Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж» | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 12.09.2018

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Кириллова, Т. Н. Выразительные средства, используемые на уроках изобразительного искусства при изучении понятия «пейзаж» / Т. Н. Кириллова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3549/ (дата обращения: 16.11.2024).



Новизна стандарта второго поколения для образовательной области «Изобразительного искусства» заключается в том, что в нем предлагается развернутое определение целей художественного образования, для которых приоритетом являются:

– формирование художественных и культурных компетенций обучающихся,

– расширение кругозора,

– развитие образного, ассоциативно-критического мышления,

– приобретение личностного художественно-творческого опыта,

– выбор путей собственного культурного развития.

Приобретенные на базе учебного предмета «Изобразительное искусство» компетенции в комплексе могут стать основой для духовно-нравственного, гражданского становления личности, ее социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей.

Одной из определяющих тенденций в художественном образовании является актуальность развития визуальной культуры обучающихся. Это связано, прежде всего, с возрастанием приоритета передачи информации с вербального способа на зрительный.

Исследователи отмечают наличие определенных психологических особенностей восприятия у так называемого поколения Next — детей, выросших в эпоху компьютеров и глобальной Интернет-сети. Среди них: интеллектуальное равнодушие; неверие в традиционные ценности; недостаток отзывчивости и воспитанности; искушенность в технике и др. Ситуация усугубляется широкой доступностью виртуального пространства, которое является «коммуникатором с широким выбором культурных объектов и способов их использования».

Во время проведения уроков изобразительного искусства необходимо уделять внимание не только последовательности изображения того же самого пейзажа окружающего мира, но и дать возможность проявить свою индивидуальность, и каждый из них будет стараться изобразить свой пейзаж. Не у всех детей должно быть всё одинаково.

Также уроки изобразительного искусства можно активно соединять с уроками литературного чтения. Природа воспевается поэтами и прозаиками, как неотъемлемая часть бытия взаимоотношений человека и природы, его восхищение красотой окружающего мира и любви к родным краям. С учащимися на уроках изобразительного искусства рассматриваются иллюстрации к произведениям (пейзажи), анализируется характер изображаемого, разбирается фоновый комплект изображенного, цветовая гамма, говорится о чувствах, которые вызывает данная иллюстрация или же это репродукция картины. С помощью такой работы учащиеся развивают устную речь — грамотное построение предложений, правильное использование интонации, соблюдение смысловой направленности, рассуждение о смысле той или иной картины, приведение примеров.

На уроках русского языка — при написании сочинения по какой — либо картине, используя основные понятия и знания из урока изобразительного искусства. Прежде чем работать над самой картиной, учащиеся знакомятся с её автором, узнают о других его картинах, вспоминают похожую тематику картин у других художников. Работа по картине на русском языке имеет свои особенности, без знания элементов картины, которую невозможно исполнить. Что входит в работу над картиной на русском языке?

1) Знакомство с биографией художника;

2) Определить основное направление искусства данного художника;

3) Анализ картины;

4) Мнение учащегося о данной картине.

Каждый из этих этапов прорабатывается устно, подробно, используя дополнительную информацию из словарей или энциклопедий — работа с информацией. Обсуждение найденной информации — развитие речи, анализ и систематизация полученных данных. Составление плана по работе над картиной — систематизация данных и построение логической последовательности действий. При работе над картиной использование основных терминов и понятий, взятых из урока изобразительного искусства. Высказывание своего индивидуального мнения о данной картине. Эти этапы работы помогают не только развивать письменную и устную речь, но и видение прекрасного, понимание изображаемого, восприятие картины как замысла художника и цели её изображения.

Для стимулирования воображения и появления вдохновения у ребят необходимо использовать музыкальное сопровождение, лучше всего, конечно, использовать классическую музыку. Например, изображение пейзажей в разное время года, на этом уроке рекомендую использовать музыкальные произведения из альбома П. И. Чайковского «Времена года». Музыка будет основным «вдохновителем», «капитаном воображения» учащихся. Прослушивать музыку лучше закрытыми глазами и дать возможность детям постучать карандашами в ритм, окунуться в стихию мелодий и настроения композиции. После этого, проанализировав характер музыкального произведения, предложить учащимся образцы изображения того или иного времени года в работах великих художников — пейзажистов, таких, как И.Шишкина, И.Айвазовского, И.Левитана и т. д.

Очень много средств можно и нужно использовать на уроках изобразительного искусства, совмещать его с другими уроками на разных этапах. Учащимся будет не только интересно, но запоминать и усваивать материал будет лучше и ярче. Не бойтесь экспериментировать на уроке изобразительного искусства, ведь наш предмет — это и есть искусство, полет мыслей и вдохновения, создание нового и интересного.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, картина, русский язык, урок, окружающий мир, работа, устная речь, учащийся, художественное образование.

Похожие статьи

Использование литературных произведений на разных этапах урока географии для формирования географических представлений

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Приемы работы с пословицами, содержащими дихотомию «свой — чужой» на уроках английского языка

Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников

Проблемный метод обучения на уроках русского языка как способ формирования интеллектуальных особенностей обучающихся ( на примере изучения категории рода имени существительного)

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности на уроке математики

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Похожие статьи

Использование литературных произведений на разных этапах урока географии для формирования географических представлений

Словесные игры, используемые на уроках русского языка

Приемы работы с пословицами, содержащими дихотомию «свой — чужой» на уроках английского языка

Применение метода театрализации на уроках русского языка при закреплении словарных слов

Отображение регионального компонента в изобразительной деятельности как способ развития речи дошкольников

Проблемный метод обучения на уроках русского языка как способ формирования интеллектуальных особенностей обучающихся ( на примере изучения категории рода имени существительного)

Активные методы обучения на уроках иностранного языка как способ формирования метапредметных результатов

Самостоятельная работа как средство организации познавательной деятельности на уроке математики

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Задать вопрос