Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей
Автор: Токарев Алексей Алексеевич
Рубрика: Вопросы воспитания
Опубликовано в Школьная педагогика №3 (13) ноябрь 2018 г.
Дата публикации: 22.10.2018
Статья просмотрена: 115 раз
Библиографическое описание:
Токарев, А. А. Использование знаний об экологическом воспитании как средство повышения мотивации обучения детей / А. А. Токарев. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 3 (13). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/104/3552/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одно из главных требований, предъявляемых к современному образованию, — незамкнутая компетентностная модель, формирующая основу для последующего саморазвития и профессионального совершенствования. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому в условиях надвигающейся экологической катастрофы актуально экологическое воспитание школьников. В школе закладываются основы экологической культуры.
В современных условиях, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, всё более возрастающее значение приобретает воспитание экологической культуры у школьников, а также повышение мотивации обучения. Экологически грамотное, бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, читать её язык, беречь её богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства, когда интерес к окружающему миру велик.
В вопросе экологического воспитания школьников педагогами отводится важное место. Предметы точных наук и гуманитарно-эстетического цикла могут играть исключительно важную роль в формировании экологической культуры и повышения мотивации к обучению школьников.
Из вышеизложенного становится понятно, насколько важным является проведение исследования использования знаний об экологическом воспитании как средства повышения мотивации обучения детей.
Цель данной реферативной работы: изучение возможностей эффективного взаимодействия педагога-психолога с родителями детей со статусом ОВЗ.
Экологическое воспитание — составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения Знания, переведенные в убеждения, формируют экологическое сознание [2, с.71].
В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая — экологическое сознание, вторая — экологическое поведение. А экологическое поведение формируется с годами и не столько на уроке, сколько во внеклассной и внешкольной деятельности.
А. К. Маркова считает: «Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей» [6, с.82].
Одним из частных видов мотивации является учебная мотивация. Проблеме учебной мотивации уделяется пристальное внимание в отечественной и зарубежной педагогической литературе. Важность ее решения определяется тем, что учебная мотивация представляет собой решающий фактор эффективности учебного процесса.
В психолого-педагогической литературе до сих пор не существует однозначно принятого определения термина «учебная мотивация». При этом наряду с ним в качестве синонимов также используются термины «мотивация учения», «мотивация деятельности учения». Обратимся к толкованию ключевых понятий данного исследования: «учебная мотивация» и «учебный мотив». В самом общем плане под мотивом подразумевается любое внутреннее побуждение человека к деятельности, поведению.
Учебная мотивация в общем смысле определяется как частный вид мотивации. Также под мотивацией учения подразумевают систему объективных и субъективных побуждений, включающих потребность как основной источник мотивации. В учебную мотивацию, соответственно, входят потребность в учении, смысл учения, мотив учения, цель, эмоции, отношение и интерес.
Существуют различные варианты классификаций мотивов учения, однако общепризнанным является выделение 2-х основных типов мотивов: широкие социальные мотивы учения и мотивы, непосредственно связанные с содержанием учебной деятельности [3, с.47].
Экологическое воспитание в школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы — это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм
Методические основы формирования экологической культуры школьников разработаны в трудах Т. А. Бабановой, А. Н. Захлебного, Б. Т. Лихачева и др., которые отмечали, что человек не может расти и развиваться, не взаимодействуя с окружающей природной сферой. Его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой характер носят его отношения с природой. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются [4, с. 27].
Известно, что в педагогическом процессе взаимодействуют три главных компонента: «знания-отношения-поведения». При этом более актуальными для школьников являются эмоциональные переживания, связанные с процессом общения с объектом природы, а также разнообразная деятельность в ней.
На основе представлений о взаимосвязях в природе, специфике живого у детей школьного возраста могут быть заложены начальные формы правильного отношения к природе: действенная готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются, развиваться познавательный интерес. Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания учащихся, существует проблема организации работы с учащимися как средства мотивации обучения детей [5, с.81].
Далеко не каждый ребенок имеет возможность приобщиться к пониманию экологических проблем на уровне большой науки, представление об этих проблемах складывается подчас весьма случайным образом.
Разрозненные сведения не дают возможности школьнику выработать стройную систему экологических знаний, которая необходима ему, чтобы разумно относится к природе, не наносить ей урона. Задача педагога тут — обеспечить системный характер экологического воспитания и мотивации учения.
Заключение
В процессе подготовки реферата в соответствии с целью были раскрыты нижеследующие основные положения по данному вопросу.
Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, а также мотивировать к обучению. Вопросами экологического воспитания и образования, а также мотивации школьников занимаются многие педагоги современности. Они делают это по-разному. Это происходит оттого, что вопрос экологического воспитания как средства мотивации сложен и неоднозначен в толковании.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Как было установлено, одной из основных причин незрелости экологического сознания детей нужно считать недостаточно эффективную систему экологического воспитания и его использования как средства мотивации обучения. Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
В заключении отметим, что цель, поставленная в начале написания данной реферативной работы, была достигнута.
Литература:
- Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учебной мотивации. М,: МГОУ, 2013 -180с.
- Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению: Из опыта работы. Пособие для учителя. /Составитель Мельчаков Л. Ф.- М.: Просвещение, 2001.
- Гончарик, Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации.// Начальная школа. — 2014. — № 11.
- Зверев И. Д., Суравегина И. Т. и др. Экологическое образование школьников.- М., 1993.
- Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся.- М.: Просвещение, 2010.
- Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М.: Просвещение,1999.