи.
Принцип обеспечения активной речевой практики, который заключается в употреблении и восприятии детьми различных форм речи в меняющихся условиях общения. Для каждой формы речевого нарушения используются наиболее адекватные частные приемы, обеспечивающие речевую активность детей в различных видах деятельности.
Принцип тематической взаимосвязи с программой для специальных дошкольных учреждений. который предусматривает учет последовательности изучения лексического материала.
При реализации методики также учитывались общедидактические принципы: доступности, наглядности, систематичности, последовательности, индивидуализации обучения.
Коррекционно-развивающая работа по формированию речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии предусматривала дифференцированный подход по принципу личностно-ориентированного обучения в связи с тем, что механизм речевых расстройств разнообразен и их преодоление требует индивидуализации проблем ребенка, учета его компенсаторных и потенциальных возможностей и склонностей, а также интеграцию методов и приемов коррекционно-развивающей работы. В методике по формированию речемыслительной деятельности использовалась комбинация методов (словесные, наглядные и игровые), дополненные специфическими приемами (речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, вопрос).
Разработка методики формирования речемыслительной деятельности базировалась на поэтапном формировании речемыслительного механизма, включающего: целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (памяти, воображения и мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения; формирование языковых (морфолого-синтаксических, лексических) средств построения связанных высказываний типа суждения, умозаключения; усвоение норм построения такого высказывания (смысловое единство, последовательность логическая взаимосвязь, завершенность каждого элемента и др.).
Обеспечение мотивационной стороны речи осуществлялось посредством выработки познавательных и личностных мотивов путем развития интереса к выполняемым заданиям:
– создание логопедом проблемной ситуации;
– подача материала в игровой форме;
– стремление первым выполнить задание (соревновательный компонент);
– потребность найти правильный ответ.
Коррекционно-развивающая работа по формированию речемыслительной деятельности на материале суждений и умозаключений в рамках нашей методики проводилась в двух направлениях:
– Овладение языковыми средствами оформления связного текста. Наиболее сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением. В методике широко представлены упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений и на построение предложений с глаголами сослагательного наклонения.
– Совершенствование грамматического оформления высказывания за счет многократной упражняемости в освоении той или иной грамматической категории. Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений. Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями, типа суждения, умозаключения.
С дошкольниками с общим недоразвитием речи при дизартрии была проведена планомерная системная и целенаправленная работа по формированию речемыслительной деятельности на материале суждений и умозаключений. Реализуемый нами репертуар речемыслительных упражнений, требующий рассуждений и поиска решений в речевой форме, включал в себя: классификационные задания, базирующиеся на единстве таких мыслительных действий как анализ, синтез, сравнение и обобщение; задания с противоречиями, предполагающие обучение способам разрешения противоречий в вербальном плане; задания на установление системных связей, учитывающие связи разного уровня, большую часть которого занимает познание свойств, т. е. значение признаков; творческие задания с недостатком данных, которые характеризуется размытостью условий, разностью путей решения, многовариантностью ответов;прогнозные задания, которые позволяют формировать навык установления причинно-следственных связей.
Наряду с формированием связного суждения и умозаключения в рамках комплексного подхода на всех этапах проводилась работа по формированию умения выделять главные и второстепенные объекты, обозначать лексические единицы, располагать смысловые звенья сюжета в логической последовательности, определяя причинно-следственные связи, удерживать смысловую программу в памяти. При этом учитывалось опережающее развитие семантической стороны речи по отношению к формально-языковой.
Использование методики формирования речемыслительной деятельности, включенной в традиционную систему коррекционно-развивающей работы, позволило ускорить и усовершенствовать процесс развития речемыслительной деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи при дизартрии, сделало этот процесс более интенсивным.
Таким образом, комплексная коррекционно-развивающая методика, включающая в качестве основных средств психолого-педагогического воздействия, специальные речемыслительные задания, построенная с учетом особенностей старших дошкольников с общим недоразвитием речи, отвечающая современным требованиям к организации занятий, позволяет сформировать базис для успешного овладения учебной программой, корригируют речемыслительную недостаточность, что в свою очередь, компенсаторно влияет на формирование общей способности к обучению.
Литература:
- Баль Н. Н., Дроздова Н. В. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с ОНР на коррекционных занятиях — Мн. Издательство: Народная асвета, 2015. — С. 36.
- Власенко, И. Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. — М.:Издательство: Педагогика, 1990. — 152 с.
- Ястребова, А. В., Лазаренко О. И. Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи. — М. Издательство: АРКТИ, 2001. — С. 3–18.
Ключевые слова
общее недоразвитие речи, дизартрия, речемыслительная деятельность, коррекционно-развивающая работа, суждения, умозаключения, комплекс речемыслительных заданий, методические принципыПохожие статьи
Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью
Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...
Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода
В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.
Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...
Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики
В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...
Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования
В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения
Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций
В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных...
Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...
Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития
В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...
Похожие статьи
Подготовка детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью
Статья посвящена актуальной для дошкольного образования проблеме: подготовке детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладению письменной речью. В статье рассмотрены теоретические аспекты формирования письменной речи у детей ...
Организация коррекционно-логопедической работы в дошкольной образовательной организации на основе комплексного подхода
В статье отражена организация коррекционно-логопедической работы по коррекции нарушений звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста на основе комплексного подхода.
Логопедическая работа по обогащению словаря у обучающихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени
Речь реализует потребности человека такие как: коммуникативную, информативную, познавательную, развивающую. Особую значимость речевых компетенций приобретают умственно отсталые дети школьного возраста в условиях школы коррекционных школ. Коррекция на...
Особенности коррекции нарушений праксиса старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами ритмической гимнастики
В фокусе данной статьи представлен потенциал применения средств ритмической гимнастики для преодоления нарушений праксиса у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Отмечается взаимосвязь развития моторной сферы ребёнка и его р...
Монологическая речь дошкольников с задержкой психического развития и направления ее формирования
В статье представлены особенности монологической речи дошкольников с задержкой психического развития и основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у дошкольников с ЗПР.
Коррекционно-логопедическая работа, направленная на развитие пространственных представлений у детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи в структуре дошкольного образовательного учреждения
Целью является предоставить разработанный комплекс логопедических занятий по развитию пространственных представлений для детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи. Применялся теоретический, эмпирический, исследовательский и математико-статический мето...
Развитие межполушарного взаимодействия как эффективное направление активизации умственной деятельности дошкольников с особыми образовательными потребностями
В статье дана характеристика детей с особыми образовательными потребностями, рассмотрен термин «кинезиология», определены ее цели и задачи относительно влияния на развитие личности детей с особыми образовательными потребностям (ООП), освещена система...
Сочетание традиционных и инновационных приемов и методов в коррекционно-развивающей работе по формированию предложно-падежных конструкций
В статье рассматривается коррекционно-развивающая работа по формированию предложно-падежных конструкций у детей дошкольного и младшего школьного возрастов с нарушениями речевого развития. Приводятся методические рекомендации по сочетанию традиционных...
Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...
Геометрические игры-головоломки как средство развития пространственных функций у детей с нарушением речевого развития
В статье представлен обзор приемов и методов коррекционно-развивающей работы по развитию пространственных функций у детей с нарушениями речи. Рассматриваются основные виды геометрических головоломок. Описываются варианты их использования в работе с д...