Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория образования и обучения, дидактика

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 02.09.2018

Статья просмотрена: 3609 раз

Библиографическое описание:

Гросс, И. С. Функциональное чтение и работа с текстом как одно из направлений работы с учащимися в условиях ФГОС / И. С. Гросс. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3522/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Как хорошо уметь читать», — твердим мы с детства. А хорошо уметь читать — ещё лучше! Сегодня недостаточно читать бегло и техника чтения не показатель читательской компетенции.

Министр Образования России Ольга Юрьевна Васильева считает, что итоговая аттестация школьников по всем предметам страдает из — за неумения внимательно читать, выделять главное, вступать в диалог с текстом. И корни проблемы, не в старшей и даже не в средней школе, а на самом начальном этапе обучения, где семья и школа должны научить воспринимать книгу не только как источник знаний, но и как лучшего друга и советчика.

Чем же информативное чтение отличается от функционального? К сожалению, гаджеты, интернет, бесконечный поток информации приучает детей и взрослых просматривать написанное бегло, по диагонали, не погружаясь мыслями и чувствами в суть текста.

Вспоминается из уроков литературы лакей Чичикова Петрушка, который читал только потому, что буквы причудливо складывались в непонятные слова. Неужели мы со всей информационной грамотностью обречены вернуться к читательской безграмотности?

Функциональное чтение учит прежде всего понимать, что и зачем мы читаем и где это можно применить. Читатель выходит на уровень собеседования с автором.

В методике начальной школы давно существует термин «Смысловое чтение» — учить думать над прочитанным, высказывать своё мнение, понимать авторскую позицию и выстраивать диалог с человеком, написавшим текст.

Не раз мы сталкиваемся с проблемой: техника чтения у ученика начальной школы отличная, читает он бегло и уверенно. Но не может ответить на поставленный вопрос к прочитанному, затрудняется пересказать то, что только воспроизвёл, тем более определить главную мысль отрывка. Мы понимаем, что без осознанного чтения пользы от прочитанного нет.

Какая же работа с текстом поможет на современном уроке указать детям путь к позиции компетентного читателя? Выделяются 3 этапа: восприятие — истолкование — оценка.

На этапе восприятия важно впечатлить ребёнка искусством слова. Здесь могут прийти на помощь аудиозаписи, мелодекламация самого учителя, с меняющейся фоновой музыкой, дополнение словесного ряда зрительным, образным с привлечением различных видов искусства и технических средств.

Главное здесь — заинтересовать будущих читателей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи. При этом важно помнить, что главным должно оставаться СЛОВО, а другие виды искусства и технические средства играют прикладную роль.

Учитель по глазам и эмоциям детей понимает, что первое знакомство с текстом состоялось. А интригующие вопросы позволяют выявить самых внимательных слушателей и побудить всех перейти к самому ответственному этапу — ИСТОЛКОВАНИЕ текста.

Здесь ребята анализируют текст, находят в нём ключевые слова, цитаты, отвечающие на вопросы, отрывки, соответствующие рисункам, сами предлагают устное иллюстрирование эпизодов, думают над названием и приходят к пониманию авторских мыслей и чувств на уровне детского понимания мира.

Выразительное чтение ребят, в том числе и чтение по ролям, интонирование, выделение ключевых слов и важной информации, объяснение раннее непонятного, пересказ прочитанного корректно и лаконично — это знак того, что дети поднялись на новую ступеньку читательского мастерства.

Важно с начальной школы уделять внимание средствам языковой выразительности. Причём — дети должны понимать, что эпитеты, метафоры, олицетворения не просто есть в тексте — ни дают читателю ключ к авторским загадкам.

И заключительный, не менее важный этап работы с текстом — оценка прочитанного становится минутами сотворчества маленького читателя с большим писателем. Дети могут попытаться сами продолжить прочитанную историю, сформулировать авторский урок, порекомендовать другим ребятам прочитать произведение. А главное, понять: с прочтением текста они стали на страничку читательского опыта взрослее и теперь могут попытаться стать маленькими писателями и сочинить что — то своё, пусть даже это синквейн или самостоятельно построенный «дом понимания», — где фундамент, стены, крыша, окна олицетворяют основные мысли, ключевые слова, уроки текста.

Пример такой работы с текстом стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится».

На этапе восприятия мы говорим о радостном настроении, об ощущении пробуждения, движения в природе.

Музыка помогает пробудить отклик в душах слушателей на этапе истолкования мы соберём: подснежники: средств выразительности, оценивающих красоту поэтического слова. С помощью разбора интонирования текста дети придумывают ритм и тональность произведения, а сам инструмент (гитара) аккомпанирует детское исполнение.

Олицетворения весна и зима делают стихотворение похожим на сказку, где «ведьма злая» должна уступить «доброй красавице».

На уровне оценки дети говорят, что душа просит весны, тепла, радости и красоты.

В 4 классе введены всероссийские проверочные работы, в которых задания даны в больших объемах, что обычно пугает учащихся, вызывает тревогу. Но, при внимательном и неторопливом чтении, делении текста на смысловые части, задания становятся не такими «страшными и невыполнимыми». Это касается задач по математике, логических задач по окружающему миру и работы с текстом во второй части ВПР по русскому языку.

Рассмотрим одну из трудных задач. А решим её с помощью расписания и выделения из текста ключевой информации.

По русскому языку выполнить домашнее задание Оле помогает бабушка, по английскому языку — старшая сестра, а по математике — дедушка. Оля тратит ровно 40 минут на выполнение домашнего задания по каждому предмету. Бабушка готовит завтрак с 8 до 9 часов, сестра гуляет с сыном с 9 до 10 часов 20 минут, а дедушка возвращается из шахматного клуба в 11 часов 15 минут. Оля пришла с тренировки по теннису в 9 часов 45 минут, в 10 часов начала делать уроки и управилась с домашним заданием ровно в 12 часов.

Кто помогал Оле в 10:05?

Задание по какому предмету Оля выполняла последним?

Режим дня семьи Оли

Бабушка

8.00–9.00 — готовит завтрак

С 9.00 до 12.00 свободное время

Старшая сестра

9.00–10.20 — гуляет с сыном

С 10.20 до 12.00 свободное время

Дедушка

Приходит с шахматного клуба в 11.15

С 11.15 до 12.00 свободное время

Оля

Приходит с тренировки по теннису в 9.45

Начинает делать уроки в 10.00 и заканчивает в 12.00

Составив это расписание не сложно ответить на поставленные вопросы. По таблице видно, что в 10.05 Оле помогала делать уроки бабушка, а последним предметом, по которому девочка выполняла задание — математика, т. к. дедушка приходит с шахматного клуба позже всех.

Функциональное чтение, по моему мнению, очень актуально в современной начальной школе. Оно научит не только внимательному, выразительному, осознанному чтению, им наши читатели будут пользоваться всю жизнь. Задача, правильно использовать методы современного чтения, систематически работать над этим, контролировать и корректировать результаты учащихся, которые, непременно, будут меняться в лучшую сторону.

Основные термины (генерируются автоматически): текст, начальная школа, свободное время, шахматный клуб, домашнее задание, русский язык, старшая сестра, техник чтения, функциональное чтение, этап восприятия.

Похожие статьи

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка как способ достижения планируемых результатов ФГОС

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Похожие статьи

Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Знакомство с историей и культурой стран изучаемого языка как способ достижения планируемых результатов ФГОС

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках в начальной школе в рамках ФГОС

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Нетрадиционный урок как одна из форм развивающего обучения в соответствии с требованиями реализации ФГОС

Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей в условиях внедрения ФГОС ДО

Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС

Использование интеллектуальной игры как альтернативы учебной деятельности в процессе организации образования и воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Дидактическая игра как средство развития речи детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО

Задать вопрос