Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технологии здоровьесбережения

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №4 (14) июль 2018 г.

Дата публикации: 01.07.2018

Статья просмотрена: 912 раз

Библиографическое описание:

Огурцова, И. А. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы) / И. А. Огурцова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 4 (14). — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/99/3487/ (дата обращения: 16.11.2024).



Вопросы здоровьесбережения занимают ведущее место среди глобальных проблем современности, тема сохранения и укрепления здоровья детей всегда является первостепенной. Основы здоровья человека закладываются в детстве, растущий детский организм является очень чувствительным к воздействию факторов внешней среды, поэтому вопросы здоровьесбережения детей находятся в центре внимания.

Дошкольный возраст является важным периодом формирования личности человека. Именно в этом возрасте вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества, укрепляется здоровье и развиваются физические качества, что создает условия для активного формирования личности, развития психических функций дошкольника, успешной социализации.

Значительную часть того, что закладывается в семье в детские годы, человек сохраняет в течение всей жизни. Это связано с тем, что в семье ребёнок находится значительную часть своей жизни, что по длительности своего воздействия на личность намного дольше, чем любой другой из институтов воспитания. В семье закладываются основы личности ребёнка, и к моменту окончания дошкольного возраста ребенок личность ребенка во многом уже сформирована.

По мнению А. В. Хуторского о том, что компетентность — это интегрированная характеристика личности, основанная на его знаниях, опыте, навыках и мотивации, демонстрируемые в деятельности и поведении человека [6].

Поэтому компетентность родителей в области здоровьесбережения детей зависит от наличия у родителей знаний и умений осуществлять здоровьесберегающую деятельность, личностных ценностей, связанных с укреплением здоровья. Компетентность родителей в области здоровьесбережения дошкольников должна способствовать достижению положительных результатов в сохранении здоровья детей.

Для успешного развития детей необходимо, чтобы семья и дошкольное образовательное учреждение составляли целостную образовательную среду. Поэтому опору для реализации воспитательного потенциала семьи и становление компетентного родительства родители могут обрести в лице педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения.

Однако родители не только не проявляют достаточной заинтересованности в решении проблемы здоровьесбережения детей, не используют все резервы и воспитательные возможностей семьи, но и демонстрируют детям модель поведения, противоречащую здоровому образу жизни (гиподинамия, вредные привычки и т. д.).

Здоровьесбережение ребенка начинается с организации здорового образа жизни в семье. Условия здоровьесбережения дошкольников в семье: целенаправленность, систематичность, личный пример родителей.

Мы рассмотрим компоненты здоровьесбережения дошкольников, изложенные в трудах отечественных педагогов (Зверева О. Л., Ганичева А. Н. [2], М. Д. Маханева [3], Э. Ромм [4].

1) рациональная организация режима дня ребенка;

2) гигиеническое воспитание;

3) организация двигательной активности;

4) правильное питание;

5) закаливание;

6) благоприятный психологический микроклимат в семье.

Рассмотрим выделенные компоненты. Рациональная организация режима дня ребенка предполагает рациональное и четкое чередование режимных моментов (сон, прием пищи, прогулка, другие виды деятельности). Часто вопросу о режиме дня (особенно у старших дошкольников) не уделяется должного внимания. Однако, произвольность в распорядке дня противоестественна для ребенка. Отсутствие режима дня вредит здоровью детей. Это связано с тем, что физиологические и психические процессы человека имеют ритмический характер. Когда привычный ритм жизни ребенка нарушается, у него могут возникнуть различные функциональные нарушения (неадекватные эмоциональные реакции, нарушения пищеварения, повышенная раздражительность, головные боли, астения и т. д.). Поэтому домашний режим ребенка в выходные дни не должен противоречить режиму дошкольного учреждения. Поэтому родители должны:

1) приучать ребенка ложиться и вставать примерно в одно и то же время;

2) правильно организовывать место сна (приобрести ребенку отдельную кровать, регулярно менять постельное белье, проветривать перед сном комнату);

3) перед сном избегать переедания, эмоциональных и физических нагрузок на ребенка.

Гигиеническое воспитание в семье направлено на формирование у детей знаний о способах сохранения и укрепления здоровья, гигиенических навыков и привычек, необходимых для предупреждения возникновения болезней. Зависимость формирования ряда гигиенических навыков от организации гигиенического воспитания в семье у дошкольников установлена М. А. Десятых [1]:

1) аккуратность, самостоятельность при приеме пищи, мытье рук перед едой, употребление в пищу только вымытых овощей и фруктов, тщательное пережевывание пищи с закрытым ртом, использование столовых приборов, салфетки; уборка за собой грязной посуды;

2) умывание, уход за полостью рта, умелое использование мыла, туалетной бумаги, полотенца;

3) использование только индивидуальных предметов личной гигиены (расческа, зубная щетка);

4) одевание (раздевание), поддержание опрятности в одежде (ребенок складывает, сворачивает одежду, замечает недостатки во внешнем виде одежды, например, оторванную пуговицу, развязанные шнурки).

Организация двигательной активности ребенка в семье направлена, по мнению М. Д. Маханевой, на профилактику гиподинамии (ограничения двигательной активности) [4]. По данным исследований Д. М. Стрельбицкого, дома дети проводят много времени у компьютера, с мобильным телефоном, что может быть удобным для родителей, поскольку не мешает им заниматься своими делами [5]. Многие современные родители озабочены опережающим развитием детей, поэтому многие дошкольники посещают развивающие занятия и проводят много времени за столом. В результате развивается дефицит двигательной активности, который проявляется в нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения и других систем органов.

Поэтому рекомендуется использовать в семейном воспитании:

1) активный отдых (подвижные, спортивные игры, пешие прогулки, катание на велосипедах, коньках, лыжах, спортивные развлечения);

2) туризм;

3) организацию двигательной деятельности детей (на прогулке, во время летнего отдыха, в перерывах между статичными занятиями);

4) физические упражнения при выполнении режимных моментов (утренней зарядки, зрительной гимнастики).

Правильное питание способствует нормальному развитию детского организма, росту, укреплению иммунитета, профилактике заболеваний. Родители должны понимать, что правильное питание должно быть сбалансированным, разнообразным, с учетом особенности развития детей, возрастных потребностей организма.

Закаливание, по мнению Н. Н. Атакишиевой, это комплексная система воспитательно-гигиенических воздействий для повышения устойчивости к вредным для здоровья факторам. Благодаря закаливанию у дошкольников улучшается способность переносить воздействие низкой температуры, плохой погоды, активизируются адаптационные возможности организма. Это способствует профилактике простудных и других заболеваний, укреплению нервной системы, улучшению обмена веществ.

Важнейшим фактором воздействия на личность ребенка является благоприятный психологический микроклимат в семье, отсутствие конфликтов, эмоциональная поддержка членами семьи друг друга, волевая регуляция эмоциональных проявлений и поведения. Когда дети чувствуют, что родители их любят, они ощущают эмоциональную защиту и психологический комфорт.

Таким образом, компетентные в вопросах здоровьесбережения родители владеют знаниями о здоровье детей, создают условия для сохранения и укрепления здоровья ребенка дома: соблюдают режим дня, приучают детей к соблюдению гигиенических норм, поддержанию двигательной активности, организуют правильное питание, проводят закаливающие процедуры, поддерживают благоприятный психологический микроклимат в семье, являются примером здорового образа жизни.

Литература:

  1. Десятых М. А. Здоровое питание // Дошкольное воспитание. — 2012. — № 7. — С. 50.
  2. Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений. — М.: Академия, 2000.–160 с.
  3. Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 88 с.
  4. Ромм Э. Здоровье вашего ребенка. — М.: АСТ- Пресс Книга, 2013. — 264 с
  5. Стрельбицкий Д. М. Здоровье — осознанный выбор. — М. ТЦ Сфера, 2013. — 948 c.
  6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. — 2003. — № 2. — С.58–64.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, двигательная активность, правильное питание, семья, благоприятный психологический микроклимат, гигиеническое воспитание, здоровый образ жизни, родитель, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст.

Похожие статьи

Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи

Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы)

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Формирование экологических знаний и практического опыта дошкольников в реализации проекта «Дели на три»

Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)

Похожие статьи

Здоровьесбережение дошкольников через организацию взаимодействия ДОУ и семьи

Исследование уровня компетентности родителей, педагогов и детей в области здоровьесбережения (из опыта работы)

Педагогические условия формирования компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Сотрудничество ДОУ с семьей в подготовке детей к школьному обучению (из опыта работы)

Формирование экологических знаний и практического опыта дошкольников в реализации проекта «Дели на три»

Взаимодействие с семьей в вопросах оздоровления дошкольников

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через игровую деятельность (из опыта работы)

Содержание, формы и методы взаимодействия педагогов с семьями воспитанников по повышению компетентности родителей в области здоровьесбережения дошкольников (из опыта работы)

Организация работы специалистов детского сада с потенциально одаренными дошкольниками (из опыта работы)

Задать вопрос